Каковы цели и задачи тренинга
Цели тренинга:
· выработать правила общения с детьми 3 лет;
· повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;
· сформировать у них психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.
Задачи:
· сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
· сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
· развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;
· снять эмоциональное напряжение;
· обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.
Место проведения – музыкальный зал.
Продолжительность – 1–1,5 часа.
Участники: родители детей младшего дошкольного возраста (воспитанников ГКП), которые столкнулись с проблемами в общении с ними в период кризиса; педагог-психолог, старший воспитатель и другие приглашенные специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Какие материалы и оборудование понадобятся для тренинга? · Декоративное оформление помещения, которое создаст творческую атмосферу (например, веточки икебаны). · Клубок ниток. · Листы с изображением двух ладоней (для каждого участника). · Карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус. · Листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок». · Задания для квеста: 2 кроссворда; карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки с частями слова. · Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь» (реж. – В. Грамматиков); любая спокойная музыка. · Памятка для родителей (по количеству участников). |
Какую предварительную работу провести
Чтобы тренинг принес ожидаемые результаты, к нему необходимо подготовиться. Прежде всего проинформировать родителей о предстоящем мероприятии – вывесить информацию о тренинге на стенде. Затем изготовить пригласительные билеты и бейджики с именами родителей.
Перед тренингом нужно провести среди родителей анкетирование и выяснить, с какими проблемами в общении с ребенком они сталкиваются, как изменилось его поведение, с чем это может быть связано по их мнению.
Необходимо сделать видеозапись игр, занятий и режимных моментов, чтобы у родителей была возможность понаблюдать и проанализировать, как ведут себя дети в группе кратковременного пребывания в детском саду.
Чтобы продемонстрировать достижения дошкольников, показать, что воспитанники не капризные 3-летние малыши (как часто кажется родителям), а личности со своими характерами, индивидуальностью, нужно оформить два стенда размером 50×50 см с фотографиями детей и рисунками на тему «Я сам» и мини-альбом «Вот я какой!».
Также необходимо подобрать раздаточный материал (карточки, листы с заданиями), составить ребусы, кроссворды, анаграмму, подготовить памятки для родителей.
7 признаков того, что ребенок переживает кризис 3 лет 1.Бунтует, пытается быть самостоятельным, учится все делать сам. 2.Демонстрирует негативные реакции, которые направлены не на просьбу (требования, пожелания), а на конкретного взрослого (например, на маму, воспитателя). 3.Протестует против порядка, предметов, которые его окружают, не реагирует на просьбы и требования взрослых. 4.Проявляет упрямство, настойчивость, своеволие. 5.Стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно. 6.Постоянно говорит «не хочу», часто действует наоборот: мама зовет, а ребенок убегает; просит быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. 7.Не ценит то, что было для него важным и интересным, бросает любимые игрушки, вырывает страницы из книжек, грубит. |
Как проводить тренинг
В начале тренинга ведущий (старший воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:
· добровольное участие;
· открытое общение;
· активная позиция каждого участника;
· безоценочные суждения;
· здесь и сейчас (когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент; безоценочное наблюдение).
Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка. Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается.
Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.
Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.
Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме. Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.
Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов. Подробно ход тренинга представлен в приложении 1.
В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период» (приложение 2).
Итоги тренинга
Данная форма взаимодействия с родителями эффективна. Они получат ответы на свои вопросы, конкретные рекомендации, обменяются опытом семейного воспитания.
Проведите тренинг перед началом учебного года. Это поможет родителям выстроить нормальное общение с ребенком и облегчит адаптационный период.
Приложение 1