Анализ и интерпретация полученных результатов
Этапы исследований и интерпретация полученных результатов
В ходе эмпирического исследования и использования дифференциально – диагностического опросника с классификацией типов профессий (Е. А. Климов) были получены персональные данные профессиональных интересов учащихся 10 и 11 классов школы №7 (из 59 человек в исследовании принимали участие 42 человека).
Рисунок 2.4 - Профессиональные интересы учащихся.
Изучая полученные данные, было выявлено, что особой популярностью среди подростков пользуются профессии типа «человек- человек». Этот тип профессии выбрали 14 человек. Пример профессий такого профиля: учитель, врач, воспитатель детских дошкольных учреждений, специалист по продажам, социальный работник, психолог, юрист и др.
Предпочтению типу профессий «человек – художественный образ» отдали 10 учащихся. Пример профессий подобного профиля: дизайнер, архитектор, модельер, фотограф, парикмахер, ювелир, кондитер, писатель, журналист, музыкант и др.
Тип профессий «человек – знак» выбрали 8 учащихся. Пример профессий подобного профиля: экономист, бухгалтер, редактор, переводчик, чертежник и др.
Интерес к профессиям типа «человек – природа» проявили 6 учащихся. Пример подобных профессий: ветеринарный врач, микробиолог, эколог агроном, садовода, лесовод и др.
Предпочтение к профессиям типа «человек – техника» выразили 4 человека. Пример профессий подобного профиля: инженер, слесарь, токарь, механик по ремонту, водитель транспорта, специалист по компьютерной технике и др.
Полученные данные свидетельствуют о том, что для подростка потребность в общении очень важной составляющей. Именно поэтому, профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми, так привлекают подростков. В наши дни все большую популярность набирают профессии «человек – художественный образ». Это дизайнер, модельер, парикмахер, менеджера по рекламе и т.д.
Представим сравнительный анализ профессиональных предпочтений у девушек и юношей.
Рисунок 2.5 - Сравнение профессиональных предпочтений девушек и юношей.
Исследование показало, что юноши чаще всего выбирают профессии типа «человек-техника» и «человек-знак». Для девушек важнее– «человек-художественный образ» и «человек-человек».
Критерий Манна-Уитни был использован нами для сравнения достоверности различий в двух группах (девушек и юношей). При помощи данного критерия можно выявить различия между малыми выборками, когда n1•n2≥3 или n1=2, n2≥5. Критерий U и его эмпирическое значение отражает величину зоны совпадения между рядами. Чем меньше Uэмп, тем более очевидно, что различия информативны. Если Uэмп.>Uкp005, Но принимается, здесь различия по двум выборкам не считаются статистически важными. Если Uэмп≤Uкp_005, Но отклоняется, здесь различия в двух выборках являются статистически значимыми.
При сравнении двух выборок объемом 21 и 16 подростков критические значения коэффициента Манна-Уитни составили U= 84, при уровне значимости р≥0,05; и U= 67, при уровне значимости р ≥ 0,01.
По типу профессии «человек-техника» критерий Манна-Уитни равен 72,226, при уровне значимости р≥0,034. Значения критерия Манна-Уитни, полученного в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (72,226 84). Уровень значимости р≥0,034 говорит о том, что зависимость между переменными – статистически достоверна, другими словами, различия в двух выборках у нас статистически достоверны.
Исходя из того, что у юношей средний балл по типу профессии «человек-техника» выше, чем у девушек, то это говорит о том, что юноши предпочитают именно подобные типы профессий.
По типу профессии «человек- художественный образ» критерий Манна-Уитни равен 63,427, при уровне значимости р≥0,05. Значения критерия Манна-Уитни, который был получен в исследовании, ниже показателей критического значения критерия Манна-Уитни, т.е. Uэм ≤Uкр (63,427 84). Уровень значимости р≥0,05 показывает, что зависимость между переменными у нас статистически достоверна, вероятность ошибки находится на уровне 5%.
По типу профессии «человек- художественный образ» девушки имеют средний балл (5,5), юноши 3,4 балла. Это свидетельствует о том, что у девушек более выражено предпочтение подобного типа профессий.
Результаты исследования показывают, что группа профессий типа «человек-техника» является преимущественно мужской «темой». Сюда можно отнести слесарей, токарей, радиомехаников, механиков по ремонту и т.д. В подобных профессиях кроме профессиональных знаний требуется и физическая сила. На сегодняшний день все большую востребованность и престижность получают профессии «человек – художественный образ», типа модельера, дизайнера, парикмахера и т.д. Девушкам нравится тема искусства, их привлекает мода и эстетика. Кроме того, творческие профессии менее тяжелые в физическом плане и поэтому они больше подходят для девушек.
Применение дифференциально – диагностического опросника с классификацией типов профессий Е.А. Климова. позволило получить следующие данные: подростки обоих полов наиболее высоко оценивают профессии, связанные с взаимодействием и общением (13,4 баллов) и творческой деятельностью (13,1 баллов). Подростки, выбравшие профессии по типу «человек-природа», показали результат в 11,2 баллов. Профессии «человек – знак» подростки оценили достаточно средне (9,4 баллов). Профессии по типу «человек-техника» оценили в 6,4 балла.
Рисунок 2.6 - Профессиональные способности по типу профессии
(средний балл)
Для выявления соотношений профессиональных интересов с необходимыми требованиями и способностями к определенному типу профессии был задействован корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Выявлены статистически значимые корреляции профессиональных способностей и интересов по следующим типам профессий:
Результаты корреляционного анализа показывают, что учащимся 10-11 классов школы №7 характерна средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и умений, а также склонностей к таким типам профессий как: «человек-человек», «человек–знак», «человек-художественный образ». Достаточно сильная степень взаимосвязи прослеживается у профессий типа «человек–техника». Интерес же к профессиям «человек-природа» не зависит от соответствующих склонностей и умений подростков. Результаты исследования показывают, что подобные профессии пока менее востребованы. Более востребованными является разного рода творчество. В целом профессиональные умения совпадают с профессиональными склонностями учащихся.
В эмпирическом исследования особенностей личности с использованием личностного опросника Г. Айзенка приняли участие 59 учащихся 10-11 классов, в ходе которого были выявлены следующие показатели.
Таблица 2.4