Характеристика шкал Опросника межличностных отношений

(А.А. Рукавишников)

Шкала Выраженное поведение Требуемое поведение
Включение хочу, чтобы окружающие имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь вступить в различные социальные группы и быть как можно чаще среди людей   стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и имели желание быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий  
Контроль пытаюсь установить контроль и влияние на остальных: беру в свои руки руководство и решаю, что и как будет делаться   стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и указывали мне, что я должен делать  
Аффект стремлюсь быть в тесных отношениях с остальными, проявлять к ним свои теплые чувства   стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими сокровенными чувствами  

У подростков из неполных семей экспериментальной группы произошли значимые изменения в виде роста значений по фактору Контроль (выраженное поведение) и снижения значений по фактору Аффект (требуемое поведение) (T=0, p<0.01; T=5.5, p<0.04):

- усилилось стремление брать в свои руки руководство и принимать решения за себя и других;

- усилилась тенденция к более осознанному выбору лиц для создания близких отношений.

Интерпретация полученных результатов: после программы психологической коррекции подростки (неполны семьи) стали более ответственными и избирательными в межличностных отношениях.

У подростков из экспериментальной группы (полные семьи) наблюдались значимые изменения в виде роста значений по фактору Контроль и снижения значений по фактору Аффект (T=20.5, p<0.04; T=34.5, p<0.05). В ожидании контроля и руководства у подростков возросло стремление быть в зависимости от окружающих. Усилилась осторожность при выборе лиц для доверительных отношений.

Интерпретация полученных результатов: до участия в программе психологической коррекции подростки (полные семьи) предпочитали отсутствие контроля со стороны окружающих, что свидетельствовало о своеобразном протесте, который свойственен для подросткового возраста, после тренинга же потребность в руководстве и избирательность в установлении близких отношений стали более выраженными.

Характеристика шкал Опросника межличностных отношений - student2.ru

Рисунок 3.3 - Распределение средних значений по шкалам Опросника межличностных отношений в контрольной группе.

У подростков (неполные семьи) контрольной группы наблюдаются существенные изменения в виде роста значений по фактору Контроль (требуемое поведение) (T=0, p<0.01): возросло стремление быть в зависимости, в ожидании руководства и контроля со стороны взрослых.

У подростков (полные семьи) контрольной группы можно наблюдать значительные изменения в виде роста значений по фактору Контроль (требуемое поведение) и снижения значений по фактору Аффект (выраженное поведение) (T=2, p<0.002; T=16.5, p<0.04). У подростков увеличилось стремление ожидать контроля и руководства со стороны окружающих. Усилилась тенденция к более внимательному и осознанному выбору близких отношений.

Интерпретация полученных результатов: несмотря на то, что у подростков (полные семьи) в экспериментальной группе наблюдался, как и у подростков контрольной группы, существенный рост по фактору Контроль, характер изменений имел в себе свои особенности.

В экспериментальной группе значения перешли из области низких значений, которые предполагают, что подросток не терпит над собой контроля, в пограничную зону, что свидетельствует о возможности контроля в межличностных отношениях близкими людьми.

В контрольной группе значения из пограничной зоны перешли в зону высоких значений. Это говорит о том, что поведение подростков контрольной группы стало более зависимым. Снижение значений по фактору Аффект у подростков (полные семьи) говорит о существенном снижении стремления у них быть в тесных отношениях с остальными, проявлять к ним дружеские чувства.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что изменения в контрольной группе носят скорее негативный характер: у всех подростков контрольной группы, независимо от типа семьи, возросло стремление быть в зависимости от окружающих, что говорит о росте уровня приспособленчества в контрольной группе.

