Категория «общение» в психологии

Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни по­стоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой комму­никативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, раз­вивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом род­ного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других лю­дей, управлять конфликтными ситуациями приносит практиче­скую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приво­дит к успеху.

Общение — это социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и матери­альных форм жизнедеятельности человека и является его насущ­ной потребностью. Слово «общение» происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь еди­ного понимания в процессе совместной деятельности.

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

В едином процессе общения социальные психологи (Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева) выделяют три стороны или функции: коммуникативную (передача, получение и обмен информацией); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (восприятие и по­нимание или взаимопонимание). Отсюда, общение можно пред­ставить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая грань имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полно­ценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с дру­гими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Именно психический контакт ха­рактеризует общение как двустороннюю деятельность, предпола­гающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание.

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является та­кой же важной потребностью, как потребность в еде, одежде, воде и т.п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т.е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существу­ет более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

Важно также определить предметную область общения. В пси­хологической литературе практически отсутствует четкое разде­ление понятий, включаемых в общение, что приводит к опреде­ленной путанице. Предметная область общения зависит от следу­ющих значений термина «общение»:

- объединение, создание общности, целостности;

-передача сообщений, обмен вербальной и невербальной ин­формацией;

-встречное движение, взаимопроникновение, способствующее взаимопониманию.

Такие характеристики важны как для определения предмета группового и массового общения, его содержания, так и для меж­личностного общения. Кроме того, понятие «общение» не только указывает на межличностный характер взаимодействия, но и от­носится к деятельности особого рода, в результате которой воз­никает психологический контакт между участниками общения. Таким образом, возникающая в результате контакта и вступления во взаимодействие между людьми своеобразная психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой меж­личностного общения.

Общение — сложный многогранный процесс, изучаемый раз­ными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и по­следствиям. Психология изучает вопросы межличностного взаи­модействия, восприятия, взаимопроникновения людей. Лингвис­тика — язык и речь, слова и термины как инструмент коммуни­кации. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассмат­ривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каж­дая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большее внимание тем или иным ее аспектам.

Любое проявление общения независимо от отдельной личнос­ти или какой-либо группы в той или иной степени связано с содержанием общественных отношений, на которые, в свою оче­редь, оказывают влияние социальный опыт человека, психологи­ческие и деловые особенности личности, условия, в которых про­текает общение, его пространственный характер.

Для того чтобы общение было эффективным, удовлетворяю­щим обе стороны и соответствующим поставленным целям, лю­дям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним отно­сятся прежде всего следование правовым, социальным, психоло­гическим и этическим нормам и правилам, принятым в обществе и в конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации. Обычаи, как известно, формируются у каждого народа, помогая приспособиться к окружающей обста­новке, многие из них закрепляются и передаются от поколения к поколению. Важным условием является владение умениями и на­выками конструктивного взаимодействия, техниками и техноло­гиями вербального и невербального контакта, которые реализу­ются в конкретных поступках, действиях, словах, жестах, позах, интонациях, влияющих на комфорт или дискомфорт общающих­ся, способствующих или мешающих их взаимопониманию. В сфе­ре делового взаимодействия условием его эффективности являет­ся профессионализм и вежливое отношение к сотруднику, парт­неру, клиенту, любому человеку. Это становится обязательной повседневной нормой культурного общения для всех его участни­ков, нормой делового этикета.

Социальные и правовые нормы общения разрабатываются и развиваются уже в профессиональной среде (деловой этикет, на­пример) и становятся нравственными нормами, соблюдение ко­торых необходимо каждому, но, как показывает практика, к со­жалению, не у всех они закрепляются и не всеми осваиваются. Это связано с накопленным отрицательным опытом и имеющи­мися негативными стереотипами поведения, сформированными в подростковом возрасте. Кроме того, коммуникативная компе­тентность в авторитарном обществе практически не была востре­бована, поэтому большинство людей остались коммуникативно неграмотными.

Коммуникативная компетентность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения, — это то, чему необ­ходимо специально обучать, используя при этом интенсивные технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследо­вания ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что научение таким умениям должно начинаться уже в школе, лицее и уж тем более быть обязательным предметом в вузе, так как умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирую­щей составляющей для большинства профессий в системе чело­веческих отношений.

