Результаты тестирования учеников 11 класса школы №7

Шкала цинизма Шкала агрессивности Шкала враждебности
12 чел. показали результат в 40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому) 8 чел. показали результат в 30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому Только 3 подростка набрали 18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому
20 чел. показали результат в 25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому 12 чел. показали результат в 15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому 16 чел. набрали 10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому
7 чел. было набрали 25 баллов и меньше – низкий показатель 9 чел. набрали 15 баллов и меньше – низкий показатель 10 чел. показали результат в 10 баллов и меньше – низкий показатель

Результаты тестирования учеников 10 и 11 классов школы №7 выявили:

- средний показатель цинизма у подростков. Цинизм выступает в этом случае как защитная реакция подростка на окружающие его негативные условия. У подростков, с выраженной чертой циничности, показатель «добра» средний или выше среднего, что еще раз доказывает, что подростковый цинизм выступает защитной реакцией на негативное влияние со стороны общества;

- ученики 10 и 11 классов показали достаточно низкий уровень агрессивности, что радует. Не стоит забывать, что агрессия в подростковом возрасте проявляется в первую очередь в агрессивном поведении в школе, дома, на улице. Это может быть и физическая агрессия, и словесная. Кроме того, может наблюдаться агрессия против самого себя, а это одна из самых опасных подростковых агрессий. Именно из-за нее в будущем может возникнуть большое количество психологических проблем. Целью психологов МБУ «ЦППСиМ «Доверие» и было выявление уровней агрессии у учеников старших классов. По результатам тестирования была проведена беседа с классными руководителями учеников и самими подростками, которые достаточно охотно пошли на контакт для выяснения и устранения причины некой агрессивности;

- уровень враждебности оказался также на достаточно низком уровне. Лишь 5 человек из двух классов набрали 18-25 баллов, где у 4 человек было набрано по 24 балла. Враждебное поведение часто носит характер словесных угроз или мелких инцидентов, но рано или поздно это может вылиться в физическое насилие.

Задача психологов состояла в выявление таких подростков, наблюдение за ними и подбор индивидуальной работы с ними. Были даны рекомендации учителям по общению с такими подростками. Любая враждебность должна пресекаться спокойно, но решительно.

Учителям и родителям следует делать замечания, только в спокойной и твердой форме, не стоит забывать, что подростки ценят тех, с кем интересно. Любой преподаватель и психолог должен вовлечь подростка, добиться доверительных отношений, которые в дальнейшем помогут сгладить враждебное поведение и переключить временную агрессию подростка в более продуктивное русло деятельности, которое пойдет ему на пользу.

Исходя из результатов тестирования и последующей беседы с психологами МБУ «ЦППСиМ «Доверие», была составлена программа дальнейшей работы с наиболее «трудными» подростками, 5 человек согласились получить индивидуальные консультации в самом центре.

Методика формирования межличностных отношений и развития коммуникативных навыков с использованием опросника межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишникова будет более подробно представлена в 3 главе, как основная часть психокоррекционной работы с подростками на базе формирующего эксперимента.

Выводы по главе 2

Согласно рассмотренной гипотезе, было выявлено, чтоиндивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры.

Спектр составляющих, которые входят в ценностно-мотивационный компонент направленности достаточно широк и включает в себя потребности, желания, интересы, стремления, жизненные перспективы, цели, убеждения, а также ценностные ориентации.

Обобщая полученные в ходе исследования данные, делаем вывод, что использованные методы наблюдения и тестирования позволяют в полной мере изучить психологические характеристики личности подростков.

Итоги наших исследований, представленных во второй главе:

1. В ходе эмпирического исследования и использования дифференциально – диагностического опросника с классификацией типов профессий было выявлено, что для подростка потребность в общении очень важной составляющей. Именно поэтому, профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми, так привлекают их. Наибольшей популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек-человек». Данный тип профессии как наиболее привлекательный выбрали 14 подростка. Далее следуют «человек-художественный образ» (выбрали 10 подростков), «человек-знак» (выбрали 8 подростков), «человек-природа» (выбрали 6 подростков), «человек-техника» (выбрали 4 подростка). Юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (U= 72,226; при р = 0,034), девушки – «человек-художественный образ» (U= 63,427; при р = 0,05).

