Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития
При психологическом обследовании обучающихся среднего дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются психофизические особенности, характерные для этой возрастной группы и индивидуальные. У многих обучающихся группы выявлено нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (в основном речь) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие
Эмоциональное состояние многих детей данной группы обусловлено процессом адаптации к ДОУ. Наблюдается повышенная тревожность, возбудимость, некоторая моторная расторможенность, эмоционально-мышечное напряжение. Случаются реакции негативизма, агрессивные проявления.
Все дети отзываются на имя, адекватно реагируют на словесные обращения, способны к установлению визуального, речевого, и мимического контакта, доступны общению. Многие обучающиеся играют вместе, остальные дети практически не вступают во взаимодействие, а спокойно играют рядом. В некоторых случаях проявляется наблюдение за игрой сверстника.
Дети стремятся к общению с педагогами и специалистами группы, включаются в совместную деятельность, организованную взрослым, стараются подчиняться понятным правилам поведения и выполнять полученные от педагога задания.
Развитие эмоционального интеллекта в процессе формирования. Базовые эмоции сформированы, проявляются внешне, не озвучиваются. Эмоциональные проявления непроизвольны, спонтанны.
Поведение обучающихся адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых. Многие нуждаются в непрерывном контроле поведения со стороны взрослого.
Познавательное развитие
Дети активны в исследовании окружающей предметно-пространственной среды. Игровые действия носят характер специфических манипуляций. Часть детей не удерживает внимание на одном из предметов, а непроизвольно переключает внимание с одного объекта на другой, не задерживаясь и не совершая манипуляций.
У обучающихся формируется наглядно-действенное мышление. Наблюдаются перцептивные и орудийные действия. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной и ориентировочно-исследовательской деятельности, снижена скорость выполнения перцептивных операций. У некоторых детей не сформированы сенсорные эталоны. Большинство детей способны выбирать картинки по названию и по подобию. Большинство обучающихся соотносит, выбирает по названию и называет базовые цвета или основные фигуры. Часть детей способны объединять и исключать из группы предметы по внешнему виду. При выполнении тех же операций на более высоком уровне обобщения проявляется трудность в выделении общего признака. Многим обучающимся доступна невербальная классификация. Представления об окружающем в основном ограничены предметно-бытовой средой. У части детей сформированы элементарные представления о предметном, социальном и природном мире.
Большинство детей испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Большинство из них в диалоге со взрослым умеют услышать и понять заданный вопрос, проявляют любознательность. Многие охотно включаются в общую деятельность, связанную с познанием в игре.
Речевое развитие
Все дети группы понимают обращенную речь. Активная речь у небольшой части детей фразовая, в большинстве – неразборчивая, состоящая из очень ограниченного количества отдельных слов, у остальных – не фиксируется. В единичных случаях присутствует диалоговая речь. Некоторые обучающиеся способны к налаживанию контакта с использованием речи в группе. Не все дети называют своё имя, пол, возраст. Не все говорящие обучающиеся используют речь по собственной инициативе. Ребята затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями, выражать дружеское отношение или просьбу.
Художественно-эстетическое развитие
Большинство детей способны непродолжительное время фиксировать внимание на музыкальном или художественном произведении, проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций. Изобразительно-графическая деятельность у части детей развита недостаточно. Большинство обучающихся умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен, у многих и упрощен (головоног). У части детей рисунок в стадии чирканья.
Физическое развитие
Все дети проявляют самостоятельную двигательную активность. В процессе двигательной деятельности заметна положительная эмоциональная реакция. Многие из обучающихся удерживают знакомый алгоритм взаимодействия в простой подвижной игре ("На лесной лужайке", "Мишка косолапый", "Прятки" и т.п.), для совместного участия в подвижных играх и физических упражнениях нуждаются в организующей и направляющей помощи. Практически все обучающиеся умеют подражать действиям взрослого. Обучающиеся данной группы не имеют навыков согласованного движения и передвижения в пространстве. Сложным для многих детей является построение в круг, ходьба в заданном направлении, особенно в парах, соблюдение очерёдности движений.
Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся соответствует более раннему возрасту. Дети затрудняются не только в организации собственной деятельности при одевании, но и в реализации самих операций надевания даже несложных предметов гардероба. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Другим очень трудно сосредоточиться на процессе одевания в достаточной степени, не потерять эту задачу. Необходима организующая, направляющая и практическая помощь.
Заключение
Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей благоприятной адаптации к условиям ДОУ, развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В группе возможны совместные коммуникативные игры, а также игры и упражнения, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, формированию сенсорных эталонов и развитию всех психических процессов.
1.1.6. Сроки реализации рабочей программы
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы
Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.
Планируемые результаты освоения программы детьми группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития
Направления развития образования ребёнка | Планируемые результаты освоения программы |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Социальное развитие | Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру. |
Проявляет уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, и его любят. | |
Проявляет уважение и терпимость к другим детям и взрослым. | |
Обращается за помощью к взрослому, оказывает посильную помощь по просьбе взрослого. | |
Проявляет желание договориться, меняется игрушками. | |
Соблюдает очерёдность. | |
Правильно отвечает на вопрос о гендерной принадлежности. | |
Устанавливать новые контакты. | |
Присоединяется к игре, вовлекает в игру сверстника или взрослого | |
Проявляет уважение к правилам группы, желание их соблюдать. | |
Открыто самовыражается через движение, речь, продуктивное творчество. | |
Проявляет принятие режимных моментов ДОУ. | |
Умеет проявлять симпатию, доброжелательное отношение. | |
Ручной труд | Проявляет желание самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности |
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда | |
Хозяйственно-бытовой труд | Проявляет ценностное отношение к хозяйственно-бытовому труду |
Помогает в труде взрослого | |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Сенсорное восприятие | Выбирает по заданию, соотносит и называет предметы по внешнему признаку: цвет, форма, размер, ориентируясь зрительно. |
Мышление | Устанавливает элементарные причинно-следственные связи. |
Использует предметы по назначению. | |
Обобщает предметы и картинки по внешнему признаку. | |
Организация деятельности | Удерживает задание до получения результата. |
Проявляет интерес к познавательной деятельности и чувства радости её результатам. | |
Обучение игре | Разыгрывает элементы сюжета в игровой среде |
Участвует в ролевом взаимодействии при организации педагога | |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие импрессивной речи | Понимает названия базовых эмоциональных состояний. |
Внимательно слушает собеседника, не перебивая. | |
Развитие экспрессивной речи | Обращается за помощью и поддержкой при необходимости. |
Называет базовые и социальные эмоциональные состояния. | |
Объясняет причину собственного настроения. | |
Делится переживаниями, рассказывает о событиях. | |
Поддерживает диалог. | |
Развитие моторики кистей и пальцев рук | Умеет подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики. |
Умеет управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками. | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Музыкальное воспитание | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. |
Различает весёлые и грустные мелодии. | |
Художественное творчество | Умеет изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека. |
Выражает настроение в рисунке и описывает его. | |
Ознакомление с художественной литературой | С удовольствием воспринимает литературные произведения. |
Участвует в драматизации, организованной взрослым. | |
Отвечает на вопросы о содержании сказки, опираясь на иллюстрации. | |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Развитие двигательных навыков | Подражает движениям взрослого. |
Проявляет раскованность движений мимики и пантомимики. | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков | Понимает важность культурно-гигиенических навыков |
Проявляет желание действовать самостоятельно. |