Литература по проблемам общения, теоретические обучаю­щие курсы и практические игровые занятия направлены на на­учение людей жить среди других, взаимодействовать с ними и достигать понимания, а также на оказание им помощи в приоб­ретении коммуникативной компетентности, респектабельности, позитивно воспринимаемого имиджа, т.е. всего того, что позво­ляет взрослым людям регулировать взаимоотношения друг с дру­гом и тем самым облегчать свою личную и профессиональную жизнь.

Подумай и выполни задание

Согласно древней мудрости, подлинное достижение духовной жизни доступно тому, кто одновременно связан дружескими узами (а не толь­ко должностными или семейными обязанностями) со многими разными людьми. В этот круг общения должны входить: родственники; ровесни­ки; люди помоложе вас; люди значительно моложе; совсем маленькие дети; люди старше вас; люди значительно старше вас; старики и пожи­лые женщины.

А теперь попробуйте заполнить предложенные ряды, написав иници­алы конкретных людей, с которыми вы связаны дружескими узами. Луч­ше, если в каждом ряду таких партнеров будет несколько.

Ровесники:

Люди помоложе вас:

Люди значительно моложе:

Совсем маленькие дети:

Люди старше вас:

Люди значительно старше вас:

Старики и пожилые люди:

Если останутся свободные места, то это «информация к размышле­нию». Ваш круг общения не полон, ищите новых друзей разных возраст­ных категорий для полного постижения их духовной жизни!

Многоплановый характер общения

Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели:

- обмен или передача информации;

- формирование профессиональных умений и навыков, разви­тие личностных и деловых качеств;

- формирование отношения к себе, к другим людям, к обще­ству в целом;

- обмен деятельностью, инновационными приемами и техни­ками, средствами и технологиями;

-осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

- обмен эмоциональными состояниями и чувствами.

Все функции, которые реализуются в процессе общения, важ­ны, но для делового взаимодействия особую ценность представ­ляет обмен информацией между людьми. Даже мыслительные про­цессы, по мнению академика А.И.Берга, протекают более ре­зультативно при условии непрекращающегося информационного общения. Известно, что одним из наиболее трудных эксперимен­тов в программе подготовки космонавтов является пребывание в термосурдокамере даже в течение сравнительно короткого време­ни (около шести часов). Дело здесь не только в неудовлетворенной потребности в общении, но и в тяжелом переживании человеком различных нарушений восприятия окружающего мира.

В процессе коммуникации происходит общение как минимум двух человек, взаимное информирование каждого из которых пред­полагает налаживание совместной деятельности, а также жела­тельное достижение взаимопонимания. В процессе коммуникации происходит также психологическое воздействие на партнера. Для эффективности обмена информацией необходимо, чтобы оба участника общения обладали единой системой кодирования.

В практике общения между людьми зачастую возникает недо­понимание, порождаемое возрастными, социальными, профес­сиональными, психологическими и коммуникативными барьера­ми (от фр. barriere — преграда, препятствие), т.е. взаимонепонима­ние между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Барьеры психологичес­кого характера возникают вследствие индивидуальных психоло­гических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Коммуникативные ба­рьеры, как правило, являются следствием коммуникативной не­компетентности. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванного глубокими различиями, существующими между партнерами.

Разная направленность, типы и виды общения позволяют вы­делить следующие его функции:

информационно-коммуникативная связана со всеми формами деятельности людей;

прагматическая реализуется при взаимодействии людей в про­цессе совместной деятельности;

формирующая проявляется в процессе развития человека и ста­новления его как личности;

функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания;

организация и поддержание межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение;

внутриличностная функция общения представляет диалог с самимсобой, позволяющий обдумать принимаемые решения и поступать в той или иной ситуации более обдуманно и разумно.

Подумай и выполни задание

Заведите рабочую тетрадь и опишите коммуникативные эпизоды, в которых вы сегодня в течение дня принимали участие. Затем отнесите каждый эпизод к одной из перечисленных выше функций. Каждый эпизод может выполнять несколько функций. Вы будете удивлены многообразием коммуникаций, в которых приняли участие в столь небольшой промежуток времени!

Наши рекомендации