Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений.
Гельмгольц определил восприятие, как создание образов и представлений о внешней мире в результате действия объектов на нервную систему и сознание. Чтобы объяснить это свойство Гельмгольц разработал два понятия о бессознательных умозаключениях, как мышечных действиях, посредством которых образ объекта локализуется во внешнем пространстве и об ощущениях, как знаках объектов.
Органы чувств и соответствующие нервные механизмы в нормальных условиях функционируют согласно постоянно действующих законов. Однако в необычных условиях возникают иллюзии в интерпретации содержания чувственных ощущений (Например у людей после ампутации испытываются фантомные ощущения). Из этого Гельмгольц заключает, что психическая деятельность, заканчивающаяся выводом, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами - есть как правило деятельность неосознанная. Представления вызываются воздействиями внешних объектов, а не самими объектами. Далее Гельмгольц говорит, что если в сознательной деятельности мы используем некие символы тех или иных понятий, то в акте восприятия все происходит по той же схеме, но неосознанно - путем бессознательных умозаключений. Гельмгольц нашел структуру бессознательного вывода. Интересен вопрос: не имел ли в виду Гельмгольц под бессознательными умозаключениями то же самое, что Павлов имел в виду под условным рефлексом? Вторая особенность чувственного восприятия состоит в том, что мы постольку обращаем внимание на нами ощущения, поскольку они полезны для восприятия объектов, и напротив мы привыкаем отвлекаться от деталей ощущений, которые имеют малое значение для восприятия внешних объектов. Так восприятие направления объекта зависит от комбинации ощущений, с помощью которых мы оцениваем положение глаз, отличаем участки сетчатки, на которые падает свет и сравниваем два перцептивных образа, проецирующихся на двух сетчатках. Но эти ощущения мы воспринимаем комплексно, как единое целое. Наши представления о предметах не могут быть ни чем иным, как символами то есть определенными знаками предметов. Если мы научимся правильно читать эти символы, то сможем с их помощью так организовать свои действия, чтобы они привели к желаемому результату, то есть к ожидаемому ощущению.
Учение Гельмгольца является чрезвычайно важным шагом в сторону преодоления разрыва между сенсорными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса, ибо содержат идею бессознательных умозаключений. Гельмгольц показал, что восприятие является деятельностью взаимодействия субъекта с объектным миром.
Структуралистская теория.
Структурная психология считала предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции. Основной метод исследования - аналитическая интроспекция.
Хохберг: В виду чрезвычайной сложности структуры коры головного мозга объяснение восприятия, как мозговой активности связано неизбежно с использованием аналогий и моделей.
Хэбб. Теория клеточных ансамблей.
Процесс восприятия - следствие возбуждения биоактивного нейрона или целой структуры нейронов. Некоторые из нейронов возбуждаются стимуляцией сенсорных органов, другие же просто стимулируют друг друга. Восприятие раскладывается на последовательное возбуждение клеточных ансамблей или организацию их в фазовые последовательности. То есть объективная реальность составляется из фрагментарных объектов, которые есть ни что иное, как элементарные ощущения в различных комбинациях. Основной тезис структуралистов:
Каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть того же самого сенсорного органа с помощью тщательной аналитической интроспекции могут быть обнаружены одни и те же чистые ощущения.
Согласно этому тезису огромное множество воспринимаемых объектов внешнего мира представляют собой различные комбинации элементарных ощущений. Мир восприятия состоит из:
1. Ощущений, вызванных раздражением отдельных рецепторов.
2. Образов памяти, составившихся из следов прежних ощущений. Правильная компоновка этих ощущений объясняет все явления и вещи. Для этого структуралисты предлагают закон комбинаций, состоящий в том, что ощущения просто суммируются, а восприятие группы простых стимулов состоит из суммы тех ощущений, которые возникали бы при изолированных представлениях каждого стимула, плюс образы ассоциированные с ними. Например структуралистская теория восприятия пространства состоит в том, что наши пространственные ощущения не является зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зрительными стимулами в прошлом опыте.