Чувство собственного достоинства.Самоценность

Оптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравни­вая себя с другими людьми. Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.

Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца. Распря­мил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всём своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто же еще!» — пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому зайцу. «Ты свободен, ступай», — сказал он, сопровождая свои слова милостивым жестом лапы.

Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль по­вторился от начета до конца. Снова Лев своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» —милостиво отпустил он и газель.

Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жи­рафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, при­знавали это и соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с которым обычно избегал встреч, но сегодня... Сегодня дело пред­ставлялось Льву следующим образом.

И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.

А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция ве­ликана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых уси­лий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянув­шись, продолжил свой путь.

А что же Лев? Отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, он крикнул вслед не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»

Итак, что же мы видим на примере этой притчи?

1. В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно, но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее (сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче — я или он (она)? Или мы одинаковые?

2. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного пре­восходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших дей­ствий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым большим и сильным, он и вел себя соответствующим образом. Но когда ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном), Лев тотчас изме­нил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что сам себя счел слабее, то есть его представление о самом себе бы­ло неправильным, а самооценка оказалась заниженной.

3. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности (схема 23).

Схема 23. Представление о самом себе

Чувство собственного достоинства.Самоценность - student2.ru

В сопоставлении Льва с зайцем и газелью представления дейст­вующих лиц о самих себе соответствовали действительности.

А вот самооценка других действующих лиц с действительно­стью не совпадала. Если реакция со стороны окружающих пока­зывает, что у них другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от этого страдает наше чувство собственно­го достоинства.

4. Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит наше­му общению с другими людьми.

Представьте молодого человека в грязных брюках и вызы­вающе лохматого, который считает себя неотразимым. В соот­ветствии со своим представлением о самом себе он ожидает, что девушкам понравится именно в таком виде. Но если девушки да­дут ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое относится и ко Льву, ра­зумеется, в конце рассказанной нами истории...

5. Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства — это центральная еди­ница нашего бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.

В. Сатир определяет чувство как понятие «самоценность»: «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмо­сферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятель­ные решения и поступки. Только ощущая свою собственную вы­сокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценно­стью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает интеллект» (Сатир В.Как строить свою семью. М., 1992).

Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих. В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свой­ствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх — это всегда предвидение чего-то неприят­ного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезает.

Таким образом, самоценность — это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведе­нии каждого из нас независимо от нашего желания. Если я люб­лю себя, доверяю себе – я открыт для нового опыта.

Правила культуры общения

С детства мы усваиваем определенные нормы и правила по­ведения. Воспитанного человека отличает то, что правила куль­турного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете.

Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала — эффективные средства самореализации.

Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

Список правил можно продолжить и дополнить, однако мы ограничимся данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако если выбранные правила меша­ют взаимопониманию с другими людьми, их следует пересмот­реть, а не упорствовать в своем упрямстве. Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек, умеющий отда­вать, умеет принимать дар от других людей.

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите с помощью теста свое отношение к себе.

Инструкция: из предложенных ответов выберите один, с которым вы согласны.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или де­лать что-то:

а) очень часто;

б) иногда;

в) практически никогда.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроуми;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и закончите разговор;

в) поддержите беседу и постараетесь запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле — результат упорного труда;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет утешить или одобрить.

­4. Вам показали шарж или пародию на вас, вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его;

в) обидитесь, но не подадите вида;

г) уйдете, хлопнув дверью.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени, вы беретесь за выполне­ние заданий, которые превышают возможности одного человека:

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Вы выбираете туалетную воду в подарок подруге (другу). Купите:

а) туалетную воду, которая нравится вам;

б) туалетную воду, которой, как вы думаете, будет рад(а) подруга (друг), хотя вам лично она не нравится;

в) туалетную воду, которую рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни:

а) да; б) нет; в) не знаю.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы:

а) да; б) нет; в) иногда.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо:

а) да; б) нет; в) не знаю.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета подряд (какой из них вам видится ярче):

а) голубой; б) желтый; в) красный.

Подсчитайте баллы

А
Б
В

Ваши результаты

38-50 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «Я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите дру гих». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критики. Вполне возможно, что вы уже чувст­вуете себя «на высоте». Надменных и снисходительных, пусть даже ко­ролей, откровенно говоря, недолюбливают. Поэтому не удивляйтесь, если к вам относятся не совсем там, как вам хотелось бы. Вы сами — творец своего имиджа.

