Показатели преобладания личной и коллективистической направленности у учащихся 10 и 11 классов

Этапы Личная направленность Коллективистическая направленность
1 этап (закрытый) 10 класс (23 человека)
1 этап (закрытый) 11 класс (29 человек)
2 этап (открытый) 10 класс
2 этап (открытый) 11 класс

Данная методика помогает определить уровень сформированности у подростков личной и коллективистической направленности, прояснить значение такого явления как зависимость от мнения других, которое включает в себя понятие «быть как другие», находиться в зависимости группы, находясь в определенной конфликтной ситуации.

Стоит отметить, что у подростков с высоким уровнем сформированности коллективистической направленности, она сохраняется в течение всего эксперимента.

Результаты, полученные нами в 10 классе, выявили преобладание личной направленности и невысокий уровень коллективистической направленности. Это говорит о доминировании личных и узко групповых мотивов.

Направленность личности включает в себя социальную ответственность за себя и за общее дело. Она свидетельствует о степени принятия подростком целей, ценностей, целей и идеалов.

Анализ экспериментального исследования показывает, что особенности направленности личности подростков проявляются в индивидуальной для каждого школьника степени мотивов.

Наше изучение направленности личности подростков строилось на исследовании групп личных, коллективистических и лично-престижных мотивов. Представленные группы мотивов являются основными в структуре направленности личности.

Уровень сформированности направленности некоторых подростков нечетко выражен. Но это не говорит об отрицательной направленности личности подростков, которые принимали участие в эксперименте, а скорее о недостаточной выраженности направленности у них. Отрицательная направленность личности подростков еще не выявлена, но уже имеется тенденция к ее формированию при определенных обстоятельствах на фоне расплывчатой или заниженной самооценки.

У 20 подростков из числа десятиклассников школы № 7 г. Ноябрьска, которые принимали участие в исследовании, показавшие высокий уровень направленности личности, преобладает группа мотивов, показывающих коллективистическую направленность личности.

Проведенное исследование позволяют говорить об оптимальном сочетании личных, лично-престижных и коллективистических мотивов в структуре личности подростков с некоторой тенденцией к преобладанию личных мотивов. Будучи в целом ориентированными на общество и на коллектив, подросток проявляет особый интерес к собственной личности. С возрастом наблюдается влияние «процесса индивидуализации». В 10-11 классов все больше увеличивается количество детей с личной и лично-престижной направленностью. Если до этого общество предлагало подростку некие виды деятельности для адекватного удовлетворения чувства «взрослости», то в настоящее время число значимых для подростка сфер деятельности в школе почти сведено к нулю, что усиливает кризис подросткового возраста.

Способности к самоанализу дают возможность подростку адекватно оценивать себя, ориентируясь на собственные суждения, хотя они не всегда надежны. В таком случае мы можем наблюдать доминирование лично-престижной направленности, когда подросток относится положительно к самой себе, но отрицая других, особенно если окружающие не признают его ценности. Подростку очень часто не хватает уважения взрослых, да и не всегда есть возможности для самореализации.

У подростков высокие показатели лично-престижной направленности объясняются образованной у них искаженной потребностью в неком социальном престиже, потребности в самоутверждении.

Сохраняя неприкосновенность своего «Я» подросток начинает отрицать некоторые ценности, на которых строятся коллективные отношения.

Чаще всего эгоизм проявляется как естественное состояние, свойственное любому нормальному человеку, но не стоит смешивать его с эгоцентризмом. В диалоге с самим собой, подросток представляет себя в различных социальных ситуациях, пытаясь, тем самым, найти свое лицо. Эгоцентризм, который делает акцент лишь на своем «Я» -это неудавшийся результат подобного опыта.

Наше исследование показывают, что лично-престижная направленность личности подростков является неким средством компенсации: подростки часто совершает не одобряемые окружающими действия, ложно понимая понятие престижа, мечтая быстрее стать взрослым.

С возрастом направленность личности приобретает все большую устойчивость с ускоряющейся динамикой.

Методика диагностики враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Это краткий опросник, предназначенный для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.

Опросник состоит из 27 утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы по 6-балльной шкале Ликкерта. Пункты группируются в три шкалы с различным количеством пунктов в каждой; шкалы также не имеют общих пунктов. Итого по опроснику возможно получение значений трех шкал, общий балл агрессивности не вычисляется.

Методика можно использовать как для самодиагностики, так и в работе практического психолога для определения склонности человека (в нашем случае подростка) к агрессивному поведению при социальных контактах (в деловом и межличностном общении). Время обследования – 15-20 минут.

Таблица 2.7

Наши рекомендации