Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития

При психологическом обследовании обучающихся среднего дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются психофизические особенности, характерные для этой возрастной группы и индивидуальные. У многих обучающихся группы выявлено нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (в основном речь) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие

Эмоциональное состояние многих детей данной группы обусловлено процессом адаптации к ДОУ. Наблюдается повышенная тревожность, возбудимость, некоторая моторная расторможенность, эмоционально-мышечное напряжение. Случаются реакции негативизма, агрессивные проявления.

Все дети отзываются на имя, адекватно реагируют на словесные обращения, способны к установлению визуального, речевого, и мимического контакта, доступны общению. Многие обучающиеся играют вместе, остальные дети практически не вступают во взаимодействие, а спокойно играют рядом. В некоторых случаях проявляется наблюдение за игрой сверстника.

Дети стремятся к общению с педагогами и специалистами группы, включаются в совместную деятельность, организованную взрослым, стараются подчиняться понятным правилам поведения и выполнять полученные от педагога задания.

Развитие эмоционального интеллекта в процессе формирования. Базовые эмоции сформированы, проявляются внешне, не озвучиваются. Эмоциональные проявления непроизвольны, спонтанны.

Поведение обучающихся адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых. Многие нуждаются в непрерывном контроле поведения со стороны взрослого.

Познавательное развитие

Дети активны в исследовании окружающей предметно-пространственной среды. Игровые действия носят характер специфических манипуляций. Часть детей не удерживает внимание на одном из предметов, а непроизвольно переключает внимание с одного объекта на другой, не задерживаясь и не совершая манипуляций.

У обучающихся формируется наглядно-действенное мышление. Наблюдаются перцептивные и орудийные действия. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной и ориентировочно-исследовательской деятельности, снижена скорость выполнения перцептивных операций. У некоторых детей не сформированы сенсорные эталоны. Большинство детей способны выбирать картинки по названию и по подобию. Большинство обучающихся соотносит, выбирает по названию и называет базовые цвета или основные фигуры. Часть детей способны объединять и исключать из группы предметы по внешнему виду. При выполнении тех же операций на более высоком уровне обобщения проявляется трудность в выделении общего признака. Многим обучающимся доступна невербальная классификация. Представления об окружающем в основном ограничены предметно-бытовой средой. У части детей сформированы элементарные представления о предметном, социальном и природном мире.

Большинство детей испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Большинство из них в диалоге со взрослым умеют услышать и понять заданный вопрос, проявляют любознательность. Многие охотно включаются в общую деятельность, связанную с познанием в игре.

Речевое развитие

Все дети группы понимают обращенную речь. Активная речь у небольшой части детей фразовая, в большинстве – неразборчивая, состоящая из очень ограниченного количества отдельных слов, у остальных – не фиксируется. В единичных случаях присутствует диалоговая речь. Некоторые обучающиеся способны к налаживанию контакта с использованием речи в группе. Не все дети называют своё имя, пол, возраст. Не все говорящие обучающиеся используют речь по собственной инициативе. Ребята затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями, выражать дружеское отношение или просьбу.

Художественно-эстетическое развитие

Большинство детей способны непродолжительное время фиксировать внимание на музыкальном или художественном произведении, проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций. Изобразительно-графическая деятельность у части детей развита недостаточно. Большинство обучающихся умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен, у многих и упрощен (головоног). У части детей рисунок в стадии чирканья.

Физическое развитие

Все дети проявляют самостоятельную двигательную активность. В процессе двигательной деятельности заметна положительная эмоциональная реакция. Многие из обучающихся удерживают знакомый алгоритм взаимодействия в простой подвижной игре ("На лесной лужайке", "Мишка косолапый", "Прятки" и т.п.), для совместного участия в подвижных играх и физических упражнениях нуждаются в организующей и направляющей помощи. Практически все обучающиеся умеют подражать действиям взрослого. Обучающиеся данной группы не имеют навыков согласованного движения и передвижения в пространстве. Сложным для многих детей является построение в круг, ходьба в заданном направлении, особенно в парах, соблюдение очерёдности движений.

Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся соответствует более раннему возрасту. Дети затрудняются не только в организации собственной деятельности при одевании, но и в реализации самих операций надевания даже несложных предметов гардероба. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Другим очень трудно сосредоточиться на процессе одевания в достаточной степени, не потерять эту задачу. Необходима организующая, направляющая и практическая помощь.

Заключение

Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей благоприятной адаптации к условиям ДОУ, развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В группе возможны совместные коммуникативные игры, а также игры и упражнения, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, формированию сенсорных эталонов и развитию всех психических процессов.

1.1.6. Сроки реализации рабочей программы

Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы

Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.

Планируемые результаты освоения программы детьми группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития

Направления развития образования ребёнка Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  Социальное развитие Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.
Проявляет уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, и его любят.
Проявляет уважение и терпимость к другим детям и взрослым.
Обращается за помощью к взрослому, оказывает посильную помощь по просьбе взрослого.
Проявляет желание договориться, меняется игрушками.
Соблюдает очерёдность.
Правильно отвечает на вопрос о гендерной принадлежности.
Устанавливать новые контакты.
Присоединяется к игре, вовлекает в игру сверстника или взрослого
Проявляет уважение к правилам группы, желание их соблюдать.
Открыто самовыражается через движение, речь, продуктивное творчество.
Проявляет принятие режимных моментов ДОУ.
Умеет проявлять симпатию, доброжелательное отношение.
Ручной труд Проявляет желание самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда
Хозяйственно-бытовой труд Проявляет ценностное отношение к хозяйственно-бытовому труду
Помогает в труде взрослого
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное восприятие Выбирает по заданию, соотносит и называет предметы по внешнему признаку: цвет, форма, размер, ориентируясь зрительно.
Мышление Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.
Использует предметы по назначению.
Обобщает предметы и картинки по внешнему признаку.
Организация деятельности Удерживает задание до получения результата.
Проявляет интерес к познавательной деятельности и чувства радости её результатам.
Обучение игре Разыгрывает элементы сюжета в игровой среде
Участвует в ролевом взаимодействии при организации педагога
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие импрессивной речи Понимает названия базовых эмоциональных состояний.
Внимательно слушает собеседника, не перебивая.
Развитие экспрессивной речи Обращается за помощью и поддержкой при необходимости.
Называет базовые и социальные эмоциональные состояния.
Объясняет причину собственного настроения.
Делится переживаниями, рассказывает о событиях.
Поддерживает диалог.
Развитие моторики кистей и пальцев рук Умеет подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики.
Умеет управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное воспитание Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Различает весёлые и грустные мелодии.
Художественное творчество Умеет изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека.
Выражает настроение в рисунке и описывает его.
Ознакомление с художественной литературой С удовольствием воспринимает литературные произведения.
Участвует в драматизации, организованной взрослым.
Отвечает на вопросы о содержании сказки, опираясь на иллюстрации.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие двигательных навыков Подражает движениям взрослого.
Проявляет раскованность движений мимики и пантомимики.
Воспитание культурно-гигиенических навыков Понимает важность культурно-гигиенических навыков
Проявляет желание действовать самостоятельно.

Наши рекомендации