Игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения

Задачи:

снятие мышечных зажимов;

снижение психоэмоционального напряжения и тре­вожности;

развитие чувства собственного тела;

развитие воображения и чувственного восприятия.

Зайчики

Содержание.Психолог предлагает детям предста­вить, что они превратились в веселых цирковых зайчи­ков, которые играют на барабанах. Он описывает харак­тер действий - силу, темп, резкость - и направляет вни­мание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, психолог говорит: «Как сильно зайчи­ки стучат по барабанам! А вы чувствуете, как напряже­ны у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в ручках, в кулачках, даже в плечиках!?

А на лице улыбка. Лицо расслабленное.

И животик расслаблен. Дышит спокойно.

А кулачки напряженно стучат!..

А что еще расслаблено?

Давайте опять попробуем постучать, но уже медлен­нее, чтобы уловить все ощущения».

Ловим комаров

Содержание.Дети садятся на стульчики, образуя большой круг.

Психолог говорит: «Давайте представим, что насту­пило лето. Окно открыто, и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» - вы привстане­те и будете ловить комаров. Вот так!»

Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.

Психолог продолжает: «Каждый из вас будет «ло­вить комаров», не задевая тех, кто сидит рядом. По ко­манде «Стоп!» - вы сядете на стульчики. Готовы? Нача­ли!.. Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите рас­слабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладо­нями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!»

Можно сопровождать упражнение записью комариного писка.

Огонь и лед

Содержание.Дети образуют большой круг.

По команде психолога «Огонь!» - они начинают выполнять интенсивные движения всем телом.

Плавность и степень интенсивности движений каж­дый ребенок выбирает произвольно.

По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в кото­рой их настигла команда, напрягая до предела все тело.

После напряжения наступает фаза естественного рас­слабления. Психолог несколько раз чередует обе ко­манды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Шалтай-болтай

Содержание.Дети встают в круг на расстоянии вы­тянутой руки друг от друга и поворачивают корпус впра­во и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».

Дети приседают или падают на ковер.

Воздушный шарик

Содержание.Дети встают в круг.

Психолог говорит: «Представьте, что сейчас мы бу­дем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глаза­ми за тем, как ваш шарик становится все больше и боль­ше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте ос­торожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свои шарики друг другу».

Упражнение повторяется три раза.

Подвески

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в ку­кол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закон­чился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - рас­слаблено, болтается.

Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...».

Упражнение выполняется в произвольном темпе, луч­ше с закрытыми глазами. Психолог следит за степе­нью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.

Росток

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закрой­те глаза и слушайте меня.

Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое се­мечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чув­ствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и ком­фортно, что оно расслабилось и позволило земле забо­титься о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семеч­ко, и оно заснуло.

А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему се­мечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.

Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко просну­лось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, по­чувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как ста­ло интересно нашему семечку. Что же происходит на­верху? Не опасно ли там? Но земля только мягко под­толкнула семечко к поверхности, и ему вновь стало спо­койно. Семечко уцепилось за землю своими корешка­ми и потянулось вверх, к солнышку.

Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и теп­лом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья.

А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое силь­ное дерево, которое укрывает путников от знойного сол­нца или спасает от дождя под кроной своих листьев.

На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и животные, чтобы насытиться его плодами.

Вот так и человек растет. Медленно... Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасны­ми юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре.

Поиграем в росточек. Сядьте на корточки, опусти­те голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень мед­ленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:

1 - ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и выпрямляя их;

2 - выпрямляйте колени;

3-4 - медленно распрямляйте спину, голова и рук! расслаблены, по-прежнему опущены вниз;

5-6 - спина становится прямее;

7-8 - руки поднимаются вверх, будто листья на на­шем стебельке;

9 - голова поднимается вверх;

10 - потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь сол­нышку.

Вот вы и выросли!»

После этого упражнения полезно сразу перейти к уп­ражнению «Потянулись-сломались».

Психологу рекомендуется:

1) показать разницу между выполнением команд «опу­стить руки» и «сломались в кистях» (расслабление ки­стей достигается только во втором случае);

2) когда дети лежат на полу, подойти к каждому из них и проверить, насколько расслаблено тело ребенка, указать места зажимов.

Потянулись-сломались

Содержание.Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не от­рывая пятки от пола, тянитесь выше и выше...»

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как буд­то сломались и безвольно повисли.

Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опусти­лись плечи, повисла голова.

Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол.

Лежим расслабленно, удобно...

Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаб­лены?

Наступило полное расслабление».

