Игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения
Задачи:
снятие мышечных зажимов;
снижение психоэмоционального напряжения и тревожности;
развитие чувства собственного тела;
развитие воображения и чувственного восприятия.
Зайчики
Содержание.Психолог предлагает детям представить, что они превратились в веселых цирковых зайчиков, которые играют на барабанах. Он описывает характер действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, психолог говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабанам! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в ручках, в кулачках, даже в плечиках!?
А на лице улыбка. Лицо расслабленное.
И животик расслаблен. Дышит спокойно.
А кулачки напряженно стучат!..
А что еще расслаблено?
Давайте опять попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».
Ловим комаров
Содержание.Дети садятся на стульчики, образуя большой круг.
Психолог говорит: «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто, и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» - вы привстанете и будете ловить комаров. Вот так!»
Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.
Психолог продолжает: «Каждый из вас будет «ловить комаров», не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стоп!» - вы сядете на стульчики. Готовы? Начали!.. Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!»
Можно сопровождать упражнение записью комариного писка.
Огонь и лед
Содержание.Дети образуют большой круг.
По команде психолога «Огонь!» - они начинают выполнять интенсивные движения всем телом.
Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их настигла команда, напрягая до предела все тело.
После напряжения наступает фаза естественного расслабления. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Шалтай-болтай
Содержание.Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.
Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».
Дети приседают или падают на ковер.
Воздушный шарик
Содержание.Дети встают в круг.
Психолог говорит: «Представьте, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свои шарики друг другу».
Упражнение повторяется три раза.
Подвески
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в кукол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закончился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается.
Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...».
Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.
Росток
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семечко, и оно заснуло.
А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему семечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.
Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко проснулось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, почувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как стало интересно нашему семечку. Что же происходит наверху? Не опасно ли там? Но земля только мягко подтолкнула семечко к поверхности, и ему вновь стало спокойно. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось вверх, к солнышку.
Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и теплом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья.
А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое сильное дерево, которое укрывает путников от знойного солнца или спасает от дождя под кроной своих листьев.
На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и животные, чтобы насытиться его плодами.
Вот так и человек растет. Медленно... Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасными юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре.
Поиграем в росточек. Сядьте на корточки, опустите голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень медленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:
1 - ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и выпрямляя их;
2 - выпрямляйте колени;
3-4 - медленно распрямляйте спину, голова и рук! расслаблены, по-прежнему опущены вниз;
5-6 - спина становится прямее;
7-8 - руки поднимаются вверх, будто листья на нашем стебельке;
9 - голова поднимается вверх;
10 - потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь солнышку.
Вот вы и выросли!»
После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись-сломались».
Психологу рекомендуется:
1) показать разницу между выполнением команд «опустить руки» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
2) когда дети лежат на полу, подойти к каждому из них и проверить, насколько расслаблено тело ребенка, указать места зажимов.
Потянулись-сломались
Содержание.Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше...»
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли.
Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова.
Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол.
Лежим расслабленно, удобно...
Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены?
Наступило полное расслабление».
Водопад
Содержание.Психолог говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная.
Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше.
Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».
Упражнение выполняется стоя.
Тихое озеро
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц истрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
Порхание бабочки
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья.
Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.
Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
Полет высоко в небе
Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.
Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо.
Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.
ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Результаты комплексного обследования Насти П., 5 лет
Анамнез:
Матери 32 года. Образование высшее. Работает менеджером в фирме. Отцу 40 лет. Образование среднее специальное. Работает в коммерческих структурах. В семье двое детей.
Ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине. Роды в срок. При рождении: вес - 4200 г; рост -52 см.
Физическое развитие без задержки.
Речевое развитие в раннем возрасте — без задержки (по данным истории развития, но со слов матери — фраза к трем годам).
До трех лет часто болела ОРВИ.
Дошкольное учреждение посещает с трех лет.
Психоневрологический статус:
Движения в полном объеме. Чувствительность сохранена. Координационные пробы выполняет уверенно. В позе Ромберга устойчива. Менингиальных симптомов нет.
