Психолого-педагогические условияреализации программы
Одним из основных условий реализации психологической помощи является конфиденциальность, гарантирующая психологический комфорт и безопасность всех участников образовательногопроцесса.
При организации психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса предусматривается ряд условий, максимально оптимизирующих реализациюкоррекционно-развивающей деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.
Коррекционно-развивающий процесс рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 30 июня.
В начале учебного года родителю (законному представителю) каждого обучающегося ДОУ предлагается документально подтвердить согласие на его психологическое сопровождение в воспитательно-образовательном процессе. В случае отказа родителя (законного представителя) от услуг педагога-психолога психодиагностическое и коррекционно-развивающее направление психологического сопровождения в отношении данного ребёнка не реализуется.
В течение сентября, января и мая организовано наблюдение детей в условиях естественного пребывания в ДОУ, совместная и индивидуальная деятельность, направленная на психологическое обследование, а также беседы с родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами и педагогами групп, с целью формирования, корректировки и анализа эффективности рабочей программы педагога-психолога, в том числе индивидуальной работы с обучающимися группы риска и их семьями.
Реализация программы организована в форме еженедельной (1 раз в неделю) индивидуальной и совместной деятельности, непрерывная продолжительность которой представлена ниже.
Группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ | Максимально-допустимая продолжительность коррекционно-развивающей деятельности (минут) |
кратк. пребывания стар.дошк. возр. со сложным дефектом | |
стар.дошк. возр. с УО легкой ст. | |
стар.дошк. возр. со сложным дефектом | |
мл.дошк. возр. с ЗПР | |
подг. к школе возр. с ЗПР |
Необходимым условием реализации программы в совместной деятельности является единство тематического планирования, что позволяет обучающимся лучше усваивать программный материал. В приложении представлена форма календарно-тематического планирования совместной деятельности.
Все формы реализации программы выбираются с учётом вышеописанных условий реализации по ФГОС (См. Целевой раздел), индивидуальных особенностей, а также актуальных психологических потребностей и эмоционального состояния участников образовательногопроцесса. Неоспоримым условием эффективности коррекционно-развивающей деятельности является её гибкость и вариативность, позволяющая участникам процесса возможность выбора, как формы взаимодействия, так и его темпа, продолжительности, интенсивности.
Психологическое сопровождение каждого ребёнка осуществляется параллельно по всем направлениям (См. Содержательный раздел) реализации программы на том уровне и в тех формах, которые необходимы и доступны в конкретной ситуации. Таким образом, для каждого ребёнка индивидуально выбираются формы и методы психокоррекции. При доступности совместных коммуникативных и развивающих игр обучающиеся участвуют в совместной деятельности. При необходимости индивидуальной психологической помощи организуются специальные для этого условия, предусмотренные Планом индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с конкретным обучающимся (См. Приложение 2). При недоступности ребёнку помощи на игровом и продуктивном уровне, осуществляется психологическая помощь посредством обучения родителей (законных представителей) и педагогов обучающегося рекомендуемым регулярным формам взаимодействия, что способствует систематической коррекции психоэмоциональных нарушений на поведенческом уровне. Так же всем участникам образовательногопроцесса при необходимости оказывается экстренная (внеплановая) психологическая помощь.
Уровень личностного развития детей дошкольного возраста детерминирует зависимость их психологического состояния от условий взаимодействия в семье и ДОУ, что объясняет взаимосвязь успешности согласования действий всех взрослых в отношении ребёнка и эффективности реализации процесса психокоррекции. Из этого следует безусловная необходимость сотрудничества и преемственности между педагогом-психологом, педагогами и специалистами группы, которую посещает ребёнок и его семьёй.