Водопад

Содержание.Психолог говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим во­допадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чис­тая и прохладная.

Она мягко струится по спине, стекает с ног и про­должает свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».

Упражнение выполняется стоя.

Тихое озеро

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закрой­те глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы на­ходитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство­вать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как сол­нечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц истрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Сол­нце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отды­хаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и при­ятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.

Порхание бабочки

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Ды­шите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в пре­красный летний день. Прямо перед собой вы видите ве­ликолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый во­образит, что он — бабочка, что у него красивые и боль­шие крылья.

Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плав­но движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Най­дите глазами самый красивый цветок и постепенно на­чинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и от­кройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.

Полет высоко в небе

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Ды­шите медленно и легко.

Представьте, что вы находитесь на ароматном лет­нем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое го­лубое небо.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счаст­ливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростер­ты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, прибли­жайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуе­те себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.

ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ

ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Результаты комплексного обследования Насти П., 5 лет

Анамнез:

Матери 32 года. Образование высшее. Работает менеджером в фирме. Отцу 40 лет. Образование среднее специальное. Работает в коммерческих структурах. В семье двое детей.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине. Роды в срок. При рождении: вес - 4200 г; рост -52 см.

Физическое развитие без задержки.

Речевое развитие в раннем возрасте — без задержки (по дан­ным истории развития, но со слов матери — фраза к трем годам).

До трех лет часто болела ОРВИ.

Дошкольное учреждение посещает с трех лет.

Психоневрологический статус:

Движения в полном объеме. Чувствительность сохранена. Координационные пробы выполняет уверенно. В позе Ромберга устойчива. Менингиальных симптомов нет.

В контакт вступает охотно. Эмоциональное состояние адек­ватное.

Познавательная деятельность сохранна.

Выражено речевое недоразвитие. Отмечается быстрый темп речи.

Выписка из педагогической характеристики:

Девочка поступила в специальный логопедический детский сад из массового сада. Процесс адаптации длился недолго. В кон­такт с детьми и взрослыми вступает охотно.

На групповых занятиях активна.

Освоение программного материала затруднено по разделу «Развитие речи» и по таким видам изобразительной деятельности, как рисование и аппликация.

Недостаточно сформирована конструктивная деятельность.

Слабо развита мелкая моторика.

Формирование сюжетно-ролевой игры несколько отстает в своем развитии, хотя потребность в игровой деятельности не сни­жена. Девочка может сама организовать игры, использовать пред­меты-заместители, но в связи с тем, что затруднено речевое обще­ние, дети часто не понимают ее.

У девочки отмечается выраженное речевое недоразвитие. Многие слова не понятны окружающим еще и потому, что ее речь характеризуется быстрым темпом. Речевой дефект переживается ребенком незначительно.

Родители стремятся к сотрудничеству с детским садом.

Анализ результатов психологического обследования:

На контакт идет охотно. Инструкции понимает.

Задания выполняет несколько замедленно, но уверенно. Не­вербальные задания выполняет более продуктивно. Стимулирую­щая и направляющая помощь позволяет выявить достаточно вы­сокие потенциальные возможности ребенка. Снижение умствен­ной работоспособности не отмечается, активность деятельности высокая.

Анализ результатов методик «Дом - дерево - человек» (ДДЧ) и «Несуществующее животное» показывает, что такие качества, как тревожность и агрессивность выражены незначительно (тре­вожность - 4 балла, агрессивность - 1 балл).

В изображении человека и животного присутствуют глаза, рот, уши; у дома есть окна, дверь. Эти признаки указывают на от­сутствие трудностей в общении. Но отмечается определенное ко­личество «тревожных» линий: например запачканная линия ос­нования у животного, размашистая неровная штриховка дерева, некоторых деталей человека и животного.

Методика «Детский апперцептивный тест» (ДАТ) выявила стремление к лидерству. Например, картинка S-6: «Лисиски бега­ют, бесяца, домой бегут. Их гонит вок. Певый - весеый, поседни — густный. А я на певом месте». (Лисички бегают, бесятся, домой бегут. Их гонит волк. Первый — веселый, последний - грустный. А я на первом месте.)

Обработка данных той же методики позволяет выдвинуть предположение о незначительных агрессивных тенденциях. Так, признак агрессивности был обнаружен только в одном задании при описании картинки А-7: «Тигль гоняеся за обизяни. Их овит, стобы тиглят кольмить. Тигль зой, обизяну сесть». (Тигр гоняется за обезьянами. Их ловит, чтобы тигрят кормить. Тигр злой, обезья­ну съест.)