В контакт вступает охотно. Эмоциональное состояние адекватное.
Познавательная деятельность сохранна.
Выражено речевое недоразвитие. Отмечается быстрый темп речи.
Выписка из педагогической характеристики:
Девочка поступила в специальный логопедический детский сад из массового сада. Процесс адаптации длился недолго. В контакт с детьми и взрослыми вступает охотно.
На групповых занятиях активна.
Освоение программного материала затруднено по разделу «Развитие речи» и по таким видам изобразительной деятельности, как рисование и аппликация.
Недостаточно сформирована конструктивная деятельность.
Слабо развита мелкая моторика.
Формирование сюжетно-ролевой игры несколько отстает в своем развитии, хотя потребность в игровой деятельности не снижена. Девочка может сама организовать игры, использовать предметы-заместители, но в связи с тем, что затруднено речевое общение, дети часто не понимают ее.
У девочки отмечается выраженное речевое недоразвитие. Многие слова не понятны окружающим еще и потому, что ее речь характеризуется быстрым темпом. Речевой дефект переживается ребенком незначительно.
Родители стремятся к сотрудничеству с детским садом.
Анализ результатов психологического обследования:
На контакт идет охотно. Инструкции понимает.
Задания выполняет несколько замедленно, но уверенно. Невербальные задания выполняет более продуктивно. Стимулирующая и направляющая помощь позволяет выявить достаточно высокие потенциальные возможности ребенка. Снижение умственной работоспособности не отмечается, активность деятельности высокая.
Анализ результатов методик «Дом - дерево - человек» (ДДЧ) и «Несуществующее животное» показывает, что такие качества, как тревожность и агрессивность выражены незначительно (тревожность - 4 балла, агрессивность - 1 балл).
В изображении человека и животного присутствуют глаза, рот, уши; у дома есть окна, дверь. Эти признаки указывают на отсутствие трудностей в общении. Но отмечается определенное количество «тревожных» линий: например запачканная линия основания у животного, размашистая неровная штриховка дерева, некоторых деталей человека и животного.
Методика «Детский апперцептивный тест» (ДАТ) выявила стремление к лидерству. Например, картинка S-6: «Лисиски бегают, бесяца, домой бегут. Их гонит вок. Певый - весеый, поседни — густный. А я на певом месте». (Лисички бегают, бесятся, домой бегут. Их гонит волк. Первый — веселый, последний - грустный. А я на первом месте.)
Обработка данных той же методики позволяет выдвинуть предположение о незначительных агрессивных тенденциях. Так, признак агрессивности был обнаружен только в одном задании при описании картинки А-7: «Тигль гоняеся за обизяни. Их овит, стобы тиглят кольмить. Тигль зой, обизяну сесть». (Тигр гоняется за обезьянами. Их ловит, чтобы тигрят кормить. Тигр злой, обезьяну съест.)
Методика Розенцвейга выявила импунитивные реакции с фиксацией на самозащите (Е-Д - 46,7, М - 46,7). Импунитивные реакции говорят о том, что девочка социализирована и в конфликтных ситуациях находит компромисс. Например, картина № 10: «Хорошо, лягу», картина № 24: «Сейчас вымою».
Таким образом, в результате исследования эмоционально-личностной сферы выявлены нерезко выраженные признаки тревожности и агрессивности, которые незначительно затрудняют общение с окружающими; а также обнаружено стремление к лидерству.
ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
Результаты комплексного обследования Карины С, 5 лет
Анамнез:
Матери 27 лет. Образование неоконченное высшее. Работает бухгалтером в коммерческих структурах. Отцу 28 лет. Образование неоконченное высшее. Работает инспектором УВД. В семье двое детей.
Ребенок от второй беременности, протекавшей с токсикозом. Роды в срок со стимуляцией. Грудное вскармливание началось через 7 суток.
Речевое развитие с задержкой - фраза с 2,5 лет.