24-37 баллов. Вы живете в согласии с собой, знаете и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных си­туаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоро­вая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником си­лы и, что самое главное, не за счет других. Вас любят и принимают так же, как и вы себя. На этой основе вы легко можете создать любой новый стиль, который гармонично впишется в ваш имидж. Успехов!

10-23 балла. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомне­ния и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, дости­жениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя — плохо? Кто внушил вам, что думающий че­ловек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек. Иначе вам всю жизнь придется прожить в шкуре серой мыши.

Согласитесь — не самый приятный об­раз. А ведь под этой одеждой скрываются достоинства. Вам же нужно только суметь принять их и показать наконец другим. Не бойтесь! Ко- гда-то ведь нужно начинать учиться любить себя.

Задание 2. Продолжите фразы:

• Я думаю....

• Я стремлюсь....

• Я радуюсь....

• Я завидую....

• Я хотел(а) бы прожить свою жизнь....

• Я забочусь больше всего о ....

• Я нахожу наслаждение в ....

• Я люблю больше всего говорить о ....

• Я хотел(а) бы изменить в себе ....

• Неудачу друга я оцениваю ....

• Меня беспокоит в жизни ....

• В этой жизни я нужен ....

• Я хотел(а) бы оставить после себя ....

• Для полного счастья мне нужно....

Проанализируйте, какую характеристику вы можете дать себе. Если бы вы услышали продолжение фраз от незнакомого человека, то какую характеристику вы бы ему дали?

Задание 3. Прочитайте декларацию самоценности.

«Я — это я. Такой, как я, никогда не было и не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я, нет.

Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадле­жит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, оно истинно.

Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя, заинте­ресоваться собой.

Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я могу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.

Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я — это я, и Я — это здорово!» (Сатир В.Как строить свою семью. М., 1992).

Какие чувства у вас возникают при чтении этой декларации? В чем проявляется самоценность человека?

Задание 4. С давних пор люди составляют гербы из разных симво­лов, в которых они находили поддержку и силу. Нарисуйте свой герб, в котором нашло бы отражение: ваше имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), ваш «подвиг» (ситуации, в которых вы были «на высоте»), ваша мечта, до­полнительный символ или украшение герба.

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Расскажи от имени предмета

Рассказать от имени предмета о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, как он относится к другим и как бы он хотел, чтобы отно­сились к нему. Найти ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Упражнение 2. Собери фигуру

Два участника садятся спиной друг к другу. Один из них складыва­ет фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение по­вторяется, но уже с правом задать вопросы.

Результаты двух частей упражнения сравниваются и анализируются.

Упражнение 3. Кораблекрушение

Вы спаслись на плоту после кораблекрушения, если кем-то из уча­стников не пожертвовать, то плот через 10 минут потонет. Кто из вашей группы станет жертвой?

Оценить по 10-балльной системе степень вашей удовлетворенности от принятого решения, а также степень удовлетворенности процессом обсуждения.

Вопросы для самопроверки

Чувство собственного достоинства.Самоценность - student2.ru 1. Что вы понимаете под культурой общения?

2. Что необходимо учитывать при заключении договора?

3. Самоценность и самооценка — это одно и то же?

4. Какое влияние оказывает самооценка человека на его взаимодействие с окружающими людьми?

5. Какими правилами вы руководствуетесь, соблюдая культуру общения?

Чувство собственного достоинства.Самоценность - student2.ru

Задания для саморазвития

1. Подведите итоги выполнения программы саморазвития.

2. Скорректируйте программу саморазвития с учетом сво­ей самооценки и самоценности других людей.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника: учебник везения. СПб., 2000.

2. Сатир В. Как строить свою семью. М., 1992.

3. Крижановская Ю.С. Грамматика общения. Л., 1990.

4. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологи­ческий тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая книгу, посвященную такому сложному и много­гранному феномену, как общение, следует отметить большое ко­личество материала, накопленного по данной проблеме не только в психологии, айв социологии, лингвистике, педагогике и со­путствующих им областях научного знания. Однако в число на­ших задач не входило обобщить все имеющиеся знания. Мы лишь выделили те основные, на наш взгляд, моменты, которые необходимы каждому образованному человеку, в особенности планирующему заниматься проблемами развития и воспитания подрастающего поколения.

