Как помочь ребенку преодолеть горе

В 1988 г. в Англии вышла книга "Помогая детям справиться с горем". В ней предлагаются рекомендации для учителей, в классе которых есть ребенок, потерявший кого-либо из близких. Ее автор Р. Нельс дает советы учителям, как помочь ребенку преодолеть горе.

Начальная школа

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-либо из близких.

  1. В первые недели может появиться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время его выслушать. Чаще прикасайтесь к ребенку.
  3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.
  4. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним.
  5. Докажите ребенку, что плакать не стыдно.
  6. Никогда не говорите ему: "Ты ведь так не думаешь, не правда ли?" Особенно если это касается детских страхов или чувства вины.
  7. Старайтесь быть в контакте с родителями.
  8. С особенным вниманием относитесь к "трудным" дням, например, праздникам.

Средняя школа

Если в классе есть ученик, потерявший кого-либо из близких, рекомендуется провести классное занятие — дискуссию на тему смерти (что, впрочем, полезно в любом случае. — Е.Ч.)

Учитель должен сказать такому подростку, что знает о том, что произошло с ним. Это важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают его товарищи. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой. Среди его товарищей может быть назначен "помощник", который опекал бы его.

Учителю нельзя забывать, что родители тоже нуждаются и в психологической помощи и поддержке.

Подросток может погружаться в собственные размышления настолько, что теряет связь с окружающим миром. Если он забыл, о чем вы его спросили, проявите терпение, повторите вопрос, скажите, что вы тоже иногда забываете что-то.

Бесполезно говорить подростку, чтобы он больше старался, не впадал в задумчивость. Умственно подросток совершенно дезорганизован. Иногда можно предложить подростку представить себе, что он не на уроке, а занимается, например, своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса.

Правда, очень важно учитывать, что иногда ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы.

Существуют целые психологические программы для детей, переживающих горе. Одна из таких программ будет предложена в конце главы.

Патологическое горе

До сих пор мы в основном говорили о нормальном горе. Однако существует еще и вариант патологического горя. Что это такое?

Нормальная "работа горя" может стать патологическим процессом, если человек "застревает" на одной из фаз. Как правило — на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя — самую тяжелую, самую болезненную. Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме (см. главу 1).

Причины возникновения патологического горя:

1. Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью.

    1. Невыполненные обещания. Например, сын обещал матери приехать к ней, но откладывал, пока не стало слишком поздно...
    2. Определенные обстоятельства смерти близкого.

Норвежский психолог Алле Дырегров предложил классификацию ситуаций в зависимости от риска возникновения патологического горя у детей. Он различает горе и травму. Горе — нормальный процесс, а травма — процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Чем больше на графике характеристики ситуации смещаются вправо, тем больше риск возникновения патологического горя.

ГОРЕ
  Ожидаемая утрата
    — ребенок подготовлен
      Ожидаемая утрата
        — ребенок не подготовлен
          Неожиданная утрата
            — внезапная смерть, болезнь
              — ребенок не присутствует
                Неожиданная утрата
                  — несчастный случай, катастрофа, война
                    — ребенок не присутствует
                      Неожиданная утрата
                        — убийство, самоубийство
                          — ребенок не присутствовал
                            Неожиданная утрата
                              — внезапная смерть, болезнь
                                — ребенок очевидец
                                  Неожиданная утрата
                                    — убийство, самоубийство
                                      — ребенок очевидец
                                        Неожиданная утрата
                                          — несчастный случай, катастрофа, война
                                            — ребенок — выживший
                                              ТРАВМА (возможность возникн. ПТСР)

На рисунке видно, что легче всего переносится ожидаемая утрата, когда ребенок при смерти не присутствует. Так, речь идет о смерти бабушек и дедушек.

В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок

был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил.

Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего ("почему я выжил, а он погиб").

Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькое дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Но половые различия в реакциях на то, что произошло, очевидны. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению.

4. Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах и не имеет возможности попрощаться.

  1. Наконец, ситуацией, в значительной мере вызывающей патологическое горе (я бы даже сказала — в максимальной степени), являются так называемые "непохороненные мертвецы" — без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким, и т.п.