Методика Розенцвейга выявила импунитивные реакции с фиксацией на самозащите (Е-Д - 46,7, М - 46,7). Импунитивные реакции говорят о том, что девочка социализирована и в конфлик­тных ситуациях находит компромисс. Например, картина № 10: «Хорошо, лягу», картина № 24: «Сейчас вымою».

Таким образом, в результате исследования эмоцио­нально-личностной сферы выявлены нерезко выражен­ные признаки тревожности и агрессивности, которые незначительно затрудняют общение с окружающими; а также обнаружено стремление к лидерству.

ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ

Результаты комплексного обследования Карины С, 5 лет

Анамнез:

Матери 27 лет. Образование неоконченное высшее. Работает бухгалтером в коммерческих структурах. Отцу 28 лет. Образова­ние неоконченное высшее. Работает инспектором УВД. В семье двое детей.

Ребенок от второй беременности, протекавшей с токсикозом. Роды в срок со стимуляцией. Грудное вскармливание началось че­рез 7 суток.

Речевое развитие с задержкой - фраза с 2,5 лет.

В раннем возрасте часто болела бронхитом, ОРВИ.

Психоневрологический статус-Рефлексысохранны. В позе Ромберга устойчива. Физически несколько инфантильна. Координационные пробы выполняет уве­ренно.

В контакт вступает не сразу, смущается.

Отмечается некоторое снижение познавательной деятельности.

Выписка из педагогической характеристики:

Девочка поступила в специальный логопедический детский сад из массовой группы ДОУ. Процесс адаптации затянулся, види­мо, из-за характерологических особенностей - несколько стесни­тельна и нерешительна. К контакту с детьми и взрослыми стремит­ся, но общение затруднено вследствие речевого недоразвития.

Потребность в игровой деятельности снижена, в игре не при­нимает на себя организующую роль.

Освоение программного материала затруднено по разделам «Развитие речи» и «Изобразительная деятельность».

Наблюдается недостаточность мелкой моторики.

У девочки отмечается выраженное недоразвитие речи. Моно­логические связные высказывания отсутствуют. Звукопроизношение грубо нарушено.

Родители недостаточно активно сотрудничают с детским са­дом.

Анализ результатов психологического обследования:

При контакте испытывает смущение. Инструкции понимает.

Нуждается в постоянной стимулирующей помощи.

Свои действия планирует, действует целенаправленно. Ум­ственная работоспособность снижена из-за истощаемости внимания.

Применение методик «Дом-дерево-человек» и «Несуществу­ющее животное» позволило выявить тревожность (4 балла), агрес­сивность (2 балла), заниженную самооценку (1 балл), трудности общения (1,5 балла).

Отмечены следующие признаки, указывающие на тревож­ность: заштрихованы туловище человека, толстый ствол дерева, стены дома; штриховка часто выходит за контур рисунка; силь­ный нажим на карандаш. Потребность в общении недостаточно удовлетворена (особенности изображения рук человека). У дерева крона круглая, а ветви направлены вниз, что может указывать на стремление к активности и отказ от усилий. Ствол дерева сужает­ся книзу - вероятен поиск защиты и поддержки. Дом нарисован вдали, хвост у животного опущен вниз, что может являться пока­зателем некоторой отверженности и указывать на недовольство собой. Человек нарисован внизу - признак неуверенности в себе и заниженной самооценки. У несуществующего животного нарисо­ваны рога и когти - признак агрессивности.

Данные, полученные в ходе применения рисуночных методик, подтверждаются результатами методики ДАТ.

Выявлены признаки агрессивности. Например, при описании картинки А-7: «Этотигл. Ловитобизяну. Поймит, неубезит, сесть. Обизяна бойся». (Это тигр. Ловит обезьяну. Поймает, не убежит, съест. Обезьяна боится.) Или же картинки А-3: «Это лев кулит. Он гусьный, потому сто у него сезы. Мыська (показывет). Лев мыеьку сесть». (Это лев курит. Он грустный, потому что у него сле­зы. Мышка. Лев мышку съест.)

Анализ рассказов по картинкам S-l, S-6 позволяет говорить о стремлении к лидерству. Например, картинка S-6: «Лисиски бе­гают. От вока бегут домой. Вок не помает. Поседний - гусьный, а певый — весеый. Я хасю быть певым». (Лисички бегают. От волка бегут домой. Волк не поймает. Последний — грустный, а первый — веселый. Я хочу быть первым.)

