По делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

ОТ АВТОРА

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффек­тивного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия про­являют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребнос­тью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помо­щи в разрешении конфликтов.

Мы оказались неподготовлены к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспектив­ной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Не хватает подготовленных специалистов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усугубляют ситуацию. Попытки копирова­ния опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокуль­турных условиях, оказываются мало успешными.

В какой-то мере это противоречие — осознания необходимости научного осмыс­ления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней — касается и психологов. В то же время проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические кон­фликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являют­ся источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктив­ный жизненный сценарий.

Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интер­персональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания.

Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными совре­менными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов.

Несмотря на очевидное значение проблемы конфликтов для психологии мы не имеем сегодня сколько-нибудь полных изданий, ей посвященных. В какой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внимания науки к «негатив­ной» проблематике. Однако, пожалуй, именно фундаментальность проблемы кон­фликта более всего затрудняет попытки ее освещения. В психологии немало работ, прямо или косвенно посвященных проблеме конфликта; в последние годы они появ­ляются и в отечественной науке. Однако явления конфликта оказались «поделен­ными» между различными областями психологии — в первую очередь общей психо­логии, психологии личности, социальной психологии. Необходимость целостного описания конфликта требовала иного, проблемно-ориентированного подхода.

Решение этой задачи представляется не только сложным, но и обреченным на критику неизбежных пробелов и упущений. Занимаясь этой проблемой более двад­цати лет, я осознаю это, возможно, лучше других, так же как и отдаю себе отчет в той ответственности, которая сопряжена с подобным изданием. Мною двигало, прежде всего, убеждение в целесообразности предварительной систематизации имеющихся в этой области представлений, которая необходима для дальнейшего их уточнения, развития идей и практической работы с конфликтами. Именно эту задачу — введение в научный обиход систематизированного материала по психоло­гии конфликта — я и ставила перед собой. Это в какой-то мере и определило жанр книги, в которой мне хотелось отразить наиболее существенные теоретические представления многих замечательных психологов XX века, опыт их работы и до­стигнутые результаты, хотя из-за объема материала в большинстве случаев это пришлось делать очень кратко.

Данная работа написана, прежде всего, для психологов, а также всех, кто отдает себе отчет в той огромной роли, которую в конфликтах любого вида играют психо­логические факторы.

Огромную роль в моей работе сыграла предоставленная мне факультетом психо­логии Санкт-Петербургского государственного университета возможность чтения цикла лекций по психологии конфликтов, где. впервые в стране эта проблематика была введена в учебные программы подготовки психологов. За эти годы менялось само время, менялись и наши представления о конфликтах, но неизменным оста­вался огромный интерес студентов и доброжелательное отношение коллег. В сущ­ности именно им, а также многим из тех, кто делился со мной своими личными исто­риями, своими жизненными драмами и победами, помогая лучше понимать слож­ный и трудноуловимый мир человеческих конфликтов, я обязана тем, что решилась на написание этой книги.

Введение

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ



Во введении описывается содержание научного и обыденного понятия конфликта и определяются границы его проблемного поля.

• Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой

• Классификации видов конфликтных явлений

• Научные определения конфликтов

• Признаки конфликтов

• Резюме


Наши рекомендации