Дело в том, что пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может. Эта ситуация предельно тяжела. Ситуация неопределенности страшна сама по себе. Любая, пусть даже самая страшная определенность — лучше. В условиях неопределенности человек в своем представлении то хоронит своего близкого, ожидая самого худшего, то вдруг с пробуждающейся надеждой надеется на чудо.

Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Собственно, она-то и не дает возможности начать процесс переживания горя. Пока жива надежда, человек обречен вечно за нее цепляться. Так что в какой-то мере безнадежность лучше.

Поэтому вы можете помочь человеку, отнимая у него надежду, как ни странно это звучит.

Отсюда вытекает одна из самых абсолютных рекомендаций, касающаяся психологии горя.

Всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого.Родные, я не знаю каким образом, всегда начинают догадываться о смерти близкого. Им начинают сниться сны, мучить всевозможные подозрения. Они начинают по многу раз спрашивать своих друзей о

самочувствии близкого и т.п. И мой опыт, и опыт моих коллег свидетельствует, что информацию о смерти близкого утаить невозможно.

Если же не сообщить, то человек оказывается в той ужасной ситуации, когда его терзают самые страшные подозрения, но он не обладает достаточной информацией и продолжает надеяться, что, может быть, это всего лишь его больное воображение. Так он и живет, переходя от полной безнадежности к счастью надежды. Так что, не сообщая человеку о смерти близкого, якобы щадя его, на самом деле вы меньше всего думаете о нем.

Вот что произошло с пятилетней девочкой, которой не сообщили о смерти отца.

Маша Н. (5 лет). У нее год назад умер отец, но мать убеждает ее, что отец "в командировке".

Мать привела девочку ко мне, потому что девочке "везде видятся гробы", которые она все время рисует. Например, она сидит в гостях, вдруг у нее появляется отсутствующий взгляд, после чего она сообщает, что в углу комнаты видела стоящий гроб. Мать водила ее к психиатру, который не нашел никакой патологии, и она решила обратиться к психологу.

Пока мы беседовали с мамой, девочка попросила карандаш и стала рисовать.

Сначала она рисует человечка.

Я: Кого ты нарисовала?

Маша: Папу. Папа уехал и живет в домике.

(В этот момент я начинаю сомневаться, действительно ли девочка не догадывается о смерти отца.)

Я: Нарисую домик, в котором живет папа.

М.: Рисует красный прямоугольник, в нем черный квадрат. Внутри его три черты, делящие его на три части, внутри расположен человечек. Рядом рисует красный, вполне реалистичный дом с окошком, который соединен с прямоугольником дорожкой. Поясняет, что рядом нарисовала их собственный дом.

(На этом этапе я уже не сомневаюсь, что девочка все знает.)

Я: Папе нравится его домик?

М.: Нет, он скучает по нас, и домик плохой, тесный.

(Опять образ гроба!)

Я: Нарисуй другой домик, который папе понравился бы.

М.: Рисует тот же черный квадрат, но побольше, с такими же двумя параллельными линиями внутри, как и на предыдущей рисунке. Разница только в том, что вместо человечка

внутри — три цветка. Один поменьше, два побольше. (Точь-в-точь соответствует числу членов их семьи.)

Я: А этот домик папе нравится?

М.: (После длительной паузы) Тоже не нравится.

Я: Придумай такой домик для папы, который бы ему точно понравился.

М.: Берет синий карандаш и, увлекаясь, рисует большой дом с окнами и с дверьми. На окошке занавеска, стоит цветочек. Из трубы выходит дым. Говорит: "Здесь папе нравится, но он скучает по нас".

Я: Что еще должно быть в этом домике, чтобы папа не скучал? Чтобы ему совсем было хорошо здесь.

М.: Надолго задумывается.

Ее мать в это время едва сдерживает рыдания, так как начала уже понимать, о чем

идет разговор. После длительной паузы сообщает: "Чтобы папа не скучал по нас, нужно, чтобы в его доме вместо мамы и меня ждала бы другая тетя, чтобы папе было весело".