Описание некоторых картинок позволяет выдвинуть предпо­ложение о тревожности, холодности в семье. Например, картинка А-9: «Зайц сидит на коватке. Кто-то отклыл дивль. Зайц бойся мед-види. Ладители на лаботи. (Заяц сидит на кроватке. Кто-то от­крыл дверь. Заяц боится медведя. Родители на работе.)

Методика Розенцвеига выявила экстрапунитивные реакции (Е-40), фиксацию на самозащите (Е-Д - 53,3). Импунитивные от­веты составляют 33,3% . Например, картина № 16: «Ладно, пусть играет». Достаточное количество импунитивных ответов указыва­ет на то, что тревожность и агрессивность ребенка незначительно препятствуют социальной адаптации.

Таким образом, в результате исследования эмоциональ­но-личностной сферы выявлены умеренные проявления агрессивности, тревожности, заниженная самооценка, вызывающие некоторые затруднения общения.

ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ

Результаты комплексного обследования Лианы X., 6 лет

Анамнез:

Матери 32 года. Образование среднее. Домработница. Отцу 35 лет. Образование среднее. Работает бурильщиком в объедине­нии «Сургутнефть». В семье двое детей.

Ребенок от второй беременности, протекавшей с хронической внутриутробной гипоксией. Роды вторые. Длительный безводный период. Вес при рождении - 3900 г. Вскармливание грудное.

Моторное развитие с отставанием: сидеть начала в 7 мес, сто­ять — в 11 мес, ходить - в 1 год 8 мес.

Речь развивалась с задержкой: первые слова к 1 году 8 мес, фраза - в 3 года 6 мес.

В раннем детстве - дисплазия тазобедренного сустава.

Психоневрологический статус-Рефлексысохранны. В позе Ромберга устойчива. Быстрая истощаемость. Перинатальная энцефалопатия.

Обидчива, часто плачет, эмоционально неустойчива. Внима­ние отвлекаемое, концентрация снижена.

Выписка из педагогической характеристики:

Девочка поступила в логопедическую группу для детей с ОНР из массового детского сада. Адаптация к дошкольному учрежде­нию протекала длительно. Контакт с детьми и взрослыми затруд­нен. Преобладает пониженный фон настроения.

В коллективных играх не участвует, предпочитает играть одна. Организующая роль взрослого не всегда приводит к положи­тельному результату.

В усвоении программного материала наиболее труден раздел «Развитие речи». На групповых занятиях неуверенна, робка. Навы­ки изобразительной деятельности слабые, формируются медленно.

Родители состоянием ребенка интересуются мало, с детским садом не сотрудничают.

Анализ результатов психологического обследования:

К контакту не стремится, пассивно подчиняется инструкциям.

Задания выполняет формально, очень медленно. Неуверенна в себе, постоянно ищет эмоциональной поддержки взрослого.

Речевой контакт затруднен из-за недоразвития речи ребенка и нежелания общаться. В спонтанной и диалогической речи отмеча­ются трудности выбора лексических средств, запинки. Обращенную речь понимает в достаточном объеме. Избегает вербальных ответов, молчит, отводит глаза в сторону, но при стимуляции и поощрении начинает отвечать односложно либо «речевыми штампами».

Способы сотрудничества со взрослым сформированы, помощь принимает. Словесный отчет о своих действиях затруднен, ошиб­ки переживает.

Исследование с помощью методики ДАТ показало, что наи­большие трудности девочка испытывает при описании картинок. Составленные рассказы носят в основном вопросно-ответный ха­рактер. Ряд заданий выявил трудности общения со взрослыми и детьми. Например, картинка №С-1: «Отятаэти. Онинедузные, по­тому сто вот, вот деются. Это зой, токаеся (жестом показывает на последнего). Вот это добый (жестом показывает на того, кого тол­кают), это я». (Котята эти. Они недружные, потому что вот, вот дерутся. Этот злой, толкается. Вот этот добрый, это я.)

К лидерству не стремится. Например, при составлении рас­сказа по картинке С-6 отмечала, что хотела бы быть последней.

Выявлены агрессивные тенденции. Например, при описании картинки А-8: «Это тигель. Он зой. Гонисяобизянь. Он съесть обизянь. Мне ни зако обизянь». (Это тигр. Он злой. Гонится за обезь­янами. Он съест обезьян. Мне не жалко обезьян.)

Обнаружены проблемы в семье, холодность матери. Напри­мер, картинка А-8: «Это папа. Это мама (жест), азговают. Это соед-ка. Это сынок. Мама сыну говоит: иди гуять, ни мисай нам». (Это папа. Это мама, разговаривают. Это соседка. Это сынок. Мама сыну говорит: иди гулять, не мешай нам.)