В раннем возрасте часто болела бронхитом, ОРВИ.
Психоневрологический статус-Рефлексысохранны. В позе Ромберга устойчива. Физически несколько инфантильна. Координационные пробы выполняет уверенно.
В контакт вступает не сразу, смущается.
Отмечается некоторое снижение познавательной деятельности.
Выписка из педагогической характеристики:
Девочка поступила в специальный логопедический детский сад из массовой группы ДОУ. Процесс адаптации затянулся, видимо, из-за характерологических особенностей - несколько стеснительна и нерешительна. К контакту с детьми и взрослыми стремится, но общение затруднено вследствие речевого недоразвития.
Потребность в игровой деятельности снижена, в игре не принимает на себя организующую роль.
Освоение программного материала затруднено по разделам «Развитие речи» и «Изобразительная деятельность».
Наблюдается недостаточность мелкой моторики.
У девочки отмечается выраженное недоразвитие речи. Монологические связные высказывания отсутствуют. Звукопроизношение грубо нарушено.
Родители недостаточно активно сотрудничают с детским садом.
Анализ результатов психологического обследования:
При контакте испытывает смущение. Инструкции понимает.
Нуждается в постоянной стимулирующей помощи.
Свои действия планирует, действует целенаправленно. Умственная работоспособность снижена из-за истощаемости внимания.
Применение методик «Дом-дерево-человек» и «Несуществующее животное» позволило выявить тревожность (4 балла), агрессивность (2 балла), заниженную самооценку (1 балл), трудности общения (1,5 балла).
Отмечены следующие признаки, указывающие на тревожность: заштрихованы туловище человека, толстый ствол дерева, стены дома; штриховка часто выходит за контур рисунка; сильный нажим на карандаш. Потребность в общении недостаточно удовлетворена (особенности изображения рук человека). У дерева крона круглая, а ветви направлены вниз, что может указывать на стремление к активности и отказ от усилий. Ствол дерева сужается книзу - вероятен поиск защиты и поддержки. Дом нарисован вдали, хвост у животного опущен вниз, что может являться показателем некоторой отверженности и указывать на недовольство собой. Человек нарисован внизу - признак неуверенности в себе и заниженной самооценки. У несуществующего животного нарисованы рога и когти - признак агрессивности.
Данные, полученные в ходе применения рисуночных методик, подтверждаются результатами методики ДАТ.
Выявлены признаки агрессивности. Например, при описании картинки А-7: «Этотигл. Ловитобизяну. Поймит, неубезит, сесть. Обизяна бойся». (Это тигр. Ловит обезьяну. Поймает, не убежит, съест. Обезьяна боится.) Или же картинки А-3: «Это лев кулит. Он гусьный, потому сто у него сезы. Мыська (показывет). Лев мыеьку сесть». (Это лев курит. Он грустный, потому что у него слезы. Мышка. Лев мышку съест.)
Анализ рассказов по картинкам S-l, S-6 позволяет говорить о стремлении к лидерству. Например, картинка S-6: «Лисиски бегают. От вока бегут домой. Вок не помает. Поседний - гусьный, а певый — весеый. Я хасю быть певым». (Лисички бегают. От волка бегут домой. Волк не поймает. Последний — грустный, а первый — веселый. Я хочу быть первым.)
Описание некоторых картинок позволяет выдвинуть предположение о тревожности, холодности в семье. Например, картинка А-9: «Зайц сидит на коватке. Кто-то отклыл дивль. Зайц бойся мед-види. Ладители на лаботи. (Заяц сидит на кроватке. Кто-то открыл дверь. Заяц боится медведя. Родители на работе.)
Методика Розенцвеига выявила экстрапунитивные реакции (Е-40), фиксацию на самозащите (Е-Д - 53,3). Импунитивные ответы составляют 33,3% . Например, картина № 16: «Ладно, пусть играет». Достаточное количество импунитивных ответов указывает на то, что тревожность и агрессивность ребенка незначительно препятствуют социальной адаптации.
