Слушание публичного выступления
При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами его эффективности.
Принципы эффективного слушания основываются на готовности и желании слушать. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, так как у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Им трудно понимать речь, они перестают слушать или слушают наполовину.
Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении. Даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глупым, он должен стараться понять и отказаться от критики недостатков выступающего.
В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать содержание;
3) умение слушать критически;
4) умение конспектировать.
Рассмотрим перечисленные умения.
Умение концентрироваться.
Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требуег определенных усилий. Слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.
2. Умение анализировать содержание.
Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания.
С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи. Необходимо отмечать, как приводятся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.
Умение слушать критически.
Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюмирование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Анализируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весомость аргументации.
Умение конспектировать.
Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фактов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному. Развитию навыков конспектирования способствует соблюдение принципов рациональности.
Основная ошибка, которую допускают многие при конспектировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значительно меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.
Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.
Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.
При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:
1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.
6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы — несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.
В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
Ведение беседы
Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.
Данное определение выделяет несколько ключевых черт.
• Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений.
• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.
• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.
• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.
Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.
Выделяют два типа бесед:
• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.
Деловая беседа может быть:
а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).
б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).
Варианты развития диалога в беседе:
1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;
2) сообщение определенной информации другому партнеру;
3) внимательное слушание партнера.
Техника расспроса в беседе:
1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;
2) стимулировать начало высказывания партнера;
3) стимулировать развернутость высказывания;
4) уточнять и оценивать поступающую информацию.
Техника информирования в беседе:
1) сформировать установку на восприятие;
2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);
3) последовательно изложить суть информации.
Техника слушания в беседе:
1-й тип. Слушание как понимание смысла:
а) мобилизация внимания;
б) уточнение содержания;
в) перефразировка.
2-й тип. Техника слушания как сопереживание:
а) понять эмоциональное состояние;
б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;
в) себя поставить на место партнера;
г) оценить ситуацию с позиции партнера.
При анализе беседы обратить внимание на:
1) эмоциональное впечатление от беседы;
2) приемы поощрения собеседника, использованные в про цессе проведения беседы;
3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, ин гонация речи, оговорки и др.;
4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;
5) характер окончания беседы;
6) задачи, решенные в результате беседы.
Эффективность беседы
Несмотря на то что наши разговоры кажутся случайными, на самом деле они основаны на правилах — неписаных законах, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте.
Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписывают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.
Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качество, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость.
Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки предоставления достоверной информации (включая указания источников), поддерживает баланс между временем разговора и слушания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последовательность разговора, демонстрирует вежливость (используя позитивные и негативные стратегии спасения престижа) и не нарушает этических норм.
Успешность деловой беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий проведения);
б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта, правильности постановки вопросов).
В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека. Исследования показали, что не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.
В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффективного слушания:
1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.
3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.
4. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.
6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.
9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.
10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Определите свою ведущую систему восприятия и выполните тест «Один раз увидеть или услышать».
Инструкция: У каждого из нас есть ведущие органы чувств, которые быстрее и чаще остальных реагируют на сигналы и раздражители внешней среды.
Эта психологическая игра поможет вам расшифровать, какие органы чувств скорее «откликаются»при ваших контактах сокружающим миром. Запишите номера вопросов, на которые вы ответили «да».
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Обожаю ходить в сауну.
5. В автомашине для меня важен цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Люблю принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что будет в ней хорошо.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Я склонна к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что цветы украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сама с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — для меня это мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Умею слушать то, что мне говорят.
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетические ткани.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерт.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Подсчитайте, в каком разделе больше цифр.
Тип А: 1,5,8, 10, 12, 14, 19,21,23,27,31,32,39,40,42,45 видеть
Тип Б: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 ощущать
Тип С: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 слышать
Добавим, что речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадлежит.
Тип А (визуал) часто употребляет слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видела этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметила прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии говорят визуалу больше, чем слова. Все, что можно увидеть, воспринимается им лучше.
Тип Б (ощущать, осязать). Он использует другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем- то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей типа Б касаются главным образом того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тип С (аудиал). «Не понимаю, что мне говоришь», «не выношу таких громких мелодий». Большое значение для аудиала имеют: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Человек узнает, что его любят:
Тип А (видеть) — по тому, как на него смотрят.
