Направления и формы реализации психологической профилактики в семьях обучающихся
1. Исследование детско-родительских отношений:
- анкетирование родителей;
- создание условий психологического обследования детско-родительских отношений по запросу родителей.
2. Восстановление доверительных детско-родительских отношений:
- психологическое консультирование;
- совместная деятельность в детско-родительской диаде или триаде.
3. Преодоление социальной депривации семьи:
- организация детско-родительского клуба.
4. Психолого-педагогическая реабилитация семьи:
- создание вместе с родителями альбомов, презентаций, портфолио и выставок детских работ, полученных во время индивидуальной и совместной деятельности;
- организация совместного досуга для семейобучающихся;
- организация группы психологической поддержки для родителей обучающихся.
2.1.2.3. Профилактика профессионального выгорания у педагогов и специалистов
При наблюдении и психологической беседе с педагогами и специалистами ГБ ДОУ выявляются признаки профессионального выгорания, такие как эмоциональное истощение, снижение уровня мотивации, проявления креативности и творчества в деятельности, инертность и пассивность, или, напротив, негативизм и раздражительность. Всё это говорит о необходимости создания условий психологической реабилитации сотрудников. В этих целях развития профессионального выгорания для педагогов и специалистов учреждения организованы психопрофилактические мероприятия в тренинговой форме. Ниже приводится перечень используемых форм деятельности.
Формы реализации группового психологического тренинга для педагогов и специалистов «Эмоциональный фитнес»:
- Упражнения на групповое сплочение коллектива;
- Упражнения для снятия эмоционально-мышечного напряжения (в т.ч. телесно-ориентированные);
- Аутотренинг и медитация;
- Арт-терапевтическая деятельность (рисунок, изготовление кукол, лепка, вокализация, сказкокоррекция, построение песочных картин, музицирование, танец);
- Упражнения и ролевые игры для развития навыков продуктивного общения.
Для реализации задач психологического сопровождения разработан перспективный план работы педагога-психолога, приведённый ниже в табличном виде.
№ | Направления работы психолога | Участники образовательного процесса | Срок реализ-и | Планируемые результаты освоения программы | ||
Основное содержание работы | Обучаю-щиеся | Педагоги | Родители | |||
1. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ | сентябрь, январь, май | Карта развития ребёнка, психологическое заключение, визуализация результатов освоения программы, рекомендации родителям и педагогам, планирование коррекционно-развивающего процесса. | |||
1.Проведение группового и индивидуального психологического обследования обучающихся | + | + | + | |||
2. Обработка результатов | ||||||
3.Заполнение карт развития | ||||||
4.Составление психологических заключений | ||||||
5.Визуализация результатов освоения программы | ||||||
6.Корректировка плана работы | ||||||
7. Консультирование участников образовательного процесса в целях ознакомления с результатами диагностики, предложениями и рекомендациями | + | + | ||||
2. | ПСИХОПРОФИЛАКТИКА | |||||
2.1.Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ | + | + | + | сентябрь- ноябрь | Гармонизация эмоционального фона обучающихся. Сплочение детского коллектива. Усвоение групповых правил. | |
Совместная деятельность | + | + | + | |||
2.2. Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся | + | + | + | |||
2.3. Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни | + | + | + | |||
2.4. Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | + | + | + | |||
2.2. Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся | в течение уч.года - по запросу | Выявление затруднений в детско-родительских отношениях. | ||||
2.2.1.Исследование детско-родительских отношений: | + | + | ||||
- анкетирование родителей; | ||||||
- создание условий психологического обследования детско-родительских отношений. | ||||||
2.2.2. Восстановление доверительных детско-родительских отношений: | + | Гармонизация детско-родительских отношений. | ||||
- психологическое консультирование; | + | + | ||||
- совместная деятельность в детско-родительской диаде или триаде. | + | + | ||||
2.2.3.Преодоление социальной депривации семьи: | в течение уч. года | Восстановление активной социальной позиции семей обучающихся, доверительной позиции по отношению пед. коллективу. Освоение эффективных способов взаимодействия с ребёнком и различных форм совместной деятельности. | ||||