Мать, внезапно переставая плакать, заинтересованно:

"Какая другая тетя?"

М.: Тетя, которая родила бы ему ребеночка — девочку.

(Маша строит, создает как бы параллельное пространство, в котором мог бы жить ее отец. Не правда ли, это напоминает традицию, когда в гроб умершему кладется все, что ему может понадобиться на том свете — жен, вещи и т.п.)

Я: А теперь папа будет скучать?

М.: Еще немножко будет, потому что он беспокоится о нас.

Я: Что нужно сделать, чтобы он не так беспокоился?

М.: Нужно ему сказать.

Я: Вот в этом замечательном домике живет папа. Скажи ему то, что ты хотела сказать.

М.: Папа, о нас не беспокойся. У нас все хорошо. Не скучай, до свидания. (Машет рукой, прощаясь, переворачивает страницу и начинает, припевая, рисовать цветочки.)

Вот такой случай. К сожалению, я не имела возможности наблюдать эту девочку в течение длительного времени, но за три недели после этого разговора девочка гробов ни разу больше не видела. Она повеселела, у нее наладился аппетит, она стала лучше спать.

Что же произошло на этом психотерапевтическом сеансе? Из-за того, что девочке не сказали о смерти отца, у нее стал развиваться патологический процесс, сопровождаемый галлюцинациями. Этот покойник не был похоронен.

Что означает символика похорон? Прежде всего возможность попрощаться. Девочка была лишена этой возможности. Поэтому я и создала ей эту возможность на сеансе.

Создав домик (удобный и т.п.) для отца, она тем самым в какой-то мере разрешила свое чувство вины ("папа живет в маленьком тесном домике"). А разрешив проблему с чувством вины, она смогла попрощаться с отцом.

Повторяю, похороны во всех культурах организованы и продуманы таким образом, чтобы человек мог прощаться с близким. Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах, у него может возникнуть патологическое горе, и тогда, чтобы облегчить его страдания, рекомендуется так или иначе воспроизвести процедуру похорон и прощания. Если невозможно это сделать в реальности, то остаются такие символические пути, как было показано на примере с Машей.

Одна из важнейших рекомендаций психологов, работающих с детским горем: всегда, вне зависимости от возраста, рекомендуется брать детей на похороны близкого человека.

Еще один важный, на мой взгляд, момент. Чем меньше ребенок, тем легче у него протекает горе. Чем старше становится человек, тем больше он понимает и тем больше начинает бояться смерти. Больше всего боятся смерти пожилые люди.

Есть и другие способы облегчить страдания ребенка во время патологического горя.

Как я уже говорила, часто причиной задержки работы горя выступают не разрешенные вовремя конфликты, непроговоренные чувства. Как и в вышеприведенном случае, задача психолога — помочь эти чувства проговорить и разрешить конфликт, пусть даже и в символической форме. Например, это может быть письмо, написанное умершему и прочитанное на кладбище, или разговор с "пустым стулом", на котором представляется умерший, разговор с фотографией и т.п. Иногда это единственный способ дать людям облегчение в их бесконечном

возвращении к тому, что было недоговорено. (Необходимо завершить незавершенные гештальты – Е.Г.)

Еще одна форма работы с детьми, переживающими горе, — групповые занятия. Далее я привожу программу релакс — тренинга, предложенную Р. Нельс. Эту программу могут проводить не только психологи, но и учителя, которые знакомы с психологическими основами травматического стресса.

Упражнения направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия пережитого горя. Занятия проводятся в форме игры, но реализуют очень серьезные цели.

Вот некоторые из ник:

1) минимизация психологического страдания;

2) перевод негативной установки в отношении к себе в позитивный творческий план;

3) поиск индивидуальных и групповых стратегий преодолении горя;

4) формирование групповой сплоченности для оказания психологической поддержки друг другу.

Релакс-тренинг

1. Детям предлагается разделиться на группы по 3 — 4 человека и каждой группе придумать игру без правил. Специальные инструкции не даются, но нужно следить, чтобы дети меньше говорили, а больше играли, демонстрируя в игре, в действии то, что они хотели бы сказать.