2. Подростки наиболее высоко оценивают свои способности и умения, связанные с общением и взаимодействием (средний балл 13,4) и творческой деятельностью (средний балл 13,1). Юноши и девушки считают, что у них есть способности по ухаживанию за животными, они умеют ориентироваться в природных явлениях (средний балл 11,2). Свои умения, связанные с типом профессии «человек-знак» подростки оценивают средне (9,4 баллов). По мнению подростков, хуже всего развиты способности, связные с техникой (средний балл 6,4).

3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что для подростков характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и профессиональных умений, склонностей к следующим типам профессий: «человек- человек», «человек-художественный образ», «человек– знак». Сильная степень взаимосвязи установлена для профессий типа «человек – техника». А интерес к профессиям «человек-природа» не связан с соответствующими склонностями и умениями подростков.

4. В эмпирическом исследования особенностей личности с использованием личностного опросника Г. Айзенка у тестируемых подростков выявлено преобладание черт экстраверта. Кроме того, наиболее распространенной личностной особенностью подростков являются и нейротизм. Преобладание черт интроверта и эмоциональная устойчивость встречаются менее часто.

5. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:

- человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р=0,022);

- человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р=0,010);

Итак, очевидно, что существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами подростков.

Для определения уровня личной и коллективистической направленности у подростков и его сформированности мы использовали методику Л.П. Горфункеля. Анализ проведенных исследований позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявлены подростки с различным соотношением групп мотивов в структуре направленности личности. У большинства подростков направленность личности выражена достаточно ярко. В ней преобладают личные и лично-престижные направленности. Коллективистическая направленность также имеет место быть, только в меньшей степени выражена у подростков в наше время.

2. В процессе тестирования, наряду с коллективистической, личной и лично-престижной направленностью, выделена группа подростков у которых наблюдается «конформное» поведение. Это изменение в поведении или мнении индивида под влиянием воображаемого или реального давления со стороны другого человека или группы людей. Конформность влияет на социальную ориентацию и может стать реальным фактором неких отклонений в поведении.

Наше исследование показывает, что лично-престижная направленность личности выступает как некое средство компенсации: подросток совершает действия, опираясь на ложный престиж и желая быстрее стать взрослым. В современном обществе наблюдается изменение форм межличностного общения, человек чаще всего ориентируется на личную и лично-престижную направленность. Это можно проследить и в практической части представленной работы. В частности, мы выяснили, что оценки по коллективной направленности личности подростков снижены, а личные и личностно-престижные несколько завышены.

По результатам тестирования нами были выявлены подростки с различным соотношением групп мотивов в структуре направленности личности: у большинства подростков выражена та или иная направленность личности достаточно ярко, а подростки с неким отклоняющимся поведением имеют общий низкий уровень направленности личности. У подростков, которым свойственен средний и высокий уровень выраженности направленности личности, преобладают личные и лично-престижные направленности. Наряду с выделенными направленностями, в процессе исследования, была выявлена группа подростков с «конформным» поведением.

Анализ экспериментального исследования показал, что особенности направленности личности подростков проявляются в индивидуальной для каждого школьника степени мотивов. Уровень сформированности направленности некоторых подростков нечетко выражен. Но это не говорит об отрицательной направленности личности подростков, которые принимали участие в эксперименте, а скорее о недостаточной выраженности направленности у них.

Методика диагностики враждебности (по шкале Кука – Медлей) показала, что уровень враждебности среди подростков находится на достаточно низком уровне. Исходя из результатов тестирования и последующей беседы с психологами МБУ «ЦППСиМ «Доверие», была составлена программа дальнейшей работы с наиболее «трудными» подростками, несколько человек выразили желание получить индивидуальные консультации в самом центре.


Наши рекомендации