Чувство собственного достоинства.Самоценность
Оптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравнивая себя с другими людьми. Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.
Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца. Распрямил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всём своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто же еще!» — пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому зайцу. «Ты свободен, ступай», — сказал он, сопровождая свои слова милостивым жестом лапы.
Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль повторился от начета до конца. Снова Лев своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» —милостиво отпустил он и газель.
Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.
А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с которым обычно избегал встреч, но сегодня... Сегодня дело представлялось Льву следующим образом.
И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.
А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция великана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых усилий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянувшись, продолжил свой путь.
А что же Лев? Отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, он крикнул вслед не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»
Итак, что же мы видим на примере этой притчи?
1. В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно, но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее (сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче — я или он (она)? Или мы одинаковые?
2. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым большим и сильным, он и вел себя соответствующим образом. Но когда ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном), Лев тотчас изменил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что сам себя счел слабее, то есть его представление о самом себе было неправильным, а самооценка оказалась заниженной.
3. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности (схема 23).
Схема 23. Представление о самом себе
В сопоставлении Льва с зайцем и газелью представления действующих лиц о самих себе соответствовали действительности.
А вот самооценка других действующих лиц с действительностью не совпадала. Если реакция со стороны окружающих показывает, что у них другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от этого страдает наше чувство собственного достоинства.
4. Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит нашему общению с другими людьми.
Представьте молодого человека в грязных брюках и вызывающе лохматого, который считает себя неотразимым. В соответствии со своим представлением о самом себе он ожидает, что девушкам понравится именно в таком виде. Но если девушки дадут ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое относится и ко Льву, разумеется, в конце рассказанной нами истории...
5. Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного достоинства.
Чувство собственного достоинства — это центральная единица нашего бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.
В. Сатир определяет чувство как понятие «самоценность»: «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает интеллект» (Сатир В.Как строить свою семью. М., 1992).
Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих. В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свойствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх — это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезает.
Таким образом, самоценность — это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении каждого из нас независимо от нашего желания. Если я люблю себя, доверяю себе – я открыт для нового опыта.
Правила культуры общения
С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете.
Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала — эффективные средства самореализации.
Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела.
Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.
Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.
Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.
Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.
Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.
Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.
Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.
Список правил можно продолжить и дополнить, однако мы ограничимся данными. Каждый человек сам выбирает, каким правилам ему следовать. Однако если выбранные правила мешают взаимопониманию с другими людьми, их следует пересмотреть, а не упорствовать в своем упрямстве. Если же помогают, то, возможно, стоит поделиться с другими. Человек, умеющий отдавать, умеет принимать дар от других людей.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Определите с помощью теста свое отношение к себе.
Инструкция: из предложенных ответов выберите один, с которым вы согласны.
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то:
а) очень часто;
б) иногда;
в) практически никогда.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроуми;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и закончите разговор;
в) поддержите беседу и постараетесь запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле — результат упорного труда;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет утешить или одобрить.
4. Вам показали шарж или пародию на вас, вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его;
в) обидитесь, но не подадите вида;
г) уйдете, хлопнув дверью.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени, вы беретесь за выполнение заданий, которые превышают возможности одного человека:
а) да; б) нет; в) не знаю.
6. Вы выбираете туалетную воду в подарок подруге (другу). Купите:
а) туалетную воду, которая нравится вам;
б) туалетную воду, которой, как вы думаете, будет рад(а) подруга (друг), хотя вам лично она не нравится;
в) туалетную воду, которую рекламировали в недавней телепередаче.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни:
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы:
а) да; б) нет; в) иногда.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо:
а) да; б) нет; в) не знаю.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета подряд (какой из них вам видится ярче):
а) голубой; б) желтый; в) красный.
Подсчитайте баллы
№ | ||||||||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В |
Ваши результаты
38-50 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «Я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите дру гих». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критики. Вполне возможно, что вы уже чувствуете себя «на высоте». Надменных и снисходительных, пусть даже королей, откровенно говоря, недолюбливают. Поэтому не удивляйтесь, если к вам относятся не совсем там, как вам хотелось бы. Вы сами — творец своего имиджа.
24-37 баллов. Вы живете в согласии с собой, знаете и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. Вас любят и принимают так же, как и вы себя. На этой основе вы легко можете создать любой новый стиль, который гармонично впишется в ваш имидж. Успехов!
10-23 балла. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя — плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек. Иначе вам всю жизнь придется прожить в шкуре серой мыши.
Согласитесь — не самый приятный образ. А ведь под этой одеждой скрываются достоинства. Вам же нужно только суметь принять их и показать наконец другим. Не бойтесь! Ко- гда-то ведь нужно начинать учиться любить себя.
Задание 2. Продолжите фразы:
• Я думаю....
• Я стремлюсь....
• Я радуюсь....
• Я завидую....