Время для придумывания не ограничивается. Взрослый должен следить, чтобы никто никого не обижал.

2. Упражнение

а) Члены группы ложатся на животы и закрывают глаза.

б.) все ползут по направлению к центру с закрытыми глазами.

в) они начинают ощупывать друг друга, ползти друг на друге и образуют "кучу — малу".

После команды "Подъем!" вся группа встает и идет от центра на свои места.

3. Упражнение.

Ведущий собирает группу вокруг себя и предлагает всем сидя попридумывать, пофантазировать. Он говорит примерно следующее: "Я хочу, чтобы вы придумали, что бы вы хотели сделать в будущем. Выберите место и время действия и перенеситесь мысленно в это время и место.

Сосредоточьтесь на том месте, где вы находитесь. Обратите внимание на все детали вокруг вас — ландшафт, дома, людей и т.д. Обратите внимание на себя, во что вы одеты. Кто вас окружает? Что это за люди? Опишите время и место, выбранные вашим воображением. Как вы себя чувствуете и что вы чувствуете в выбранном времени? Когда почувствуете, что вам удалось переместиться во времени, возвратитесь в настоящее..."

4. Предложите детям устроиться поудобнее, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. И тогда, может быть, у них всплывет какой-нибудь образ. Далее ведущий говорит детям: "Когда он у вас возникнет, расскажите о нем, опишите его". Другие могут дополнять, но не перебивать. Продолжать игру, пока не иссякнет воображение.

Включите нежную музыку и предложите детям нарисовать свои образы на бумаге. Потом потанцевать и в танце изобразить этот образ.

5. Проведите обсуждение на тему о фантазии. Предложите представить, что вы бы хотели иметь из того, чего здесь нет. Как вы можете превратить фантазию в реальность?

6. Упражнение.

Каждый ложится лицом вниз, образуя прямые линии, параллельные друг другу. Первый в линии перекатывается по спинам остальных до конца строя. Затем следующий и т.д.

7. Упражнение.

Образовать так называемого дракона. При этом каждый ребенок держит другого за кисть руки. У последнего есть яркий платок в кармане. Это и будет хвост дракона. Образовать также и второго дракона. Игра состоит в том, чтобы первый дракон поймал хвост второго дракона, но так, чтобы не потерять свой. Можно сделать драконов больше двух.

8. Упражнение.

Группа делится на 2 - 3 подгруппы. Каждая из них выбирает тему для короткой импровизации. Далее они выбирают три чувства, которые будут включены в разыгрываемую ситуацию таким образом, что ситуация будет развиваться от первой эмоции через вторую и заканчиваться третьей. Но третья эмоция всегда должна быть позитивной.

Например, беспокойство... паника... облегчение (тема — пожар).

9. Упражнение.

После того как каждая группа, поучаствовав в импровизации, реализует свои идеи, она должна представить три живые картинки, каждая из которых соответствует определенной эмоции.

10. Упражнение.

Члены группы, стоя в кругу, заканчивают следующее предложение: "Я горжусь тем, что..."

Варианты: тем, что я сделал для своих родителей, друзей, для самого себя; тем, чему я научился и т.п.

Глава 5

ПСИХОЛОГИЯ НАСИЛИЯ

В предыдущих главах мы говорили о стрессах, одинаково актуальных и для взрослых, и для детей. Однако о насилии так говорить нельзя. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Поэтому в главе, посвященной этой проблеме, мы будем говорить только о детях.

Необходимо сразу оговориться. Слово "насилие" не совсем удачно для обозначения того, о чем здесь будет говориться. Вообще-то психологи, когда сталкиваются с такими проблемами, используют непереводимое английское слово abuse — абьюз. Это слово было образовано из слияния двух слов и дословно означает "ненормальное использование" или "тобой злоупотребили". У нас в русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее практически буквально отражает основной смысл: "тебя поимели". Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же "насилие" обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием.

Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования, начиная от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием. В дальнейшем я буду употреблять слово "насилие" в ньюансировке слова "абьюз".

