Коммуникативный стиль личности

Реализация коммуникативной компетентности личности осуществляется через коммуникативный стиль. Коммуникативный стиль, в отличие от речевого, — это совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания кон­тактов с окружающими в различных формах делового взаимодей­ствия: деловых встречах, беседах и переговорах, в дискуссиях и спорах, при принятии коллективных решений или выработке кон­цептуальных и стратегических направлений развития организации, при преодолении конфликтов.

Коммуникативный стиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное), либо дискомфортное состояние в зависимости от того, какое энергетическое влияние оказы­вает и в какой мере способствует возникновению атмосферы пло­дотворного сотрудничества. Различают три коммуникативных стиля: синергический, нонсинергический и антисинергический (В. В. Бойко).

Синергический(от греч. synergeia — сотрудничество, содруже­ство) стиль.Отличается тем, что личность своей манерой взаимо­действия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится возмож­ным, во-первых, благодаря беспрепятственному информацион­ному обмену между участниками отношений и, во-вторых, в ре­зультате синхронизации их энергий, слаженности их совместной деятельности.

Выражением синергического стиля являются следующие харак­теристики партнеров по взаимодействию:

- соблюдение норм субъектных отношений;

- поддержание свободного обмена идеями и оценками;

- конструктивная и доброжелательная критика;

- стимулирование инициативы партнеров;

- соблюдение норм деловой этики;

- устранение или смягчение своей некоммуникабельности и негативных привычек;

- положительное восприятие, умение открыто радоваться ус­пехам других и общим достижениям;

- способность работать в команде, не противопоставлять себя групповому разуму и воле;

- демонстрация высокого уровня коммуникативной толерант­ности (от лат. 1о1егаппа — терпение, снисходительность к кому или чему-либо) — степени терпимости к неприятным или не­приемлемым психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров.

Нонсинергический(от лат. non — не, нет) стиль.Характеризу­ется тем, что личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблю­дателя, воздерживается от проявления инициативы, не демонст­рирует соучастие и сопереживание в рабочем процессе.

Антисинергический(от гр. anti — против) стиль.Выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаи­модействии с партнерами. Личность наносит вред процессу и ре­зультатам совместной деятельности тем, что обычно демонстра­тивно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами. Своими настроениями вызывает хаотичность в эмоциональных связях взаи­модействующих сторон.

Современный человек, профессионал, владеющий коммуни­кативной компетентностью, должен одинаково хорошо выступать в любом из описанных стилей и, соблюдая правила того или ино­го стиля, доступно и понятно выражать мысли, проводить свою линию и добиваться наивысшего влияния на собеседников и партнеров.

ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ

1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.

Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

Этот тест поможет вам определить уровень развития ваших коммуникативных и организаторских умений.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организатор­ские склонности проявляются в способности самостоятельно принимать решения, особенно в сложных ситуациях, инициативности в деятельно­сти и общении, планировании деятельности.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы. Если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте в таблице для ответов знак «+», если отрицательный — то «-».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих друзей к при­нятию ими вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то

из ваших друзей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критиче­ской ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с раз­ными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намере­ний, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значи­тельно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими друзья­ми различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнять сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми

людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши друзья действо­вали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за не­выполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побесе­довать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стесне­ния, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с но­вым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с друзьями?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознако­мых для вас людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей пра­воты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или ре­шение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприя­тий для своих друзей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным человеком, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окруже­нии большой группы своих товарищей?

Обработка результатов.

Для того чтобы узнать свои коммуникативные способности, восполь­зуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы №1,5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и за каждый ответ «нет» на л вопросы № 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по формуле:

Кк = т/20, I1 где т — количество совпавших с «ключом» ответов.

Если Кк соответствует: 0,10 — 0,45 — низкий уровень; 0,46 — 0,55 — уровень ниже среднего; 0,56 — 0,65 — средний уровень; 0,66 — 0,75 — высокий уровень; 0,76 —1,00 — очень высокий уровень.

Коммуникативные способности — это способности личности, обес­печивающие эффективность ее общения и психологическую совмести­мость в совместной деятельности.

Низкие — человек малообщительный, испытывает трудности и опре­деленные неудобства в установлении контактов с людьми.

Ниже среднего — человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых огра­ничивает, не стремится отстаивать свое мнение и с трудом пережи­вает обиды.

Средние — человек общительный, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.

Высокие — человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, старается расширить круг своих знакомых.

Очень высокие — человек очень общительный, испытывает потреб­ность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.

Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следу­ющим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и за каждый ответ «нет» на вопросы № 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Коэффициент органи­заторских способностей (К0) определяют по формуле:

К0 = т/20, где т — количество ответов, совпавших с «ключом».

Если К0 соответствует:

0,20 — 0,55 — низкий уровень;

0,56 — 0,65 — уровень ниже среднего;

0,66 — 0,70 — средний уровень;

0,71 —0,80 — высокий уровень;

0,81 —1,00 — очень высокий уровень.

Организаторские способности — это способности человека органи­зовывать себя и других.

Низкие — человек не умеет себя организовать, отсутствует внутрен­няя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.

Ниже среднего — человек избегает принятия самостоятельного ре­шения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

Средние — в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения.

Высокие — человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.

Очень высокие — испытывает потребность в организаторской дея­тельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мне­ние и добивается, чтобы оно было принято другими.

Следует помнить, что при наличии целеустремленности и надлежа­щих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Тест «Любят ли вас люди?»

Данный тест позволяет путем самопроверки определить отношение к себе других людей. Конечно, ни один тест или даже совокупность те­стов не решают проблему познания себя. Однако с помощью самотес­тирования возможно создать ориентиры, позволяющие видеть основ­ные черты собственного «Я».

Инструкция. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если не согласны.

1. Вы должны понимать, что ежеминутно в течение дня вас при­стально оценивают те, с кем вам приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимо­сти, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, раз­деляют они или нет его увлечения.

3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда у вас имеется сильный соблазн поступать иначе.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их по­правлять.

5. Когда вы встречаетесь с другими людьми, вы должны быть доста­точно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда вас представляют другому человеку и вы не расслышали его имя, вы должны попросить его повторить?

7. Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой?

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут под­шучивать над вами и выставлять в смешном виде.

9. Если вы общаетесь с остроумным и общительным человеком, то лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответ­ствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда вам очень понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от вас, чем если вы зависите от дру­гих.

14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слыша­ли, вы должны остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слыша­ли, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, ВЫ должны сказать, что у вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие друзья поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит свое противоположное мнение.

Обработка результатов.

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по 5 баллов.

Правильные ответы: «да» — утверждения № 6, 13, 14, 20; «нет» — все остальные.

Сумма баллов означает:

от 85 до 100 баллов — отлично;

от 75 до 80 баллов — хорошо;

от 65 до 70 баллов — удовлетворительно;

от 0 до 60 баллов — плохо.

Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

Наши рекомендации