Источники, причины конфликтов и стадии их протекания
Конфликты обладают различными характеристиками. Они классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам. По характеру противоречий социальные конфликты могут подразделяться на: подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные. В наиболее общем виде типология конфликтов может быть выражена следующим образом.
Типология конфликтов | |
По источнику | Объективные факторы социальной ситуации; столкновение потребностей, мотивов |
По содержанию и сфере разрешения | Деловые; личностно-эмоциональные |
По значимости | Для отдельных личностей; для малых групп; для больших групп, слоев, классов, общества |
По типу разрешения | Уничтожение одной из противоположных тенденций; модификация обеих противоположных тенденций; отсрочка одной, победа другой; «буриданов осел» |
По источнику | Объективные факторы социальной ситуации; столкновение потребностей, мотивов |
По форме выражения | Сближение — удаление; сближение — сближение; удаление — удаление; агрессия, насилие; спор, вербальное и невербальное игнорирование; скрытые (латентные) и открытые конфликты |
По типу структуры взаимоотношений | Вертикальные (руководитель — подчиненный, 70 — 80 % от всех конфликтов); горизонтальные (коллега — коллега); смешанные |
По социальной формализации | Конфликты официальные; неофициальные |
По социально-психологическому эффекту | Развивающие участников; способствующие самоутверждению одной личности и ограничению другой |
По социальным результатам | Конструктивные (созидательные); деструктивные (разрушительные) |
По длительности | Кратковременные; затяжные |
По степени влияния на коллектив | Лихорадящие (мелкие инциденты); разрушительные (глубокие расхождения) |
Конфликтность человека нередко определяется его психологическим типом.
Первый тип поведения в конфликте — агрессор. Такое поведение свойственно людям, эмоционально неустойчивым, тревожным, которые стремятся компенсировать эти свои качества демонстрацией решительности, выраженной нередко в грубости, бесцеремонности, подчеркивании своей значимости.
Второй тип поведения — жертва. Такой человек провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми.
Конфликты могут и должны приводить к позитивным изменениям и взаимной выгоде сторон, а не превращаться в борьбу амбиций сильных и унижение слабых. Даже такая не всегда эффективная стратегия, как компромисс (от лат. сотрютт — соглашение путем уступок) может стать первым шагом к сотрудничеству, так как в результате компромисса отношения между вчерашними врагами хоть и не превращаются в дружеские, но становятся менее враждебными. Кроме того, необходимо помнить, что в процессе конфликта у людей доминирует не разум, а эмоции, ведущие порой к аффекту (от лат. а//ес(из — душевное волнение, страсть), т.е. к относительно кратковременному, бурно протекающему эмоциональному переживанию, которое проявляется в ярости, отчаянии, зачастую сопровождается резкими движениями, криком и плачем. В такой момент человек, как правило, не контролирует свои эмоции, не отвечает за слова и жесты. Персидский мыслитель Саади по этому поводу советовал:
Разгневан — потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно.
Психологи считают, что наиболее приемлемой формой поведения в конфликтных ситуациях является толерантность, т. е. терпимость, снисходительность к участникам конфликта. Толерантность проявляется в трех формах:
1) спокойствие, рассудительность, извлечение урока;
2) напряжение, усилия, направленные на сдерживание аффектации;
3) бравирование с подчеркнутым равнодушием, которое маскирует истинное эмоциональное состояние.
Практика анализа конфликтных ситуаций показывает, что при проявлении указанных форм поведения состояние разочарования, как правило, отсутствует. Толерантность, таким образом, можно рассматривать как устойчивость против фрустрации, как способность в ситуации напряжения «не терять голову», контролировать свое эмоциональное состояние.
Организация совместной деятельности и взаимоотношений вызывает необходимость рассматривать все стороны общения в единстве. Для того чтобы общение было диалогическим, двусторонним, в реальной практике взаимодействия необходимо соблюдать следующие условия:
- равенство психологических позиций участников конфликта независимо от их социального статуса и возраста;
- равенство в признании активной коммуникативной роли друг
друга;
- равенство в психологической взаимной поддержке.
Подумай и выполни задание
Опишите, как вы действуете и что вы чувствуете, оказавшись в каждой из ситуаций, приведенных в таблице ниже.