Условно выделяют три основных вида насилия: сексуальное, физическое и психологическое. Далее мы поговорим об этом подробнее, а сейчас несколько общих вопросов.

Почему тема насилия в последнее время стала столь популярной и почему ее не существовало ранее? Может, проблемы такой не было?

Оказывается, только к концу прошлого века дети стали рассматриваться как люди, имеющие человеческие права. До этого никого не интересовало, есть ли у них вообще душа. Единственной их задачей было почитать родителей, что бы те с ними ни делали.

Даже в начале нашего века, когда стали известны массовые случаи инцеста или другого изнасилования, даже тогда общественное мнение не могло принять во внимание реальности происходящего. За последние 20 лет пришло понимание важности этой проблемы. Тем не менее еще длительное время тема насилия отсутствовала у практических психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников.

Причин этому может быть несколько: психологи не задумывались о существовании и актуальности этой проблемы вовсе, а следовательно, не задавали и правильные вопросы об этом. Более того, мы даже не могли расслышать, когда наши клиенты намекали нам на это, а может быть, и предпочитали не слышать, так как все это слишком страшно, чтобы поверить.

Обучая психотерапевтов работе с травматическим стрессом, я не раз убеждалась, что часто психолог боится этой темы больше, чем клиент. А между тем чем более знакомы с этой проблемой психологи и учителя, тем охотнее им об этом рассказывают их подопечные. И когда психологи стали задавать клиентам адекватные вопросы, стала вырисовываться такая страшная картина, что все за голову схватились.

Сексуальное насилие

Сначала немного статистики. У меня есть данные по Англии, США и Германии. К сожалению, насколько мне известно, подобных исследований у нас пока не проводилось. Однако, как я предполагаю, исходя из своего опыта, число детей, подвергающихся сексуальному насилию, в нашей стране, как минимум, такое же, если не больше. В зависимости от того, насколько мы широко понимаем эти слова, меняется статистика числа детей, подвергшихся сексуальным злоупотреблениям. Пределы таковы — от 0,06% до 60%.

Приводя данные, я буду говорить только о так называемом "контактном сексуальном насилии", т.е. не о сексуальных оскорблениях или случаях, когда эксгибиционисты пугают детей, демонстрируя им свои органы.

Итак, контактному сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20—30% девочек и 10% мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. В 75% случаев агрессоры (насильники) знакомы детям. И только 25% агрессоров — совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% случаев — более дальний знакомый, например, друг брата, любовник матери. Есть еще одна категория, по некоторым причинам не слишком для нас актуальная. Это любовник бабушки. Среди родственников наиболее частыми фигурами, осуществляющими насилие, выступают отец, отчим, опекун. Реже, но тоже достаточно часто, это брат, дедушка, дядя.

В Германии судебный врач из Дюссельдорфа госпожа Труб—Беккер убеждена, что каждая четвертая немецкая женщина была изнасилована в детском возрасте. Сейчас в Германии живут 6 миллионов девочек, которым не исполнилось еще 14 лет. Исходя из оценок судебного врача, не менее 1,5 миллиона из них получили душевную травму, столкнувшись с сексуальной агрессивностью взрослых.

Однако все эти данные страдают одним недостатком.

Мы можем знать только о тех, кто захотел рассказать об этом. Но мы не знаем и не можем знать, сколько тех, кто предпочитает об этом молчать. Вообще люди с большим трудом рассказывают о насилии, даже в случае большого доверия к психотерапевту. Они не могут сломать семейный запрет на рассказ о том, что с ними произошло, так как на всей этой сфере лежит гриф "секретности".

Ребенку кажется, что, рассказав об этом психологу, он совершит преступление против отца или матери. Кроме того, в случае насилия слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева ("контейнера"). Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев может подняться и они потеряют контроль над собой, над своими чувствами. И наконец, у них всегда есть страх, что психолог или кто-либо другой, кому они рассказывают, отвергнет их, почувствовав отвращение.

Самая страшная форма сексуального насилия — инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником.

Естественно, возникает вопрос: почему это происходит?