Данные, полученные в ходе использования ДАТ, подтверж­даются рисуночными методиками ДДЧ и «Несуществующее жи­вотное».

У нарисованного человека нет рта, ушей, рук. В изображении дома отсутствуют окна, двери. Ветви дерева опущены вниз. «Не­существующее животное», по словам девочки, ни с кем не дружит. Эти признаки можно трактовать как отсутствие стремления к об­щению.

Анализ рисунков показал высокий уровень тревожности, не­уверенности в себе: изображена линия земли. Сильный нажим на карандаш; двойные линии; несоединенные линии; размашистая штриховка.

Все рисунки расположены в низу листа, что может указывать на низкую самооценку.

В рисунке ДДЧ - на верхушке дерева изображено солнце, у дома нет трубы. Это может свидетельствовать о том, что есть по­требность в теплых отношениях, но она не удовлетворена ни в се­мье, ни в детском саду.

Методика Розенцвеига выявила экстрапунитивные реакции с фиксацией на самозащите. Преобладают (60%) эгодоминантные от­веты интропунитивного типа, например: «Больше не буду» - карти­на № 9. Эгодоминантные ответы импунитивного типа (6,7%) лише­ны агрессии или обвинения, например: «Помою» - картина № 24.

Эгодоминантные ответы экстрапунитивного типа, например «Отдай, дурак», составляют 33,3%.

Таким образом, в результате исследования эмоцио­нально-личностной сферы выявлены выраженные про­явления тревожности, агрессивности, замкнутость, чувство неполноценности, затрудняющие общение со сверстниками и взрослыми.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № ...

Основные задачи:

отработка коммуникативных навыков; организация эмоционального поведения детей;

снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности, агрессивных проявлений;

развитие эмоционально-выразительных движений; развитие психических процессов.

Оборудование:

воздушные шарики (мячи);

картинки с изображением улитки и лягушки;

магнитофон, аудиозапись спокойной расслабля­ющей музыки.

Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы, раскрепощение участников; установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; снижение импульсивности, агрессивности; создание положительного эмоционального настроя.

Игры и упражнения: «Это я, узнай меня»; «Гусеница»; «Улитка»; «Доброе животное».

2. Коррекционный этап

Задачи:

развитие мимики и пантомимики;

формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

регуляция социальных отношений; развитие внимания и воображения.

Упражнения:

Разыгрывание детьми пантомимических сценок:

«Садовник»;

«Ребенок убирает со стола посуду»;

«Мама купает малыша»;

«Мальчик катается на коньках».

Релаксационный этап

Задачи:

снятие мышечных зажимов, развитие чувства соб­ственного тела;

снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности;

развитие воображения, чувственного восприятия.

Упражнения:

«Росток»;

«Потянулись - сломались»;

«Тихое озеро».

Заключительный этап

Задачи:

получение обратной связи; закрепление полученных навыков.

Обсуждение занятия.

Домашнее задание.

Занятие № ...

Основные задачи:

отработка коммуникативных навыков;

развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

коррекция страхов и негативных черт характера

препятствующих общению;

снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности, разрядка агрессивных импульсов;

обучение способам регуляции эмоциональных со­стояний;

развитие психических процессов.

Оборудование: текст рассказа С. Афонькина « Как побороть страх »; листы бумаги (формат А4), краски, кисточки; магнитофон, аудиозапись спокойной, расслабля­ющей музыки.

Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы, раскрепощение участников;

установление доверительных отношений между детьми и психологом;

создание положительного эмоционального настроя;

снижение напряжения, гиперактивности, агрессив­ности.

Игры и упражнения: «Утреннее приветствие»; «Давай поздороваемся».

Коррекционный этап

Задачи:

развитие эмоционально-выразительных движений;

формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

коррекция страхов и негативных черт характера, препятствующих общению;

разрядка агрессивных импульсов.

Игры и упражнения: «Театр масок»;

прослушивание и обсуждение рассказа С.Афонькина «Как побороть страх»;

проигрывание ролевых ситуаций рассказа; «Избавься от недобрых чувств».

3. Релаксационный этап

Задачи:

снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности;

повышение уверенности в себе;

развитие воображения и чувственного восприятия.

Упражнение: «Полет высоко в небе».

4. Заключительный этап

Задачи:

получение обратной связи; закрепление полученных навыков.

Обсуждение занятия.

Домашнее задание.

Наши рекомендации