Конфликт | Я обычно поступаю | Я обычно чувствую |
Когда кто-то берет что-нибудь у меня и не возвращает | ||
Когда кто-то говорит мне сделать что-нибудь, а я не хочу делать | ||
Когда кто-то толкает или ударяет меня без причины | ||
Когда кто-то обзывает меня | ||
Когда кто-то обвиняет меня в чем-то, чего я не делал | ||
Когда кто-то говорит за моей спиной то, чего не было на самом деле | ||
Как видно из приведенной выше таблицы, в основе классификации конфликтов лежат разные признаки. В основе противоречий, порождающих деструктивную коммуникацию и приводящих к конфликту, могут быть как предметно-деловые разногласия, так и личностно-прагматические. В целом конфликт как разновидность проявления противоречий практически всегда является источником развития. Поэтому в классификации выделяют такие характеристики, как конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивные конфликты возникают в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики: борьба противоположностей — источник развития). Причинами, например, конструктивных деловых конфликтов могут быть необеспеченность задания ресурсами или отсутствие необходимой компетентности. Разрешение конструктивного конфликта — это устранение причин, недостатков, т. е. усовершенствование процесса трудовой деятельности.
Деструктивные конфликты возникают в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Субъективными причинами, порождающими деструктивные конфликты, являются неправильные действия людей и несовместимость отдельных работников. В профессиональной деятельности причины конфликтов субъективного характера, как правило, возникают по вине самих руководителей (52 %) или по вине подчиненных (33 % — из-за несовместимости и 15 % — из-за несоответствия требованиям занимаемой должности). Причины конфликтов по вине руководителей:
- нарушение трудового законодательства;
- нарушение порядка распределения премий, несовершенная система стимулирования, неразвитая система мотивации;
- игнорирование проблем карьеры работников;
- неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и интересами;
- нарушение производственной субординации (соподчиненности), установленной штатным расписанием;
- размытые личные цели и ценности руководителя;
-высокая потребность во власти;
- нарушение межличностных отношений, грубое принуждение;
- неодинаковое личное отношение руководителя к подчиненным (любимчики и пасынки);
- поощрение подхалимажа и угодничества, конформизма;
- низкий уровень управленческой, профессиональной и социально-психологической компетентности руководителя;
- неадекватность стиля руководства уровню зрелости группы;
- игнорирование социальных проблем коллектива;
- нарушение норм служебного этикета;
- эмоциональная неустойчивость руководителя;
- недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям и успехам подчиненных;
- отсутствие в организации корпоративных ценностей, миссии и культуры;
- неадекватный имидж руководителя и др.
Причины возникновения конфликтов по вине подчиненных:.
- отсутствие сознательной дисциплины и ответственности;
- эгоистические устремления отдельных личностей, завышенная самооценка;
- личная неорганизованность работников;
- нечестное отношение к труду;
- сложившаяся косность и инертность в стиле работы коллектива;
- антипатии, неприязнь друг к другу;
- чувство обиды и зависти одних людей к другим;
- низкий уровень профессиональной и коммуникативной культуры;
- незнание должностных обязанностей или умышленное их игнорирование;
- негативные и акцентуированные черты характера;
- чувство неопределенности, неуверенности;
- социально-психологическая несовместимость и низкий уровень эмоциональной культуры;
- конфликтогенность отдельных работников;
- неадекватный современным требованиям имидж работников;
- противоречия новаторских и консервативных устремлений работников;
- низкий уровень приверженности организации и др. Объективные причины конфликтов:
- размытость стратегических целей организации из-за экономической и политической нестабильности и экстремальных ситуаций в масштабах страны;
- неблагоприятные социальные условия труда и быта, низкая заработная плата работников;
- неразвитая материально-техническая база организации;
- низкий уровень организации труда, места и времени персонала;
- отсутствие рынка труда по многим видам деятельности;
- устарелость организационных структур, штатных расписаний, технологий.
Одной из важнейших причин конфликтов в процессе профессиональной деятельности является также демотивация работников, т.е. потеря заинтересованности в работе. Наиболее частой причиной, по которой работающие люди утрачивают мотивацию, является прежде всего отсутствие, признания. Для того чтобы предупреждать конфликты в профессиональной деятельности и своевременно выявлять демотивацию, необходимо отслеживать ее признаки, включающие в себя: прогулы, опоздания, притворство, безучастность, внезапные вспышки раздражения. Особенно характерным признаком демотивации является необщительность. Люди стараются ограничить контакты до минимума, избегают взаимодействия, демонстрируют вербальную и невербальную агрессию, апатию.