Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.
Тревожность, как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — так называемая полезная тревожность, обеспечивающая безопасность субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности ребенка показывает его внутреннее отношение к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками в детском саду, взрослыми в семье. Если этот уровень превышает оптимальный, то можно говорить о появлении повышенной тревожности, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому и неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, а это одно из проявлений заниженной самооценки.
Дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР) подвержены тревожности больше, нежели дети с нормальным развитием. ЗПР обуславливает несоответствие психического развития реальному возрасту ребенка. Этот дефект вызывается слабовыраженными повреждениями головного мозга, вследствие чего познавательная сфера сохранна в большей степени чем эмоционально-волевая. Именно незрелостью эмоциональной сферы объясняется подверженность детей тревожности и различным страхам. Кроме того, они ранимы, сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих, запоминают преимущественно негативные события, и это ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» (А. М. Прихожан). Нескладывающиеся отношения со сверстниками и взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящие реактивный характер. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность.
|
Исходя из вышесказанного, а также из того, что проблема тревожности детей в целом и детей с ЗПР в частности — недостаточно разработанная в отечественной психологии тема, которая с каждым годом становится острее, в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Рябинка» с 2013 г. реализовывается
«Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием метода игротерапии».
В соответствии с выявленными в результате диагностического обследования особенностями проявления тревожности у детей с ЗПР выделены следующие задачи:
· формирование умения преодолевать опасность, мобилизовать волю, проявлять активность;
· стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
· преодоление негативных переживаний и снятие страхов;
· повышение уверенности в себе, самооценки;
· развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
· развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми, навыков взаимодействия;
· снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· снижение скованности, боязливости;
· уменьшение суетливости, нервозности движений.
Объем программы: 10 коррекционно-развивающих занятий.
Работа по программе строится в три этапа (таблица).
Содержание этапов работы по программе
Цель | Содержание работы | Форма работы |
Подготовительно-ознакомительный этап | ||
Выявление уровня и особенностей проявления тревожности у детей с ЗПР | Диагностическое исследование участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов | Опросник, проективный тест |
Формирование группы для работы по программе, создание условий для коррекционно-развивающей работы | Анализ результатов диагностического исследования участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов | |
Знакомство родителей и педагогов с понятием «тревожность», способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы | 1. Мини-лекции: • «Что такое тревожность»; • «Как помочь тревожному ребенку»; 2. Игры: • «Приветствие»; • «Мои ощущения»; • «Оцените партнера, какой он?» | Семинар-практикум для родителей детей с ЗПР и педагогов |
Основной этап | ||
• Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Упражнение «Давай поздороваемся»; • игры: - «Мост дружбы»; - «Звериные чувства»; - «Пчелки»; • упражнения: - «Волшебные очки»; - «Танец пяти движений»; • игра на расслабление «Танцующие руки» | Групповое занятие 1 |
• Расширение эмоционального опыта детей; • формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Воздушный шарик»; - «Гусеница»; • игровая ситуация «Пещера для знакомства»; • упражнение «Паровозик»; • игры: - «Дракончик»; - «Фотография»; - «Необычная радуга» (на расслабление) | Групповое занятие 2 |
• Устранение внутреннего конфликта; • расширение эмоционального опыта; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • уменьшение суетливости, нервозности | • Игры: - «Воздушный шарик»; - «Корабль и ветер»; • игровая ситуация «Пещера для знакомства»; • упражнения: - «Танец с рисованием»; - «Насос и надувная кукла» (в парах); - «Бездомный заяц»; - «Водопад» | Групповое занятие 3 |
• Расширение эмоционального опыта; • формирование умения преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Драка»; - «Подарок под елкой»; - в переодевание; - «Старшая обезьяна»; • Упражнение «Танцы противоположности»; • игры: - «Птенцы»; - «Комплимент» | Групповое занятие 4 |
• Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми; • развитие самооценки | • Упражнение «Приветствие» (в парах); • игра «Дудочка»; • игровая ситуация «Фотоальбом»; • игра «Выключенный звук»; • упражнение «Рисунок в парах по очереди»; • «Упражнение на доверие»; • игра «Зайки и слоники» | Групповое занятие 5 |
• Развитие навыков взаимодействия; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Упражнение на расслабление мышц; • игры: - «Спрятанные проблемы»; - «Вылеплялки»; - «Смена ритмов»; • игровая ситуация «Ладонь в ладонь»; • игра «Сиамские близнецы»; • кинезотерапия «В гостях у морского царя» | Групповое занятие 6 |
• Развитие навыков взаимодействия; • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; • формирование умения преодолевать барьер в общении | • Игры: - «Сосулька»; - «Попробуем еще раз»; - «Звериные чувства»; - «Бесилки»; • упражнения: - «Мост дружбы»; - «Танец пяти движений»; • игра «Танцующие руки» (на расслабление) | Групповое занятие 7 |
• Расширение эмоционального опыта детей; • формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; • снижение скованности, боязливости | • Игры: - «Шалтай-Болтай»; - «Гусеница»; • упражнения: - «Рисование вдвоем»; - «Пчелки»; • игры: - «Дракончик»; - «Фотография»; • упражнения из комплекса «Музыка — язык чувств» | Групповое занятие 8 |
• Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; • развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми; • развитие самооценки; • развитие умения расслабиться | • Игра «Винт» (на релаксацию и дыхание); • игровая ситуация «Волшебный стул»; • упражнения: - «Зеркало»; - «Скала»; • игра «Путаница»; • упражнение «Совместный рисунок»; • игра «Слепой танец» (на расслабление) | Групповое занятие 9 |
• Устранение внутреннего конфликта; • расширение эмоционального опыта; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • уменьшение суетливости, нервозности; • развитие навыков взаимодействия | • Игры: - «Насос и мяч» (на релаксацию и дыхание); - «Принц на цыпочках»; - «Дудочка»; - «Имя»; • упражнения: - «Имя»; - «Добрые волшебники»; - «Чаша доброты» | Групповое занятие 10 |
Закрепляющий этап | ||
• Формирование доверительных, доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми; • создание спокойной, доверительной атмосферы в группе | • Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка» (В. В. Ткачева); • игра «Щепки на реке»; • подведение итогов (обсуждение эффективности проделанной психокоррекционной работы) | Семинар-практикум для участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов |
Группа детей для работы по программе формируется по результатам предварительного диагностического обследования, направленного на выявление уровня и особенностей проявления тревожности. Используются следующие диагностические методики:
1) для педагогов — опросник Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко для выявления тревожного ребенка1;
2) для родителей — тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А. И. Захаров);
3) для детей — проективный тест «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.
Приведем примеры игр и упражнений, использованных в программе (приложение).
Приложение