Таким образом, в результате исследования эмоционально-личностной сферы выявлены умеренные проявления агрессивности, тревожности, заниженная самооценка, вызывающие некоторые затруднения общения.
ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
Результаты комплексного обследования Лианы X., 6 лет
Анамнез:
Матери 32 года. Образование среднее. Домработница. Отцу 35 лет. Образование среднее. Работает бурильщиком в объединении «Сургутнефть». В семье двое детей.
Ребенок от второй беременности, протекавшей с хронической внутриутробной гипоксией. Роды вторые. Длительный безводный период. Вес при рождении - 3900 г. Вскармливание грудное.
Моторное развитие с отставанием: сидеть начала в 7 мес, стоять — в 11 мес, ходить - в 1 год 8 мес.
Речь развивалась с задержкой: первые слова к 1 году 8 мес, фраза - в 3 года 6 мес.
В раннем детстве - дисплазия тазобедренного сустава.
Психоневрологический статус-Рефлексысохранны. В позе Ромберга устойчива. Быстрая истощаемость. Перинатальная энцефалопатия.
Обидчива, часто плачет, эмоционально неустойчива. Внимание отвлекаемое, концентрация снижена.
Выписка из педагогической характеристики:
Девочка поступила в логопедическую группу для детей с ОНР из массового детского сада. Адаптация к дошкольному учреждению протекала длительно. Контакт с детьми и взрослыми затруднен. Преобладает пониженный фон настроения.
В коллективных играх не участвует, предпочитает играть одна. Организующая роль взрослого не всегда приводит к положительному результату.
В усвоении программного материала наиболее труден раздел «Развитие речи». На групповых занятиях неуверенна, робка. Навыки изобразительной деятельности слабые, формируются медленно.
Родители состоянием ребенка интересуются мало, с детским садом не сотрудничают.
Анализ результатов психологического обследования:
К контакту не стремится, пассивно подчиняется инструкциям.
Задания выполняет формально, очень медленно. Неуверенна в себе, постоянно ищет эмоциональной поддержки взрослого.
Речевой контакт затруднен из-за недоразвития речи ребенка и нежелания общаться. В спонтанной и диалогической речи отмечаются трудности выбора лексических средств, запинки. Обращенную речь понимает в достаточном объеме. Избегает вербальных ответов, молчит, отводит глаза в сторону, но при стимуляции и поощрении начинает отвечать односложно либо «речевыми штампами».
Способы сотрудничества со взрослым сформированы, помощь принимает. Словесный отчет о своих действиях затруднен, ошибки переживает.
Исследование с помощью методики ДАТ показало, что наибольшие трудности девочка испытывает при описании картинок. Составленные рассказы носят в основном вопросно-ответный характер. Ряд заданий выявил трудности общения со взрослыми и детьми. Например, картинка №С-1: «Отятаэти. Онинедузные, потому сто вот, вот деются. Это зой, токаеся (жестом показывает на последнего). Вот это добый (жестом показывает на того, кого толкают), это я». (Котята эти. Они недружные, потому что вот, вот дерутся. Этот злой, толкается. Вот этот добрый, это я.)
К лидерству не стремится. Например, при составлении рассказа по картинке С-6 отмечала, что хотела бы быть последней.
Выявлены агрессивные тенденции. Например, при описании картинки А-8: «Это тигель. Он зой. Гонисяобизянь. Он съесть обизянь. Мне ни зако обизянь». (Это тигр. Он злой. Гонится за обезьянами. Он съест обезьян. Мне не жалко обезьян.)
Обнаружены проблемы в семье, холодность матери. Например, картинка А-8: «Это папа. Это мама (жест), азговают. Это соед-ка. Это сынок. Мама сыну говоит: иди гуять, ни мисай нам». (Это папа. Это мама, разговаривают. Это соседка. Это сынок. Мама сыну говорит: иди гулять, не мешай нам.)
Данные, полученные в ходе использования ДАТ, подтверждаются рисуночными методиками ДДЧ и «Несуществующее животное».