В экспериментальной группе наблюдается следующая ситуация:

- у подростков (полные семьи) стала четко прослеживаться потребность в руководстве и избирательность в установлении близких отношений;

- у подростков (неполные семьи) позитивный момент изменений проявляется в усилении осмотрительности при выборе круга лиц для близких отношений, следовательно, можно сказать, что риск попадания в «плохую» компанию снизился, а также возросла потребность руководить и принимать решения, что говорит о росте ответственности за свои поступки. Результаты предварительных исследований показывают, что принятие ответственности за свои действия помогает лучше ориентироваться в ситуации, а способность самостоятельно принимать решения и управлять своим поведением, сочетается с положительной динамикой процесса социально-психологической адаптации.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что социально-психологический тренинг является эффективным способом психологического сопровождения подростков для развития их коммуникативных навыков и может в дальнейшем использоваться школьными психологами для работы со старшими подростками.

Рекомендации по развитию направленности и жизненной стратегии личности

Рост личности, развитие ее направленности и формирование жизненных стратегий подростка зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий не всегда бывает достаточно. Полноценный рост и развитие возможно только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые будут являться значимыми для самой личности. Гармоничное развитие любого человека – это приобретение знаний и умений, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, а также необходимых правил поведения.

Осознавая закономерности жизненного пути и жизнедеятельности, человек может лучше представить оптимальный вариант для своего развития, а также определить свой жизненный путь. Очень важно понимать роль самой личности в планировании и осуществлении жизненного пути. Все это способствует более ответственному отношению к нему и стремлению ставить нужные и правильные жизненные цели для их достижения.

Проектирование жизненной стратегии базируется на системе ценностей, которая показывает определенное отношение личности к миру и обусловливает значимость потребностей, выбор способов принятия решений. Жизненная стратегия помогает решать противоречия между внешними и внутренними условиями жизни, а также приближать внешние условия к потребностям, интересам и склонностям конкретной личности. Интерес как форма проявления потребностей, возникает в процессе деятельности и общения, является значимой категорией для понимания сущности жизненной стратегии. Появление интереса мотивирует и активизирует деятельность, а также формирует ценностные ориентации направленности личности и формировании ее жизненных стратегий.

Ценностные ориентации предполагают осуществление личностью выбора своего поведения, это своего рода ориентир в выборе средств достижения жизненных целей. Они влияют на формирование жизненных планов, которые представляют собой совокупность и последовательность целей на жизненном пути и способов их реализации.

Жизненные планы оказывают общее формирующее воздействие на жизненные перспективы личности. Способность личности к ценностному переживанию является одним из критериев жизненной перспективы. Формированию направленности и ориентирование личности складывается из соотнесения ожиданий, притязаний и потребностей. Это ее адаптация к условиям жизни, а также изменение и приспособление условий жизни к требованиям самой личности.

В современном обществе для развития успешного жизненного пути созданы все самые необходимые условия.

Свобода, как важнейшая ценность социальных преобразований, открывает новые горизонты для развития, с возможностью выбора индивидуального образа жизни. Возрождение нравственных ценностей позволит личности глубже понять свою жизнь, расширить ее сферы и наполнить смыслом.

Кроме того, это поможет найти свое место в жизни, определить цели, придать осознанность действиям в реализации выбранной жизненной стратегии. Однако, стоит отметить, что готовность личности принять на себя ответственность за управление своей жизнью и определить ее направление во многом будет зависеть от ее ценностных ориентаций, которые и определяют выбор жизненной позиции в окружающем социальном пространстве.

В современных условиях важно научиться правильно оценивать пространство и время жизни. Тем не менее, построение стратегии не должно сводиться только лишь к адаптации в обществе. Любому человеку нужно научиться соотносить свои внутренние возможности с участием в происходящих событиях в наиболее оптимальные моменты времени.

Жизнь человека полностью зависит от его активности. Чтобы активность развивалась в нужном русле, необходимо чтобы человек смог познать себя и свои способности, изучить свой характер, определить свою индивидуальность, исходя из всего этого адаптировать себя для жизни в обществе, в котором ему предстоит действовать и развиваться.

Исходя из этого, образовательно-воспитательная работа по развитию личности подростка в целом должна выстраиваться на основе собственной активности и самоопределения учащегося. Таким образом, выстраиваются и формируются ступени роста и этапы развития личности и ее направленности:

1. Установление контакта, адаптация. Создание атмосферы уважения, поддержки и взаимопонимания. Формирование умения слушать себя и других, построение индивидуального маршрута развития.