Организация детско-родительского клуба (совместная детско-родительская коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная и подвижная деятельность, направленная на расширение моделей социального взаимодействия семей обучающихся, обучение формам взаимодействия с детьми) | + | + | + | |||
"Давайте познакомимся" | 3 неделя сентября | |||||
"Осенняя фантазия" | 1 неделя октября | |||||
"Берегиня" | 4 неделя ноября | |||||
"Мир добрых сердец" | 2 неделя декабря | |||||
"Зимние посиделки" | 1 неделя февраля | |||||
"Здравствуй, масленица!" | 3 неделя марта | |||||
"На лесной лужайке" | 4 неделя апреля | |||||
"Мир один на всех" | 3 неделя мая | |||||
2.2.4. Психолого-педагогическая реабилитация семьи: | + | + | + | в течение уч.года | Получение семьями обучающихся положительных эмоций от процесса и результатов продуктивной творческой деятельности. Улучшение эмоционального состояния. Создание групп взаимоподдержки и взаимопомощи. Обмен информацией между родителями. | |
- создание вместе с родителями альбомов, презентаций, портфолио и выставок детских работ, полученных во время индивидуальной и совместной деятельности; | + | + | + | |||
- организация совместного досуга для семей обучающихся; | + | + | + | |||
- организация группы психологической поддержки для родителей обучающихся | + | |||||
3. | КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | + | сентябрь -июнь | Коррекция имеющихся у обучающихся нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения | ||
3.1. Совместная коррекционно-развивающая деятельность с обучающимися, организованная в больших и малых группах, а так же в индивидуальной форме (по потребности) в соответствии с утвержденными лексическими темами | + | |||||
3.1.1. Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья | + | |||||
3.2. Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации | + | + | ||||
3.2.1. Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям | + | + | ||||
3.2.2. Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации | + | + | ||||
4. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ | Вовлечение семей обучающихся в процесс обучения, воспитания и социализации. Информированность семей обучающихся о возрастных особенностях детей и конструктивных способах общения и воспитания. Получение семьями обучающихся информации о возрастных психологических особенностях детей, конструктивных формах взаимодействия с ребёнком, методах создания в домашнех условиях развивающей социокультурной среды, в том числе предметно-пространственной. Освоение педагогами групп практического содержания по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". | ||||
4.1.Организация группового и индивидуального консультирования по результатам психологического обследования обучающихся (в форме очных и печатных консультаций, а так же выступлений на родительских собраниях): | + | + | сентябрь, октябрь, май | |||
4.1.1. Анализ и обобщение результатов психодиагностики и наблюдения поведения обучающихся | ||||||
4.1.2. Ознакомление участников образовательного процесса с результатами исследования в обобщенной и индивидуальной форме (для семьи) | ||||||
4.1.3. Ознакомление участников образовательного процесса с возможностями коррекции выявленных отклонений в поведении и нарушений развития, обсуждение форм взаимодействия | ||||||
4.2. Ознакомление участников образовательного процесса с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста, а так же развитии детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации | + | + | в течение уч.года | |||
· «Я расту своей дорогой. Определение границ нормы возрастного развития. Возможности индивидуального восприятия процесса детского развития. Определение зоны роста. Составление индивидуальной карты развития» | ||||||
· "Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Социализация." | ||||||
· "Помоги мне сделать это самому. - Кризис негативизма - такая важная ступенька! " | ||||||
· "У меня получится! - Развиваем самостоятельность" | ||||||
· "Кризис семи лет" | ||||||
· «Расту, развиваюсь, радуюсь! Среда обитания и развития. Создание развивающей среды» | ||||||
· «От «проблемы» к «зоне роста». Формирование навыков в поведении ребёнка с использованием игры и творческой деятельности» | ||||||
4.2. Ознакомление участников образовательного процесса с основными условиями психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в форме семинаров - практикумов и раздаточных буклетов - памяток | + | + | в течение уч.года | |||
· "Водичка - водичка. Игры с водой." | ||||||
· "Мамины помощники - развивающие игры в естественной предметно-пространственной среде." | ||||||
· "Слово лечит, - копилка ласковых слов для мамы." | ||||||
· "Я тебя понимаю, - вербализация чувств." | ||||||