Подводя итоги работы, надо заметить, что знания психологии общения необходимо применять комплексно и в различных соче­таниях. Для этого каждый должен приобрести свой опыт, следова­тельно, необходимо упражняться, анализировать, возвращаться к опыту и знаниям, оставленным теоретическим наследием ученых, исследователей в области взаимоотношений и общения людей.

Радует тот факт, что с каждым годом неуклонно повышается интерес к проблеме познания себя, своих психологических осо­бенностей и возможностей. Это и закономерно, наше знание и понимание других людей растут в той же мере, в какой растут знание и понимание самих себя, своего «Я». Для этого необходи­мо найти «ключ к себе», к своему внутреннему миру.

Один из таких вариантов работы над собой известен из био­графии Уолта Диснея. В пору своей юности, не имея средств к су­ществованию, Уолт брался за любую работу, однако каждый раз он терпел неудачу. В то время Дисней снимал небольшую комна­ту, которая не была приспособлена под жилье. Доведенный до от­чаяния жизненными поражениями, Уолт решил изменить отноше­ние к себе и жизни в целом посредством эксперимента. Расставив по углам персонажи, которые уживались в его сознании, он назвал их следующими именами: «Фантаст», «Критик» и «Реалист».

Находясь в углу «Фантаста», Дисней строил грандиозные планы своей карьеры, в роли «Критика» он камня на камне не оставлял от только что созданных фантастических проектов. За­дача «Реалиста» сводилась к примирению двух сторон и поиску рациональных идей.

Самый ответственный момент наступал в четвертом углу, где результат дискуссии проходил проверку. Уолт подолгу оставался в данной роли и анализировал, насколько корректно и конструк­тивно шел диалог «Фантаста» и «Критика», «Реалиста» и «Фан­таста», а также «Критика» и «Реалиста». Затем утверждался кон­кретный план воплощения идеи в жизнь.

О том, каких достижений и высот в своей области добился Уолт Дисней, говорить не приходится. Плоды его творчества го­ворят сами за себя.

Надеюсь, что данный пример укрепил ваше желание продол­жить работу над собой. А нам остается пожелать вам удачи и ска­зать, что все получится, надо тоько верить в себя!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Авторитетность — способность человека иметь определен­ный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Аттракция — познание другого человека, основанное на ус­тойчивом позитивном чувстве к нему.

Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподго­товленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимо­обменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.

Вербальное общение — общение посредством речи.

Внутренняя речь — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы и т.п.

Диалог — разновидность речи, при которой происходит об­мен взаимообусловленными высказываниями-репликами.

Дискуссия — форма диалога, в процессе которой сталкива­ются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Диспут — форма организации подготовленной публичной ре­чи на заданную тему, в ходе которой высказываются разнообраз­ные точки зрения, осуществляется под руководством ведущего.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутрен­нее состояние или указывающее на какой-либо объект во внеш­нем мире.

Идентификация — познание другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Интервью — метод получения, сбора сведений путем бесе­ды, общения с другими людьми.

Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека.

Имиджмейкер — специалист по формированию имиджа.

Интериоризация — переход действия во внутренний план.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, ориентация личности на свой внутренний мир.

Инцидент — ситуация взаимодействия, позволяющая осоз­нать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.

Коммуникация — обмен информацией между двумя и боль­шим количеством людей.

Коммуникативные барьеры — психологические препятст­вия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетво­ренности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, на­личие противоречащих друг другу интересов, стремлений, целей и потребностей.

Конфликт межличностный — трудноразрешимое противо­речие, возникающее между людьми и вызванное несовместимо­стью их взглядов, интересов, целей и потребностей.

Конфликтная ситуация — объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интере­сах и потребностях сторон.

Монолог — устное или письменное высказывание одного человека.

Монологическая речь — процесс целенаправленного сооб­щения, сознательного воздействия на людей посредством языка.

Мнемонический прием — любая искусственная методика, используемая для облегчения запоминания.

Невербальное общение — общение с помощью паралин- гвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д.

Обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребно­стями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание другого человека (перцепция).