2. Формирование навыков и знаний социального взаимодействия. Формирование понятия социальной нормы, где важным условием будет являться последовательность требований и действий педагогов, личный пример конструктивного поведения и взаимодействия с окружением.

3. Формирование навыков самоорганизации, преодоления трудностей в учебе и других видах деятельности.

4. Создание ресурса социальной адаптации и мотивации достижения. Акцент следует делать на интересах самого подростка, исходя из его возможностей.

5. Помощь в формировании жизненной стратегии: выбор жизненного пути, личностное и профессиональное самоопределение.

Построение жизненной стратегии базируется на знаниях. Новые знания личности о себе меняют ее цели, отношение, переживания и состояния, что в свою очередь дает возможность познавать себя.

Получение подобных психологических знаний происходит еще в школе. Такая дисциплина как психология, различные тренинги по развитию уверенности, навыков общения помогает в развитии и формировании дальнейшего жизненного пути.

Для психолога в работе с подростками, а также коррекции развития направленности и жизненной стратегии главным является индивидуальный подход. Специалист, проводящий психокоррекционную работу, не должен пользоваться обобщенными понятиями, прежде всего необходимо создать условия для развития тех или иных психологических качеств каждого участника, который участвует в психокоррекции, при этом нужно ориентироваться на «личное достижение». Психологической задачей является создание условий для более полного личностного роста, но ни в коем случае не стоит подталкивать участников психокоррекции к достижению определенных, заранее условленных результатов.

Учитывая полученные в ходе исследования данные, психологическое сопровождение подростков с разными личностными направленностями должно содержать следующие направления работы:

- работа с классом, педагогическим коллективом, при необходимости и с семьей;

- работа по актуализации позитивных интересов, целей, нравственных представлений;

- работа с моделями поведения в конфликтных ситуациях. Общение со взрослыми и сверстниками;

-работа по организации свободного времени и образа жизни.

Средствами реализации данной работы являются:

1. Тренинги для подростков, направленные на формирование позитивных жизненных устремлений и целей, на развитие мотивации их достижения. Кроме того, подобные занятия отлично развивают коммуникативные навыки, ценностно-нормативные представления, интерес, обучают приемам преодоления негативных эмоциональных состояний, учат как разрешать и предотвращать конфликты.

2. Информационно-практические занятия, направленные на формирование представлений о правах, законах, ответственности. Такие занятия с элементами тренинга развивают навыки противостояния насилию среди сверстников или в семье.

Таким образом, представленные направления психологического сопровождения подростков различных типов направленности, которые включают в себя просветительный, организационно-методический и психологический аспекты, предполагает комплексное изучение индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей подростков, формирование личностной направленности и жизненной стратегии, а также оптимизацию социальных отношений.

Выводы по главе 3

Согласно нашей третье гипотезе, существует четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.

В нашем исследовании модели поведения подростков рассматривались через стратегию их развития. В основе этой стратегии лежит совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для продвижения по жизненному пути, позволяет осуществлять поэтапное движение к достижению целей. Фундаментом стратегии развития выступают жизненные цели, связанные с главными сферами деятельности человека – это сферы профессиональной деятельности, а также познания различных сторон жизни.

Развитие направленности в учебной деятельности предполагает, что эта деятельность должна быть освоена только при условии ее осознания и осмысления. Стратегия развития обучающихся, которая базируется на высоком уровне подготовки в школе, стимулирует их стремление к овладению общекультурными знаниями, современными технологиями, что в дальнейшем очень поможет в формировании жизненных стратегий. Стратегия развития предполагает высокую степень самостоятельности личности, а также создание условий жизни, при которых человек будет свободен от давления групповых связей, сможет самостоятельно определять собственные действия и нести личную ответственность за собственное поведение и поступки.

