Музыкальные психокоррекционные игры

Задачи:

развитие межличностного доверия и группового со­трудничества;

развитие внимания, слухового и тактильного вос­приятия.

Поймай мой взгляд

Оборудование. По одному музыкальному инстру­менту на каждого участника.

Содержание. Дети садятся в круг. У каждого участ­ника музыкальный инструмент.

Ведущий начинает играть на своем инструменте и вскоре взглядом призывает кого-то из группы последо­вать его примеру.

Через некоторое время присоединившийся участник смотрит еще на кого-то, и тот тоже начинает играть.

Так продолжается до тех пор, пока не заиграет вся группа.

Вначале в роли ведущего выступает психолог.

Ведущему рекомендуется играть на мелодичном инст­рументе, а остальным - на ударных.

Целесообразно, чтобы вначале все инструменты лежа­ли на полу (за исключением инструмента ведущего). Каждый участник берет свой инструмент, присоединя­ясь к игре.

Ведущий может помочь участникам осознать зритель­ный контакт, пропевая в соответствующий момент их имена.

Хлопай и качайся

Содержание.Участники хлопают в ладоши, пока ведущий поет подходящие слова на мелодию песни «Нам не страшен серый волк». Например, такие: «Ну-ка все в ладошки хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп».

Закончив фразу, ведущий начинает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов. На­пример: «Мы - деревья на ветру, на вотру, на ветру».

Две версии песни поочередно повторяют несколь­ко раз.

Вначале в роли ведущего выступает психолог.

Дети будут более внимательными, если между частя­ми песен делать небольшую паузу.

После нескольких повторений мелодия может звучать без слов, а ведущему достаточно показывать соответ­ствующие движения.

Вместо хлопков в ладоши можно, например, топать но­гами, а вместо покачиваний - кивать головой.

Дети могут сами предлагать движения для игры.

Дети могут объединиться в пары и хлопать друг дру­га по коленям.

Красная рука

Оборудование.Один большой барабан на подстав­ке; наклейки или легко смываемые с рук (ногтей) крас­ки, например краски для пальцеграфии или гуашь, сме­шанная с зубной пастой.

Содержание.На тыльную сторону ладони каждого участника прикрепляется наклейка или наносится краска (наклейки или краски должны отличаться цве­том).

Каждый участник кладет «помеченную» руку на барабан. Ведущий называет цвет руки, например: «Красная рука». Участник, рука которого «помечена» названным цветом, ударяет в барабан один раз.

Затем называется другой цвет, игра продолжается.

Возможно, участникам следует некоторое время всем вместе поиграть на барабане, чтобы не утратить инте­реса к игре в ожидании своей очереди.

Ведущий может определять силу удара по барабану, называя цвет руки тихо или громко.

Волшебная дудочка

Оборудование.Флейта; платок.

Содержание. Дети разделяются на пары.

Два участника встают лицом друг к другу.

Одному из них (по желанию) завязывают глаза плат­ком, просят внимательно слушать, как его партнер иг­рает на флейте и следовать за ним.

Играющий на инструменте все время медленно дви­жется назад. Игрок с завязанными глазами идет на звук, следуя за партнером по всей комнате, но до него не дот­рагиваясь.

По сигналу психолога (взмах руки) музыка смол­кает, оба участника останавливаются.

Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Психологу рекомендуется первым выступить в роли водящего.

Играющему на флейте нужно напоминать о том, что следует двигаться медленно и не уходить слишком да­леко от партнера.

Вместо флейты можно использовать другие подходя­щие инструменты.

В игре могут одновременно участвовать две пары. В этом случае используются контрастные по звучанию инструменты.

Завязать глаза можно двум участникам. В этом случае они движутся по комнате взявшись за руки.

В каком направлении

Оборудование.Портативный синтезатор; бубенцы.

Содержание. Дети садятся в круг.

Во время звучания музыки (в среднем регистре синте­затора) играющие передают бубенцы по часовой стрелке.

Когда ведущий берет на синтезаторе две самые вы­сокие ноты, группа должна изменить направление движения бубенцов - передавать их против часовой стрелки.

Ведущий продолжает играть на инструменте, и каждый раз в момент звучания двух высоких нот на­правление движения бубенцов меняется.

В роли ведущего выступает взрослый.

Портативный синтезатор можно заменить другими ме­лодическими инструментами, например ксилофоном.

Сигнал для изменения направления движения бубен­цов можно подавать, ударяя палочками по тарелке или барабану. В этом случае вместо синтезатора ис­пользуют аудиозапись.

Наши рекомендации