Глава 8. коммуникативная культура
Прежде чем высказывать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом.
Арабская пословица
Рекомендации к теме. Большинство из вас уже обладает необходимыми навыками. Все, что вам нужно сделать, — это изменить свои слова и свое поведение так, чтобы все соответствовало успешной коммуникации. В данном разделе предлагается обобщить известные знания и навыки общения. Проделайте предложенные задания индивидуально или в группе в зависимости от своих возможностей.
Искусство договариваться
Договориться — значит прийти к соглашению после переговоров.
Для достижения соглашения можно использовать четырехшаговый метод:
шаг 1: найдите время для беседы,
шаг 2: подготовьте условия,
шаг 3: обсудите проблему,
шаг 4: заключите договор.
Договор — это не просто добрая воля, он описывает ваши отношения друг с другом, что становится возможным после сдвига позиции с «я против тебя» на «мы против проблемы», когда оба участника уже эмоционально готовы объединить усилия для поиска лучшего пути.
Умение договариваться — важное качество для взаимного понимания людей. Для того чтобы научиться договариваться, необходимо учитывать психологические особенности другого человека, уметь понятно объяснять свои цели и намерения, быть внимательным к себе и своему собеседнику, обладать даром убеждения, учитывать мнение собеседника при принятии решения.
Каждый человек имеет индивидуальные особенности, которые создают различия в восприятии и понимании другого. В предыдущих главах нами были рассмотрены особенности темперамента, характера, влияющие на процесс взаимодействия людей; феномен восприятия и его субъективные и объективные закономерности. Надеемся, что полученные знания и актуализированный опыт в результате проделанных упражнений позволят внимательнее относиться к индивидуальным качествам собеседника. Если же этого, по вашему мнению, недостаточно, то советуем обратиться к дополнительной литературе, предложенной во второй и пятой главах. Нельзя сразу овладеть навыками, чтобы избежать ошибок, как и в любом деле, необходимо набраться терпения и работать над собой.
Для того чтобы быть успешным в ходе общения, важно осознавать свою цель (чего хочу?), уметь сформулировать в конструктивной форме свое предложение. Сформулировать цель сотрудничества — значит определить, что вы хотите достичь, то есть иметь как желаемый результат. Предложение должно быть максимально позитивным и конкретным, то есть представлять желаемый результат в «чувственно-обоснованных» терминах: что именно вы хотите увидеть, услышать, почувствовать.
Например:
1. Я никогда не хочу ссориться с тобой | 2. Я хочу как можно чаще достигать взаимопонимания, и тогда я буду видеть улыбку на твоем лице, слышать слова одобрения в мой адрес и чувствовать себя любимой. |
Очевидно, что второе высказывание дает позитивный настрой на поиск дальнейших путей достижения результата. Однако важно знать информацию от собеседника. Для этого нужно, чтобы ваш партнер ответил на следующие вопросы:
• Что он хотел увидеть в результате вашего сотрудничества?
• Что он хотел услышать, чтобы ваш диалог оказался полезным?
• Как хотел чувствовать себя по завершении?
Учесть цели партнера по общению — значит найти способы достижения сотрудничества. Совпадение вашего предложения и потребности партнера — самая сложная часть коммуникации, которая требует искусства коммуникатора. Здесь нужно воспользоваться навыками слушания, быть внимательным к своему собеседнику, а также рефлексировать свои чувства и переживания. Чтобы понять партнера и быть понятым, нужно активнее использовать обратную связь в виде возвращения собеседнику смысла, резюмирование сказанного, обмен чувствами и отношениями по поводу обсуждаемого предмета.
Чтобы отстоять свою точку зрения, важно обладать даром убеждения, а это значит — внушать доверие, быть уверенным в своей правоте, уметь объяснить преимущества своего предложения, пользоваться богатством и красочностью своего языка, быть искренним.
Совместно принять решение — это подойти к заключению совместного соглашения, где ответственность в полной мере несут оба партнера.
Подводя итог, можно сказать, что к успешной коммуникации ведут знания того, чего хотите вы и ваш партнер и как обоим прийти к соглашению, чтобы укрепить чувство собственного достоинства.