Механизмы взаимопонимания в общении

Перцептивные умения и навыки проявляются также в умении диагностировать настроение и эмоциональное состояние партне­ра по общению. Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями «идентификация», «эмпатия», «рефлексия» и «аттрак­ция».

Для эффективного общения важно не только то, как мы вос­принимаем других или как они воспринимают нас, но и самовоспитание, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат.— отожде­ствление) себя с другими.

На важность этого источника самовосприятия указывал еще К.Маркс, который писал, в частности: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я семь я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Человек воспринимает мир и других людей с помощью пяти сенсорных каналов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осяза­ния и обоняния. Все они работают 24 часа в сутки. Однако основ­ной объем информации (около 90 %) приходится на зрение, а около 10 % — на слух. Рассматриваемый в плане конкретных ситуа­ций общения процесс соотнесения себя с другими дает возмож­ность в случае установления идентичности в каких-то отношени­ях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, модели, удобной для наблюдения и анализа в силу ее внешней объективности.

Эмпатия, как отмечалось ранее, это эмоциональное сопере­живание другому человеку, основанное на умении правильно пред­ставить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.

Различают два вида эмпатии: сопереживание — переживание человеком тех же самых чувств, которые испытывает другой, и сочувствие — переживание человеком иных по сравнению с объек­том восприятия чувств. Спецификой эмпатии является то, что от тех, кто искренне сочувствует, она не предполагает обязательно­го активного вмешательства с целью оказания действенной прак­тической помощи партнеру.

Рефлексия — это осознание человеком того, как он восприни­мается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек:

- индивид, каков он есть на самом деле;

- индивид, каким он сам видит себя;

- индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.

Рефлексия — это удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием кото­рого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера.

Аттракция (от лат.— привлечение) — это процесс фор­мирования привлекательности какого-то человека для восприни­мающего, умение нравиться другим, а также продукт этого про­цесса, т. е. некоторое качество отношения. Межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, притяжениямежду ними, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмо­циональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмо­циональной оценки охватывает весь диапазон — от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее вли­яние оказывают внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы аттракции:

потребность в аффилиации (от англ. — соединять, свя­зывать). Это потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью, стремление людей к объединению;

фактор эмоционального состояния. Он выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на ок­ружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находит­ся в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении;

пространственная близость. Влияние этого фактора сказывает­ся в том, что при прочих равных условиях чем ближе простран­ственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи. Известен эксперимент, получивший название «компьютерные танцы» (1987), в котором участвовали более 750 студентов-первокурсников. На дискотеке с помощью компьютера производилась случайная разбивка на пары, но при одном условии — танцевать вместе весь вечер (два с поло­виной часа!). В этом случае аттракция возрастала, о чем свидетель­ствовало желание продолжать встречаться.

Внутренний фактор аттракции — физическая при­влекательность. В основе аттракции лежит физическая привлека­тельность. Для развития этого чувства имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Нам нравятся красивые люди. Недаром французы говорят, что привлекательная внешность — залог жизненных успехов. Вместе с тем связь между физической привлекательностью и аттракцией неоднозначна. Пси­хологические исследования показывают, что когда человек уве­рен в себе, он выбирает наиболее красивого партнера, при отсут­ствии такой уверенности он ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности. Замечено так­же, что влияние внешней привлекательности обычно выше в на­чале знакомства и снижается по мере того, как люди узнают о других позитивных чертах человека. Недаром сказано, что к кра­соте привыкают так же, как и к безобразию. Народная мудрость все предусмотрела: «Не родись красивой, а родись счастливой».

Таким образом, высокая результативность общения вызывает необходимость владения не только коммуникативной, но и перцеп­тивной функциями общения. Такого рода информированность по­может любому человеку использовать указанные выше психоло­гические механизмы эффективного обмена информацией и взаи­мопонимания как на вербальном, так и невербальном уровнях.

Подумай и выполни задание

Нарисуйте автопортрет. Это поможет вам лучше понять, как вы вос­принимаете себя. Возьмите большой лист бумаги, набор цветных ка­рандашей и нарисуйте себя в любой манере. Изображение может пре­тендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо или же себя в полный рост, в одежде или без нее. Дайте своему рисунку название.

Теперь проанализируйте рисунок. Занимает ли ваш рисунок все про­странство листа? Выполнено ли изображение резкими, отрывочными линиями? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть, какие-то замаскированы или изображены непропорционально? Одеты вы на рисунке или обнажены? Можно ли его показать другим?

Какие преобладают цвета? Выражено ли какое-то чувство? Какое? Не чувствуете ли вы, что что-то скрыли? На изображении вы находитесь в покое или в действии? Получилась ли у вас одинокая фигура или же она изображена на каком-то фоне? Обсудите итоги с психологом.

Наши рекомендации