Тип Б (ощущать) — по тому, как его касаются, ласкают.
Тип С (слышать) — по тому, что ему говорят.
Задание 2. Понаблюдайте за тем, как вы слушаете окружающих вас людей. А как слушают вас? Какие особенности вы для себя отметили? Запишите результаты своих наблюдений, когда слушаете вы и когда слушают вас.
Я слушаю:_____________________________________
Меня слушают:_________________________________
Задание 3. Представьте себя, слушающего разных людей в различных обстоятельствах. Попробуйте коротко в виде формулы обозначить свои фильтры или «Я-слушания»: «я тебе не верю», «нравлюсь ли я тебе», «я хочу тебе помочь», «мне нравится все, что ты говоришь», «я тебя не слушаю», «я обижен» и т.д. Запишите названия ваших фильтров, симпатичных вам и не очень. Постарайтесь осознать, для чего они вам нужны.
Задание 4. Определите правила беседы, продолжив фразу.
Если к вам обращаются, то вы должны ...
Если с вами разговаривают, то вы должны ...
Если другой человек не слышит заданного вами вопроса, то вы должны ...
Если участники беседы значительно старше вас, то вы должны ...
Если вы не можете сказать ничего уместного, то ...
Задание 5. Проверьте свою компетентность. Подготовьте и проведите беседу по выбранной заранее теме. Критериями оценки послужат четкость следования правилам и способность применять навыки эффективного общения.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Техники слушания
Участники в парах работают над использованием различных техник слушания. В течение пяти минут один рассказывает свою историю (реальную или вымышленную) — другой слушает, выбирая в течение рассказа различные техники (пассивное, активное, эмпатическое слушание), затем участники меняются ролями. Обсудите, почему была выбрана определенная техника слушания и как она помогала собеседнику.
Упражнение 2. Рассказ от имени предмета
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает любой свой предмет (ручку, часы, помаду и т.д.) и по очереди долженрассказать отимени предмета о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, какие трудности он встречает в своей жизни, как относится к другим и как бы он хотел, чтобы относились к нему. Второй участник использует активное или эмпатическое слушание (но своему желанию) и помогает найти ресурсы у рассказчика для преодоления трудных жизненных ситуаций. Затем происходит смена позиций. На каждого участника отводится 5-10 минут. Обсудите в группе результаты.
Упражнение 3. Я — это то, как я слушаю
Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя (преподаватель читает ровным спокойным голосом):
«У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я. Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно — всего лишь инструмент. У меня есть тело, но Я — это не мое тело. У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.
Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.
У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окружающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.
Я — Центр чистого самосознания. Я — Центр Воли, способной владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами. Я — это постоянное и неизменное Я».
Обсудите: какие чувства, мысливозникли у вас при чтении этого аутотренинга?
Вопросы для самопроверки
1. Слушать и слышать — это одно и то же? Приведите примеры.
2. Какие техники слушания вы чаще всего используете?
3. Какие навыки слушания вы для себя приобрели в ходе проделанных упражнений?
4. Что такое беседа? Чем непринужденная беседа отличается от делового обсуждения проблемы?
Задания для саморазвития
1. Учитесь больше слушать, чем говорить. Побуждайте собеседника больше высказываться.
2. Осмысливайте свои чувства и свое отношение к тому, что вы слышите в свой адрес.
3. Для того чтобы иметь качественную информацию для беседы, читайте газеты, журналы, слушайте новости и т.д.
Литература для более глубокого изучения темы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
2. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. М., 1992.
4. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб., 2003.
5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
6. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Инсайт-центр,1995.
7. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.
8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
9. Станкин М.И. Психология общения. М., 2003.
ГЛАВА 5. ОБЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
«Ты ... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку неподобает».