У нарисованного человека нет рта, ушей, рук. В изображении дома отсутствуют окна, двери. Ветви дерева опущены вниз. «Несуществующее животное», по словам девочки, ни с кем не дружит. Эти признаки можно трактовать как отсутствие стремления к общению.
Анализ рисунков показал высокий уровень тревожности, неуверенности в себе: изображена линия земли. Сильный нажим на карандаш; двойные линии; несоединенные линии; размашистая штриховка.
Все рисунки расположены в низу листа, что может указывать на низкую самооценку.
В рисунке ДДЧ - на верхушке дерева изображено солнце, у дома нет трубы. Это может свидетельствовать о том, что есть потребность в теплых отношениях, но она не удовлетворена ни в семье, ни в детском саду.
Методика Розенцвеига выявила экстрапунитивные реакции с фиксацией на самозащите. Преобладают (60%) эгодоминантные ответы интропунитивного типа, например: «Больше не буду» - картина № 9. Эгодоминантные ответы импунитивного типа (6,7%) лишены агрессии или обвинения, например: «Помою» - картина № 24.
Эгодоминантные ответы экстрапунитивного типа, например «Отдай, дурак», составляют 33,3%.
Таким образом, в результате исследования эмоционально-личностной сферы выявлены выраженные проявления тревожности, агрессивности, замкнутость, чувство неполноценности, затрудняющие общение со сверстниками и взрослыми.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие № ...
Основные задачи:
отработка коммуникативных навыков; организация эмоционального поведения детей;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений;
развитие эмоционально-выразительных движений; развитие психических процессов.
Оборудование:
воздушные шарики (мячи);
картинки с изображением улитки и лягушки;
магнитофон, аудиозапись спокойной расслабляющей музыки.
Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы, раскрепощение участников; установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; снижение импульсивности, агрессивности; создание положительного эмоционального настроя.
Игры и упражнения: «Это я, узнай меня»; «Гусеница»; «Улитка»; «Доброе животное».
2. Коррекционный этап
Задачи:
развитие мимики и пантомимики;
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
регуляция социальных отношений; развитие внимания и воображения.
Упражнения:
Разыгрывание детьми пантомимических сценок:
«Садовник»;
«Ребенок убирает со стола посуду»;
«Мама купает малыша»;
«Мальчик катается на коньках».
Релаксационный этап
Задачи:
снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.
Упражнения:
«Росток»;
«Потянулись - сломались»;
«Тихое озеро».
Заключительный этап
Задачи:
получение обратной связи; закрепление полученных навыков.
Обсуждение занятия.
Домашнее задание.
Занятие № ...
Основные задачи:
отработка коммуникативных навыков;
развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
коррекция страхов и негативных черт характера
препятствующих общению;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, разрядка агрессивных импульсов;
обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
развитие психических процессов.
Оборудование: текст рассказа С. Афонькина « Как побороть страх »; листы бумаги (формат А4), краски, кисточки; магнитофон, аудиозапись спокойной, расслабляющей музыки.
Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы, раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
создание положительного эмоционального настроя;
снижение напряжения, гиперактивности, агрессивности.
Игры и упражнения: «Утреннее приветствие»; «Давай поздороваемся».
Коррекционный этап
Задачи:
развитие эмоционально-выразительных движений;
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
коррекция страхов и негативных черт характера, препятствующих общению;
разрядка агрессивных импульсов.
Игры и упражнения: «Театр масок»;
прослушивание и обсуждение рассказа С.Афонькина «Как побороть страх»;
проигрывание ролевых ситуаций рассказа; «Избавься от недобрых чувств».
3. Релаксационный этап
Задачи:
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
повышение уверенности в себе;
развитие воображения и чувственного восприятия.
Упражнение: «Полет высоко в небе».
4. Заключительный этап
Задачи:
получение обратной связи; закрепление полученных навыков.
Обсуждение занятия.
Домашнее задание.