Мы должны относиться друг к другу внимательно должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире — это человек.
М.Горький
Рекомендации к теме. В данной главе будут конкретизированы изученные ранее основные закономерности психологии общения относительно специфики педагогической деятельности. Читая материал, сопоставляйте его с теми знаниями, которые вы уже получили. Учитесь из общих выводов приходить к частным суждениям и, наоборот, на основе частных умозаключений строить общие выводы.
Педагогическое общение
В современной педагогике педагогическое общение рассматривается как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов).
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. Кроме того, реализация личностного подхода в современном образовании предполагает общение между учителем и учеником на уровне субъект-субъектных отношений. Субъектная позиция ученика предполагает его активность и ответственность. Именно учитель выводит ученика на данный уровень взаимодействия в результате диалогического общения на основе уважения и требовательности к нему.
Передовая педагогическая практика давно переводит учебно- воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, то есть превращает его во взаимодействие, в диалог как источник личностного роста обоих участников процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена.
Если педагогический процесс — это прежде всего взаимодействие личностей, то и основным «орудием» труда педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства определяют эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Первое экспериментальное исследование стилей руководства было проведено немецким психологом К. Левиным в 1938 году.
Для проведения эксперимента он собрал из десятилетних школьников несколько групп — «кружков мягкой игрушки». В целях чистоты эксперимента группы создавались идентичными по интеллектуальным, физическим данным, структуре межличностных отношений. Они работали по одной и той же программе, выполняли одно и то же задание. Единственным отличием было то, что преподаватели отличались друг от друга стилем руководства. Каждый преподаватель работал шесть недель, после чего проходил взаимообмен. В результате проведенного эксперимента К. Левиным было зафиксировано:
• При авторитарном стиле, когда преподаватель прибегал к жесткому управлению, поэтапной регламентации деятельности и строгому контролю за работой учеников, резкой оценке личности ученика, снижалась деятельностная мотивация, ответственность, инициативность участников, повышалась тревожность.
• При демократическом стиле, когда группа принимала активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и организации, оценивались факты, а не личность, у учеников развивалось чувство уверенности, возрастала инициативность, общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
• При попустительском стиле, когда руководитель самоустранялся из учебного процесса, снимал с себя ответственность за происходящее, наблюдались наихудшие результаты и качество выполненной работы.
Эти результаты подтверждались и более поздними исследованиями на примере разных возрастных групп, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками. Предметом одного из таких исследований (Н.Ф. Маслова) было отношение первоклассников к школе. Тестирование при этом проводилось дважды: первый раз отношение будущих первоклассников к школе фиксировалось за две недели до поступления, второй — в конце первой четверти. Как и следовало ожидать, по прошествии времени отношение несколько ухудшилось у всех. Выяснилось также, что у учеников, попавших к авторитарному учителю, охлаждение к школе было большим, чем во всех других случаях.
Таким образом была доказана предпочтительность демократического стиля общения, главной особенностью которого является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.