На сегодняшний день социально-психологический тренинг является одним из наиболее действенных способов формирования умений и навыков общения, развития способности адекватного познания себя и других людей.

Целью нашей коррекционной программы, которая включала в себя элементы социально-психологического тренинга в работе с подростками полных и неполных семей являлось создание условий для развития коммуникативных навыков личности, что в дальнейшем позволит подросткам сделать правильный выбор в формировании своей жизненной стратегии.

Программа психологической коррекции составлялась на основании данных предварительного эмпирического исследования основной и дополнительной выборки.

Результаты предварительных исследований, которые использовали для составления программы психологической коррекции выявили следующее:

- решение личностных проблем у некоторых подростков сочетается с уходом от реальности за счет изменения своего психического состояния, склонность к проявлению агрессии объясняется неумением длительно следовать общепринятым нормам поведения;

- старшим подросткам в целом более свойственно переживать по поводу оценки их знаний и личности преподавателями;

- если подростки принимают себя такими, какие они есть, то они инициативны, активны, настойчивы в деятельности, которая им нравится;

- принятие ответственности за свои действия и чувства позволяет подросткам успешнее ориентироваться в ситуации, а также анализировать и разрешать возникающие трудности.

Чтобы оценить эффективность программы нами были выделены экспериментальная и контрольные группы, создание которых осуществлялось методом «парного дизайна». Существенные изменения в коммуникативной сфере, полученные у подростков в результате проведения эксперимента, позволяют говорить об эффективности социально-психологического тренинга как способа коррекционно-развивающей работы с подростками.

Заключение

Актуальность исследования направленности личности и ее жизненной стратегии связана с поиском создания благоприятных условий для развития личности, эффективности ее жизни. Теоретический анализ феномена жизненной стратегии позволяет понять, что данное понятие следует рассматривать на основе нескольких критериев, таких как: активность личности, способность брать на себя ответственность и инициативу, жизненные ценности, способы взаимодействия с другими людьми, а также мотивационные стремления.

Осмысленность жизни, способность личности к самопознанию являются основой для изменения жизненной стратегии. Для формирования оптимальной жизненной стратегии необходимо иметь психологическое здоровье и избавиться от любых стрессов.

Можно с уверенностью сказать, что жизненные стратегии, направленные на раскрытие собственной индивидуальности, являются наиболее перспективными для благополучия личности, так как человек, ориентированный на самореализацию, обладает более выгодными шансами быть нравственно и психически здоровым.

Направленность личности в нашем исследование представлена как система, показывающая отношение личности к самой себе и к обществу. В подростковом возрасте она обладает высокой устойчивостью и может поддаваться корректирующему воздействию за счет системы тренингов, в ходе которых основной акцент делается на саму личность, поскольку отношение к самому себе в подростковом возрасте является ведущим. Своевременная психологическая поддержка существенно изменяет отношения личности и к окружающим.

В качестве одного из методов коррекции направленности личности подростков могут быть использованы тренинговые занятия, как один из видов специально задаваемой личностно важной деятельности. На подобного рода занятиях основной акцент делается не на изменении отношения личности к обществу, а на изменении ее отношения к себе, что, обычно, влечет за собой и изменение отношения к другим людям.

Анализ результатов, полученных после реализации специально разработанной программы, дает возможность говорить о данной форме коррекции направленности личности как об эффективном способе воздействия на указанное психологическое образование. У всех подростков, которые принимали в тренинге, были отмечены положительные изменения к себе и к обществу на уровне суждений; рост количества подростков с гуманистической и уменьшение их числа с эгоистической направленностью. Пока обнаруженные изменения в направленности личности находятся лишь на уровне суждений, еще рано говорить о полностью изменившейся направленности личности, тем не менее, уже формируется готовность изменить подобным образом свое отношение. Чтобы эти изменения происходили на уровне поступков, необходимо более длительное и систематическое воздействия. В целях подкрепления результатов, полученных подростками на тренинге, следует продумать организацию подобных занятий с педагогами и родителями.