· "Поговори со мною мама, - важные беседы обо всём." | ||||||
· "Из чего же, из чего же? - гендерное воспитание" | ||||||
· "Психогигиена дошкольного возраста." | ||||||
· "Многие родители делают это… Альтернативные способы воспитания." | ||||||
· "Чем помочь будущему первоклашке?" | ||||||
· "Одевалка - вербальный алгоритм одевания в стихах." | ||||||
· "Сказка - способ воспитания и развития." | ||||||
· "Условия формирования психологической готовности ребёнка к условиям школьного обучения." | ||||||
· "Четыре результата обучения." | ||||||
4.3. Ознакомление участников образовательного процесса с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации в форме семинаров -практикумов по освоению практического содержания по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" | + | + | в течение уч.года | |||
- "Игры, направленные на гармонизацию эмоционального фона и развитие коммуникативных навыков"; | ||||||
- "Игры, направленные на развитие внимания, регулировки поведения и снятия эмоционально-мышечного напряжения"; | ||||||
- "Сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, имитационно-выразительные, театрализации)" | ||||||
4.4. Ознакомление участников образовательного процесса с возможностями использования здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности, реализуемое в форме обмена опытом "Бюро педагогических находок" | Сплочение педагогического коллектива. Гармонизация эмоциональной сферы педагогов и специалистов. Профилактика синдрома выгорания. Расширение коммуникативных моделей. Обмен педагогическим опытом. | |||||
"Мастерская кукольника. Использование методов арт-педагогики для гармонизации эмоциональной сферы и установления контакта" | + | 4 неделя сентября | ||||
"Расту, развиваюсь, радуюсь." | + | 3 неделя октября | ||||
"День здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий" | + | 3 неделя ноября | ||||
"Зимняя мозайка. Использование художественно-эстетической деятельности в развитии навыков саморегуляции " | + | 1 неделя декабря | ||||
"Уроки доброты" | + | 2 неделя февраля | ||||
"Ритмопластика. Использование музыкально-ритмических упражнений в развитии художественно-эстетической деятельности" | + | 3 неделя марта | ||||
"День здоровья. Здоровьесозидание" | + | 3 неделя апреля | ||||
"Мастерская шляпника. Использование методов арт-педагогики в развитии мышления и игровой деятельности." | + | 4 неделя мая | ||||
5. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | в течение уч.года - по запросу | Психокоррекция эмоционального состояния и детско-родительских отношений, коррекция взаимодействия в группе. | |||
5.1.Консультирование по предварительной записи в специально-организованных условиях; | + | + | ||||
5.2. Ситуативное консультирование, реализуемое при необходимости во время воспитательно-образовательного процесса. | + | + | ||||
6. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ | + | в течение уч.года | Получение специалистами и педагогами групп необходимой психолого-педагогической информации | ||
ПМПС | + | |||||
Обмен рекомендациями специалистов по работе с обучающимися | + | |||||
7. | ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | в течение уч.года | Организационная, аналитическая и отчетная документация. Подготовка к коррекционно-развивающей деятельности. | |||
Подготовка к работе с участниками образов. процесса; заполнение аналитической и отчетной документации и др. | ||||||
8. | САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | в течение уч.года | Повышение уровня профессиональной компетенции. | |||
Учебно-методическая деятельность, самообразование, супервизии, участие в методических объединениях. |
2.3. Способы направления и поддержки детской инициативы |
АООП ДО, разработанная специалистами ГБДОУ № 103 Невского района Санкт-Петербурга, обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития личности детей) на фоне эмоционального благополучия детей, их положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Цели, задачи и виды деятельности, указанные в программе, направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности, а также выбора участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- воспитание позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- обучение ребенка культурным средствам деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностному, физическому и художественно-эстетическому развитию детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе через совместную реализацию образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи и поддержки ее образовательных инициатив.
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