• Я хотел(а) бы прожить свою жизнь....
• Я забочусь больше всего о ....
• Я нахожу наслаждение в ....
• Я люблю больше всего говорить о ....
• Я хотел(а) бы изменить в себе ....
• Неудачу друга я оцениваю ....
• Меня беспокоит в жизни ....
• В этой жизни я нужен ....
• Я хотел(а) бы оставить после себя ....
• Для полного счастья мне нужно....
Проанализируйте, какую характеристику вы можете дать себе. Если бы вы услышали продолжение фраз от незнакомого человека, то какую характеристику вы бы ему дали?
Задание 3. Прочитайте декларацию самоценности.
«Я — это я. Такой, как я, никогда не было и не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я, нет.
Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, оно истинно.
Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя, заинтересоваться собой.
Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я могу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.
Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я — это я, и Я — это здорово!» (Сатир В.Как строить свою семью. М., 1992).
Какие чувства у вас возникают при чтении этой декларации? В чем проявляется самоценность человека?
Задание 4. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. Нарисуйте свой герб, в котором нашло бы отражение: ваше имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), ваш «подвиг» (ситуации, в которых вы были «на высоте»), ваша мечта, дополнительный символ или украшение герба.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Расскажи от имени предмета
Рассказать от имени предмета о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, как он относится к другим и как бы он хотел, чтобы относились к нему. Найти ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Упражнение 2. Собери фигуру
Два участника садятся спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение повторяется, но уже с правом задать вопросы.
Результаты двух частей упражнения сравниваются и анализируются.
Упражнение 3. Кораблекрушение
Вы спаслись на плоту после кораблекрушения, если кем-то из участников не пожертвовать, то плот через 10 минут потонет. Кто из вашей группы станет жертвой?
Оценить по 10-балльной системе степень вашей удовлетворенности от принятого решения, а также степень удовлетворенности процессом обсуждения.
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимаете под культурой общения?
2. Что необходимо учитывать при заключении договора?
3. Самоценность и самооценка — это одно и то же?
4. Какое влияние оказывает самооценка человека на его взаимодействие с окружающими людьми?
5. Какими правилами вы руководствуетесь, соблюдая культуру общения?
Задания для саморазвития
1. Подведите итоги выполнения программы саморазвития.
2. Скорректируйте программу саморазвития с учетом своей самооценки и самоценности других людей.
Литература для более глубокого изучения темы
1. Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника: учебник везения. СПб., 2000.
2. Сатир В. Как строить свою семью. М., 1992.
3. Крижановская Ю.С. Грамматика общения. Л., 1990.
4. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997.
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая книгу, посвященную такому сложному и многогранному феномену, как общение, следует отметить большое количество материала, накопленного по данной проблеме не только в психологии, айв социологии, лингвистике, педагогике и сопутствующих им областях научного знания. Однако в число наших задач не входило обобщить все имеющиеся знания. Мы лишь выделили те основные, на наш взгляд, моменты, которые необходимы каждому образованному человеку, в особенности планирующему заниматься проблемами развития и воспитания подрастающего поколения.
Подводя итоги работы, надо заметить, что знания психологии общения необходимо применять комплексно и в различных сочетаниях. Для этого каждый должен приобрести свой опыт, следовательно, необходимо упражняться, анализировать, возвращаться к опыту и знаниям, оставленным теоретическим наследием ученых, исследователей в области взаимоотношений и общения людей.
Радует тот факт, что с каждым годом неуклонно повышается интерес к проблеме познания себя, своих психологических особенностей и возможностей. Это и закономерно, наше знание и понимание других людей растут в той же мере, в какой растут знание и понимание самих себя, своего «Я». Для этого необходимо найти «ключ к себе», к своему внутреннему миру.
Один из таких вариантов работы над собой известен из биографии Уолта Диснея. В пору своей юности, не имея средств к существованию, Уолт брался за любую работу, однако каждый раз он терпел неудачу. В то время Дисней снимал небольшую комнату, которая не была приспособлена под жилье. Доведенный до отчаяния жизненными поражениями, Уолт решил изменить отношение к себе и жизни в целом посредством эксперимента. Расставив по углам персонажи, которые уживались в его сознании, он назвал их следующими именами: «Фантаст», «Критик» и «Реалист».
Находясь в углу «Фантаста», Дисней строил грандиозные планы своей карьеры, в роли «Критика» он камня на камне не оставлял от только что созданных фантастических проектов. Задача «Реалиста» сводилась к примирению двух сторон и поиску рациональных идей.
Самый ответственный момент наступал в четвертом углу, где результат дискуссии проходил проверку. Уолт подолгу оставался в данной роли и анализировал, насколько корректно и конструктивно шел диалог «Фантаста» и «Критика», «Реалиста» и «Фантаста», а также «Критика» и «Реалиста». Затем утверждался конкретный план воплощения идеи в жизнь.