В целом можно сказать, что направленность личности наиболее активно формируется в подростковом возрасте. Это своего рода некое новообразование данного периода. Личностная направленность при своем развитии испытывает различные влияния, у которых есть как возрастная, так и половая специфика. Приведенные в работе данные предоставляют возможные пути и методы коррекционных воздействий на направленность личности, при этом важное значение имеют технологии организации этих воздействий, которые должны приниматься субъектом как деятельность, личностно важная для него.

В современных условиях усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития подростка, также школа недостаточно тесно контактирует с родителями, вследствие чего происходит отчуждение семьи от нее. Именно социально-психологическая помощь может стать тем объединяющим звеном, которое позволит постепенно изменить данную ситуацию. Исследование по данной теме позволяет достигнуть новой формы сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Целью исследования было определение специфики процесса социализации подростков, разработка и апробация программы развития у них коммуникативных навыков.

В рамках исследования мы выполнили следующие задачи:

1. Изучены теоретико-методологической базы представлений о направленности личности и ее жизненных перспективах.

2. Проведен анализ психологических особенностей личности подростков и представить сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненных стратегиях подрастающих детей.

3. Изучены представлений о жизненных перспективах подростков в зависимости от их пола.

4. Определена специфики процесса социализации подростков как из полных, так и неполных семей.

5. В процессе проведения эмпирического исследования выявлены некоторые особенности процесса социализации подростков (неполные семьи) по сравнению с их ровесниками (полные семьи):

- внешние факторы: в старшем подростковом возрасте авторитетность родителей несколько снижена, что может выражаться в отчужденности, наблюдается склонность принимать себя такими, какие они есть, из-за чего возникают трудности в установлении контактов и общении.

- внутренние факторы: подростки чаще всего впечатлительны, чрезвычайно ранимы, обидчивы, ориентированы больше на себя.

6. Эффективность процесса социализации подростков обусловлена характером их межличностных отношений с родителями и сверстниками. Стремление к независимости у подростков связаны с ориентацией на выполнение групповых и социальных норм, с ответственностью перед другими людьми.

Успешность процесса социально-психологической адаптации связана со способностью подростков самостоятельно принимать решения, переходить от планов к действиям и управлять своим поведением и эмоциями.

7. На основании предварительных исследований была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа (социально-психологический тренинг), которая показала свою эффективность в развитии коммуникативных навыков с целью оптимизации процесса социализации подростков.

8. Благодаря проведенному исследованию составлены практические рекомендации по работе с подростками для сотрудников образовательных учреждений, проведены индивидуальные психологические консультации с подростками в центре психологической поддержки «Доверие», которые принимали участие в эксперименте. проведены родительские собрания в классах испытуемых, где были озвучены результаты и даны необходимые рекомендации.

Полученные результаты и описанные выше выводы позволяет нам говорить о том, что основные гипотезы нашего исследования были подтверждены.

Было доказано, что направленности личности состоят из разных уровней, которые обусловлены различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности.

Формирование направленности личности действительно носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.

Благодаря исследованию было подтверждено, что индивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры. Кроме того, прослеживается четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.

Большую роль в организации социально-психологической помощи подросткам, особенно с какими-либо проблемами, играет психологическая служба в образовательных учреждениях. Результаты проведенной работы позволили закрепить разработку конкретных проектов для социально-психологической диагностики личностных и социальных сложностей, которые испытывают подростки в возрасте 15-17 лет, осуществить корректирующие воздействия и оказание помощи родителям в формировании крепких и развивающих взаимоотношений со своими детьми.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2015.- 364 с.

3. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. // Вопросы психологии. -2014. - № 3. - С. 122.

4. Ахаян Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности старших подростков. // Нравственное воспитание в коллективе. - Л.,2015. - С. 62-81.

5. Бурыкина, М.Ю., Сазонов, С.Н. Зависимое поведение: причины, механизмы, пути преодоления: монография/ М.Ю. Бурыкина. - Брянск: Курсив, 2016. - 204 с.