В сборнике "Сексуальные злоупотребления в семье", вышедшем в Англии под редакцией Анны Пик и Джеффа Линдсея, дается анализ причин инцеста.

Сексуальные злоупотребления есть проявление нарушенного функционирования семьи.

В этой модели на первый план выходит роль матери в становлении сексуальных отношений между нею и отцом.

Некоторые исследователи даже предлагают переформулировать проблему так: как мать потеряла власть настолько, чтобы не воспрепятствовать инцесту?

Если говорить о климате в семьях с инцестом, то следует отметить отсутствие подлинной привязанности членов семьи друг к другу и взаимного доверия. То есть это семьи без любви.

Члены семьи, как правило, редко касаются друг друга (я имею в виду дружеское прикосновение), и всякое касание всегда окрашено сексуально: дотрагиваются, только если испытывают влечение.

Отец может быть склонен к физическому насилию, может пить. Мать, чья роль в семье скорее пассивна, отсутствует в разных вариантах: или физически (уезжая в командировки, много работая или защищая диссертацию), или психологически, всегда со всем соглашаясь. Такое "психологически пустое моего", и с ней никто не считается.

В таких семьях всегда много секретов: скрывается друг от друга, кто сколько получил денег, кто где проводил свободное время и т.д. Здесь всегда присутствует неосознанный страх

распада семьи. Страх состоит в том, что если что-то изменится, то семья распадается и все будут брошены и несчастны.

Детям отведена роль утешителей. Они привыкли заботиться, утешать, кормить и чувствуют на себе ответственность за сохранение семьи. А поэтому согласны с тем, что родители демонстрируют свою власть. Атмосфера в семье, как правило, со временем становится все более и более напряженной, как перед грозой, возникает призрак распада семьи. И вот тут происходит инцест.

Когда ребенок переходит сексуальный барьер, жизнь становится для него другой. Прежде всего спадает напряжение в семье, и все начинают чувствовать себя лучше. Семья сохранена! Кроме того, девочка может получать подарки, ее положение в иерархии семейных отношений становится привилегированным. Отец защищает ее.

Но! И здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному моменту для понимания психологии насилия. Если насильник — ужасный незнакомый человек, это неприятно, но объяснимо и понятно. Есть агрессор, и есть жертва, ни в чем не повинная. Все гораздо хуже, если насильник — близкий человек, которого любишь.

Насилуя дочь, отец объясняет ей это чаще всего тем, что любит ее. Пытаясь заставить дочь молчать о том, что произошло, отец иногда грозится убить ее. Но это происходит редко. Гораздо чаще он использует абсолютно беспроигрышный вариант "Если ты кому-нибудь скажешь, то меня посадят в тюрьму", связывая ее чувством вины.

Иногда маленькая девочка (как правило, между 3 и 6 годами) может сомневаться, было ли это с ней на самом деле, или ей всего лишь показалось. Тем более, что отец ведет себя днем как ни в чем не бывало. И девочка как бы "застывает". Она уже не может полагаться на собственное восприятие, она не может отличить верное от неверного, что хорошо и что плохо, что есть насилие и что — любовь. И это так трудно, что она блокирует воспоминания, отказывается от них, чтобы в обычной жизни жить нормально. То есть диссоциирует (расслаивает) травматический опыт, образуя "контейнеры".

К психологическим особенностям и нарушениям у детей, подвергшихся насилию, мы еще вернемся. Сейчас же я хотела бы обобщить факторы, способствующие инцесту.

В первую очередь выделяется сексуальная неудовлетворенность мужчины. "Кто-то занимается онанизмом, кто-то пользуется услугами проститутки, а кто-то совращает свою дочь", — говорят англичане. Факты свидетельствуют, что, вопервых, только малая часть отцов, находящихся в половых отношениях с дочерью, страдает психическими расстройствами и патологическими влечениями; во-вторых, отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа случаев инцеста по мере взросления дочери.