О том, каких достижений и высот в своей области добился Уолт Дисней, говорить не приходится. Плоды его творчества говорят сами за себя.
Надеюсь, что данный пример укрепил ваше желание продолжить работу над собой. А нам остается пожелать вам удачи и сказать, что все получится, надо тоько верить в себя!
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Аттракция — познание другого человека, основанное на устойчивом позитивном чувстве к нему.
Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.
Вербальное общение — общение посредством речи.
Внутренняя речь — беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы и т.п.
Диалог — разновидность речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами.
Дискуссия — форма диалога, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
Диспут — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в ходе которой высказываются разнообразные точки зрения, осуществляется под руководством ведущего.
Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Идентификация — познание другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Интеракция — взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Интервью — метод получения, сбора сведений путем беседы, общения с другими людьми.
Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека.
Имиджмейкер — специалист по формированию имиджа.
Интериоризация — переход действия во внутренний план.
Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, ориентация личности на свой внутренний мир.
Инцидент — ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.
Каузальная атрибуция — механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека.
Коммуникация — обмен информацией между двумя и большим количеством людей.
Коммуникативные барьеры — психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, наличие противоречащих друг другу интересов, стремлений, целей и потребностей.
Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
Конфликтная ситуация — объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека.
Монологическая речь — процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка.
Мнемонический прием — любая искусственная методика, используемая для облегчения запоминания.
Невербальное общение — общение с помощью паралин- гвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д.
Обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание другого человека (перцепция).
Онтогенез — формирование основных структур психики человека в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребёнка.
Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Речевая деятельность — деятельность общения между людьми посредством языка и речи.
Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (роль руководителя, подчиненного и т.д.).
Ролевые ожидания — совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.
Самоидентификация — способ усвоения социального опыта представлений о самом себе через подтверждение своей личности со стороны других людей.
Социальная роль — ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.
Темперамент — совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение.
Убеждающая коммуникация — совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Экстраверсия — ориентация личности на внешний мир и других людей.
Эмпатия — сопереживание чувствам, мыслям или установкам другого человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
3. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1989.
4. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. М., 1992.
6. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.
7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
8. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб., 2003.
9. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.
10. Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника: Учебник везения. СПб., 2000.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.
12. ЕфимоваН.С. Психология взаимопонимания. Спб.: Питер, 2004.
13. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.
14. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
15. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Инсайт-центр, 1995.
16. Крижановская Ю.С. Грамматика общения. Л., 1990.
17. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на- Дону, 1997.
18. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
22. Пиз А. Язык жестов. Н.Новгород, 1992.
23. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.
24. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, М., 1996.
25. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
27. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
28. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
29. Руденстш Е.В., Панина Т.С. Введение в теорию и практику психологических технологий общения учителя как менеджера. Кемерово, 1995.
30. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
31. Сатир В. Как строить свою семью. М., 1992.
32. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиннов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
33. Станкин М.И. Психология общения. М., 2003.
34. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.
35. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.
36. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. М., 1992.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План подготовки устного выступления
1. Определение значения темы и постановка цели выступления:
• Учесть интересы слушателей.
• Обратить внимание на связь выступления с предыдущими темами.
• Сформулировать знания, полезную информацию, необходимую для слушателей.
2. Составление плана выступления на основании логики темы:
• Вступление (актуальность темы, постановка проблемы).
• Основное содержание.
• Заключение (теоретические и практические выводы по теме и вытекающие из них задачи слушателей).
3. Подбор материала для выступления:
• Поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор научного содержания, которое отвечает цели выступления.
• Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции.
• Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов.
• Подбор наглядных пособий и подготовка технических средств, продумывание цели, времени и способа их использования.
4.Написание текста выступления:
• Подготовка тезисов выступления (выделение ключевых понятий, разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание содержания и выводов).
• Распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий и технических средств, о необходимых смысловых акцентах и т.д.).
• Написание подробного текста (если это нужно).
5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:
• Выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.
• Выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться.
• Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).
Структура выступления
1. Вступление — показ значения темы, ее важности для слушателей.
• Один-два примера по теме выступления из жизни (экономики, политики, искусства, быта и т.д.), свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т.д.).
• Ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие популярного разъяснения аудитории).
• Постановка проблемы перед слушателями.
2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.
• Определение ключевых понятий, их основных признаков (свойства, функции или структурные компоненты.
• Краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и тенденция его развития (прогресс — регресс).
3. Подробный анализ и оценкаобъекта рассмотрения всоответствии с целью выступления.
• Структурный анализ компонентов.
• Функциональный анализ объекта.
• Анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.
Заключение.
• Теоретические выводы изложенного.
• Практические выводы для деятельности слушателей.
• Конкретные задачи слушателей в свете этих выводов.