6. Васильева З.И. К вопросу об изучении общественной направленности старших подростков в учебной деятельности. // О нравственном воспитании школьников. - Л.,2013. - С. 304.

7. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2014. - 688 с.

8. Горфункель П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива. // Вопросы психологии,2014. - № 4. - С. 115-124.

9. Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. // Советская психология в свете ленинских идей. - Пермь,2015. - С. 124-140.

10. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. // Вопросы психологии,2014. - № 5. - С. 18-28.

11. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии,2014. - № 6. - С. 107.

12. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.,2015. - 200 с.

13. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.,2015. - 352 с.

14. Исаева Э.Г - И. Внутриличностные конфликты и их коррекция. Махачкала 2012г.

15. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей/ К.Б. Зуев// Вестник Томск. Гос. Унив-та.– Томск, 2015. - №324. – С. 329-332.

16. Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва 2015г.(добавила)

17. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Автореф. дисс. ...д-ра психол.наук. - Л.,2015. - 57 с.

18. Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема. // О нравственном воспитании школьника. / Ученые Записки ЛГУ. - Л.,2014. Т. 341. - с. 4-59.

19. Коссов Б.Б. Личность: теория диагностика и развитие. Изд. Академический проект 2014г.

20. Левитов Н.Д. Направленность подростков. - М.,2014. - С. 5-21.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,2014. - 304 с.

22. Лабецкая, С.А., Литвиненко, Е.В. Палитра чувств: методическое пособие для психологов, педагогов, социальных педагогов/ С.А. Лабецкая, Е.В. Литвиненко. – Новосибирск,2015. – 32 с.

23. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности/ Ж. Ледлофф, пер. с англ. Л. и И. Шарашкиных. — М.: Генезис, 2013. — 207 с.

24. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

25. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2015. – 150 с.

26. Микляева, А.В. Я – подросток. Программа уроков по психологии/ А.В. Микляева. – СПб: Речь, 2016. – 336 с.

27. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция/ А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2016. – 248 с.

28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов/ В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 456 с.

29. Наливайко, Н.В. О формировании концепции философии воспитания/ Н.В. Наливайко// Философия образования. – Новосибирск, 2016. - №3. - С.176-185.

30. Неймарк М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л.И. Божович, Л.И. Благонадежиной. - М.,2013. - С. 119.

31. Никиреев Е.М. Экспериментальные исследования общей и профессиональной направленности личности студента и педагогического института. // Психологические проблемы формирования социально-активной личности советского учителя. - М.,2012. - С. 14-27.

32. Никиреев Е.М., Шилова Т.А. К вопросу изучения структуры направленности личности. // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. / Под ред. П.А. Просецкого. - М.,2015. - С. 25-32.

33. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В.Овчарова. – М.: Просвещение,2014. – 256 с.

34. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.,2015. - С. 137.

35. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса/ А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование. – М.,2016. - №1. - С.10-16.

36. Прихожан, А.М. Явление, причины, диагностика/ А.М. Прихожан// Школьный психолог. – М., 2014. - №8. - С.53-61.

37. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс, перевод с англ. Н. Мальгиной. – СПб.: Питер, 2013. – 656 с.

38. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие/ Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 529с.

39. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Питер, 2014. — 224 с.

40. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги/ Н.В.Самоукина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. – 244с.

41. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2014. - 350 с.

42. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания/ под ред. А. Я. Варги. — М.: ОГИ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2016. — 640 с.

43. Таланов, В.Л., Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога/ В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2014. – 928 с: ил.

44. Тимонова, Е.С. Взаимодействие школы и семьи/ Е.С. Тимонова. - URL: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=416068 (дата обращения: 17.04.2014)

45. Трофимова, С.А. Психологические проблемы современной семьи/ С.А. Трофимова// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей/ Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2015. – C. 11 - 15.

46. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П.Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015. - 496 с.

47. Фрейд. З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2003.

48. Шамионов, Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05/ Р.М. Шамионов. - Саратов, 2016. - 362 c.

49. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология и развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014. – 349 с.