Вторым фактором может выступить естественная взаимная привлекательность дочери и отца, которая обусловливается не только особенностями ее раннего развития, но и существенной эмоциональной близостью. В этом смысле оправданы теории, подчеркивающие роль "жертвы — соблазнителя", хотя на самом деле за этим стоит нарушение всей структуры эмоциональных отношений в семье. Действительно, если присматриваться к большинству случаев длительных инцестных отношений, то в них становится очевидным, что роль девочки в этом не всегда только роль жертвы. Как минимум, за этим может стоять взаимное согласие, а как максимум — провокация или соблазнение.

И тем не менее, несмотря на это, среди психологов принято считать, что всегда в случае инцеста ребенок расценивается как жертва, вне зависимости от реальных обстоятельств, так как ребенок не отвечает за последствия случившегося, в отличие от взрослого, несущего всю полноту ответственности. Поэтому для оценки того, кто есть кто, мы иногда прибегаем к юридическим дефинициям.

Теперь о роли матери в таких ситуациях. Что она в это время делает, как получается, что в течении длительного времени она умудряется не замечать происходящего?

Когда мать обнаруживает инцест, ее восприятие семьи сразу рушится. Сексуальные злоупотребления в семье — вещь настолько серьезная, что мать не может не воспринять свою семью как глубоко неудачную. Поэтому она приводит себя в соответствие со своей семьей: это депрессия, низкая самооценка, неверие в будущее, бездеятельность.

Очень много случаев, когда матери вытесняют достаточно очевидную информацию, свидетельствующую, что в семье произошел инцест. При этом они "не замечают" совершенно очевидные вещи, которые любой другой понял бы однозначно.

Например, отец запирается с дочерью, оттуда доносятся крики типа: "Папа, я не хочу, не делай этого!" и т.п. Дочь выбегает вся в слезах, в разорванном платье и отказывается рассказать, что произошло. Мать при этом полагает, что отец так наказывает дочь за плохие оценки.

Надо сказать, что матери предпочитают не замечать" самые прямые намеки бессознательно. Но дочери в это поверить трудно, и в душе дочери навсегда поселяется обида на мать, которая все видела, но предпочла не замечать. Это расценивается как предательство с ее стороны. Я знаю довольно много случаев, когда матери, узнав об инцесте, теряют сначала мужа, а потом от них уходит дочь, которая так и не может простить невмешательство.

Конечно, у девочки иногда может возникать мысль рассказать обо всем матери. Но ее совершенно резонно останавливает следующее: мать скорее всего просто не поверит, разозлиться, начнет ее упрекать, что та сочиняет что-то. И это действительно так.

Описан случай, когда четырехлетняя девочка, над которой было совершено оральное сексуальное насилие, рассказала об этом матери. Мать пришла в такое бешенство (как правило, за такими сильными чувствами стоит собственный страх), что схватила девочку за горло и стала бить головой об стенку. Девочка была чудом спасена прибежавшими на шум соседями. Скорее всего, у матери открылся в этот момент ее собственный "контейнер", создавшийся, когда она сама в детстве подвергалась насилию.

Другой пример свидетельствует о том, что ребенок иногда сам стремится скрыть то, что с ним произошло, дабы избежать неприятностей. У девятилетней девочки сексуальные отношения с отцом сопровождались небольшим кровотечением. Когда же спустя некоторое время у нее начались менструации, она была убеждена, что это последствия насилия, и очень быстро побежала в ванную замывать кровь прямо на пижаме. Когда же ей не удалось отстирать, у нее началась истерика.

Наконец, у маленького ребенка просто может не быть слов, чтобы описать то, что с ним произошло.

Вообще вопрос, почему детям трудно рассказыватьобинцесте, считается очень важным. Причины можно объединить в три основные группы.

Во-первых, дети могут не иметь средств выразить происходящее, или им могут не разрешать это делать. Действительно, дети могут быть слишком малы или вообще не уметь говорить. Могут не иметь подходящего словарного запаса. Если ребенок не доверяет близким взрослым, то он может не знать, куда еще обратиться. Кроме того, дети могли попытаться рассказать об инцесте, но их слова проигнорировали или посчитали, что это неправда.

Во-вторых, дети подвергаются давлению и угрозам ради сохранения тайны происходящего. Здесь надо о

Наши рекомендации