Онтогенез — формирование основных структур психики че­ловека в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребёнка.

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопони­мания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порож­даемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Речевая деятельность — деятельность общения между людьми посредством языка и речи.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в опреде­ленной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (роль руководителя, подчиненного и т.д.).

Ролевые ожидания — совокупность ожиданий каждого ин­дивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Самоидентификация — способ усвоения социального опы­та представлений о самом себе через подтверждение своей лич­ности со стороны других людей.

Социальная роль — ожидаемое поведение человека, обязы­вающее его вести себя определенным образом.

Темперамент — совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекраще­ние и изменение.

Убеждающая коммуникация — совокупность определен­ных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Экстраверсия — ориентация личности на внешний мир и других людей.

Эмпатия — сопереживание чувствам, мыслям или установ­кам другого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

3. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1989.

4. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые иг­рают в игры. М., 1992.

6. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.

7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

8. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб., 2003.

9. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

10. Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника: Учебник везения. СПб., 2000.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

12. ЕфимоваН.С. Психология взаимопонимания. Спб.: Питер, 2004.

13. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестома­тия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.

14. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практиче­ская психология на каждый день. М., 1993.

15. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Инсайт-центр, 1995.

16. Крижановская Ю.С. Грамматика общения. Л., 1990.

17. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на- Дону, 1997.

18. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.

21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально­психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.

22. Пиз А. Язык жестов. Н.Новгород, 1992.

23. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.

24. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зин­ченко, М., 1996.

25. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

27. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

28. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной пси­хологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.

29. Руденстш Е.В., Панина Т.С. Введение в теорию и практику психологических технологий общения учителя как менедже­ра. Кемерово, 1995.

30. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогиче­ском процессе. М., 1991.

31. Сатир В. Как строить свою семью. М., 1992.

32. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиннов Е.Н. Педагогика. М., 1997.

33. Станкин М.И. Психология общения. М., 2003.

34. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.

35. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.

36. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. М., 1992.

37. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

План подготовки устного выступления

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

• Учесть интересы слушателей.

• Обратить внимание на связь выступления с предыдущими темами.

• Сформулировать знания, полезную информацию, необхо­димую для слушателей.

2. Составление плана выступления на основании ло­гики темы:

• Вступление (актуальность темы, постановка проблемы).

• Основное содержание.

• Заключение (теоретические и практические выводы по теме и вытекающие из них задачи слушателей).

3. Подбор материала для выступления:

• Поиск литературы по основным вопросам темы (теорети­ческих статей, брошюр, книг) и отбор научного содержания, ко­торое отвечает цели выступления.

• Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции.

• Подбор примеров из практики (общественной и индиви­дуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов.

• Подбор наглядных пособий и подготовка технических средств, продумывание цели, времени и способа их использования.

4.Написание текста выступления:

• Подготовка тезисов выступления (выделение ключевых понятий, разбивка основных вопросов темы на подвопросы, про­думывание содержания и выводов).

• Распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте исполь­зования наглядных пособий и технических средств, о необходи­мых смысловых акцентах и т.д.).

• Написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:

• Выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кус­ков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.

• Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и вы­водов, усвоения которых непременно нужно добиваться.

• Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расче­том на запись, где на слушание без записи).

Структура выступления

1. Вступление — показ значения темы, ее важности для слушателей.

• Один-два примера по теме выступления из жизни (эконо­мики, политики, искусства, быта и т.д.), свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т.д.).

• Ссылка на официальные государственные документы (за­коны, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие попу­лярного разъяснения аудитории).

• Постановка проблемы перед слушателями.

2. Общая характеристика объекта (предмета) рас­смотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.

• Определение ключевых понятий, их основных признаков (свойства, функции или структурные компоненты.

• Краткая история объекта (возникновение, развитие, со­временное состояние) и тенденция его развития (прогресс — рег­ресс).

3. Подробный анализ и оценкаобъекта рассмотрения всоответствии с целью выступления.

• Структурный анализ компонентов.

• Функциональный анализ объекта.

• Анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельно­сти слушателей.

Заключение.

• Теоретические выводы изложенного.

• Практические выводы для деятельности слушателей.

• Конкретные задачи слушателей в свете этих выводов.

Наши рекомендации