50. Шнейдер, Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. Лекция 6/ Л.Б. Шнейдер// Школьный психолог. - М.: Первое сентября, 2014. - №22.

51. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов/ Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2016. – 768 с.

52. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка/ Д.В. Ярцев// Вопросы психологии. – М,2015. - № 6. - С. 54-58.

Приложение 1

Личностный опросник Г. Айзенкаhttp://testoteka.narod.ru/lichn/1/20.html

Опросник предлагает ответить на вопросы, которые касаются особенностей вашего поведения. Нужно оценить себя мысленно, согласиться или не согласиться с предлагаемым суждением. Не стоит долго думать над ответами, отвечайте не задумываясь.

1. Часто ли у вас возникает тяга к новым впечатлениям, к тому, чтобы испытать возбуждение или «встряску»?

2. Часто ли вы нуждаетесь в помощи друзей, которые могут вас утешить или ободрить?

3. Вы можете назвать себя беззаботным человеком?

4. С трудом ли вы отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы тщательно свои дела, прежде чем действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания?

7. Свойственны ли вам частые спады и подъемы настроения?

8. Вы часто поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Чувствовали ли вы себя когда-нибудь несчастливым, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Готовы ли вы сделать многое на спор?

11. Испытываете ли вы смущение при знакомстве с человеком противоположного пола?

12. Разозлившись, вы можете выйти из себя?

13. Свойственны ли вам поступки под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы переживаете из-за того, что сделали или сказали что-нибудь плохое?

15. Для вас книги лучше живого общения с людьми?

16. Вы обидчивы?

17. Нравится ли вам часто бывать в компании?

18. Есть ли у вас мысли, которые вы держите исключительно при себе?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, а иногда чувствуете упадок сил?

20. Предпочитаете ли вы иметь узкий круг друзей, но зато близких вам?

21. Любите мечтать?

22. Когда на вас повышают голос, вы можете ответить тем же?

23. Часто ли у вас возникает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши?

25. Любите ли вы повеселиться в шумной компании?

26. У вас часто бывают натянуты нервы до предела?

27. Считают ли вас веселым человеком?

28. Часто ли, сделав какое-нибудь серьезное дело, вы думаете, что могли бы сделать его еще лучше?

29. В обществе других людей вы больше молчите?

30. Сплетничаете иногда?

31. Можете не спать из-за каких-нибудь мыслей, которые лезут в голову?

32. Вы предпочитаете узнавать о чем-нибудь из книги, нежели спросить у людей?

33. Бываете ли у вас, что от чувства возбуждения вы не можете усидеть на месте?

34. Нравится ли вам работа, где требуется постоянное внимание?

35. Бывают ли у вас головокружения и слабость?

36. Всегда ли вы оплачиваете багаж в транспорте?

37. Вам неловко находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вы любите работу, где требуется быстрота действий?

40. Верно ли, что нередко вам думаете о разных неприятностях, которые могли бы произойти, хотя все завершилось благополучно?

41. Ваши движения неторопливы?

42. Вы когда-нибудь опаздывали в школу или на свидание?

43. Вам часто снятся кошмары?

44. Вам нравится заводить беседы с незнакомыми людьми просто для общения?

45. Испытываете ли вы сильные головные боли?

46. Вы бы чувствовали себя подавленным, если долгое время были лишены общения с людьми?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли в вашем окружении люди, которые вас явно раздражают?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши промахи или ошибки в работе?

51. Вы считаете, что сложно испытать настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Бывает ли у вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам оживить довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, о которых не имеете достаточного представления?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Подшучиваете над другими?

57. У вас бывают длительные бессонницы?

Обработка данных.

Если ответ совпадает с ключом, начисляется один балл. Нужно подсчитать сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.

1. Показатель А (искренность ответов)

Нужно присвоить балл каждому ответу "Да", если вы ответили так на вопросы №№ 6, 24, 36.

Нужно присвоить балл каждому ответу "Нет", если вы о

Наши рекомендации