А.П. Чехов в письме О.Л. Книппер-Чеховой
Рекомендации к теме. Индивидуальные особенности человека, связанные с темпераментом, накладывают отпечаток и на процесс общения. Поэтому важно рассмотреть особенности общения с собеседниками различных типов темперамента. Рассматривая темперамент, мы говорим о динамической стороне взаимодействия с партнером во время общения, характер человека обусловливает его нравственные основы. Изучение своих сильных и слабых сторон темперамента и характера даст возможность понимать и рефлексировать собственное поведение, а значит, научит управлять собой, своими эмоциями и поступками.
Общение и темперамент
Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется свойствами темперамента, которые составляют индивидуальные особенности личности.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность, особенности взаимодействия с другими людьми. Он характеризует динамичность личности, но не раскрывает ее убеждений, взглядов, интересов, способностей.
Нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, что невозможно вследствие врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности создало научную базу для понимания темперамента.
Экспериментальным путем Павлов выявил три свойства нервных процессов возбуждения и торможения:
v силу нервных процессов, определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему;
v уравновешенность, характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения;
v подвижность, определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.
По силе нервных процессов Павлов различал (схема 21):
· сильную нервную систему:
Ø неуравновешенный (холерик),
Ø уравновешенный:
о подвижный (сангвиник),
о инертный (флегматик),
· слабую нервную систему (меланхолик).
В ряде исследований было обнаружено, что сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Поэтому многие исследователи объединяют компонент силы и подвижности в единую характеристику — экстраверсию, то есть активность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру, в отличие от интроверсии, в основе которой слабость и малоподвижность нервных процессов, обращенность психики во внутренний мир.
Схема 21. Сила нервных процессов
Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента (в практической части вам предлагается ответить на вопросы этого теста), определял его по сочетанию двух факторов: экстраверсии или интроверсии и уравновешенности. Он предложил следующие сочетания:
1. Экстравертированный, нестабильный — холерик.
2. Экстравертированный, стабильный — сангвиник.
3. Интровертированный, нестабильный — меланхолик.
4. Интровертированный, стабильный — флегматик.
В каждом человеке, как правило, сочетаются черты всех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, другие — слабее. Поэтому целесообразно говорить не о темпераменте, а о темпераментальной структуре, включающей все типы.
5.2. Характеристика темпераментов
Рассмотрим общие характеристики, соответствующие человеку с определенным типом темперамента.
Сангвиник — уравновешенный человек с быстрой скоростью реакций, умеренной их силой. Ему свойственны: активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он может долго работать при условии, если работа разнообразная. Подвижный, общительный. Мимика и движения выразительны, речь быстрая. Отличается высокой степенью общительности, готовности вступать в новые контакты.
Холерик — неуравновешенный человек с большой скоростью и чрезмерной силой реакций. Энергично все начинает и быстро истощается. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп выполнения любой деятельности быстрый.
Флегматик — уравновешенный человек с медленной скоростью реакций и большой силой их протекания. Упорен, терпелив. В общении избирателен, трудно сходится с людьми. Находчив, речь и движения неторопливы. Не любит частую смену работы.
Меланхолик — человек неуравновешенного типа с медленной скоростью реакций и слабой силой их протекания. Чувствителен, раним, отличается повышенной тревожностью. Предпочитает выполнять виды действий, не требующие психического напряжения. В общении нерешителен, избирателен в контактах.
Подход учителя к ученику в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности того и другого.
Преподавателям — сангвиникам и холерикам рекомендуется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делатьзамечаний, а сразу после приветствия приступать к содержательной части урока. Тщательно проверять выполнение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться добиваться выполнения поставленной задачи до конца.
Преподавателям-флегматикам можно посоветовать придерживаться хорошего темпа занятий. Насыщать урок интересными примерами, фактами, демонстрировать наглядные материалы. Внимательно следить за работой всех учащихся.
Для учителей-меланхоликов важно научиться держать внимание и дисциплину на протяжении всего занятия. Для этого важно держать хороший темп урока, включать в изложение материала яркие иллюстрации, разнообразить деятельность учащихся на уроке.
Преподавателю важно знать не только свои сильные и слабые стороны, но и учитывать особенности нервной системы своих воспитанников.
Учеников-сангвиников отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. Его можно быстро увлечь работой, если она требует смекалки, скорости выполнения, разнообразных действий. Сангвиник охотно работает в коллективе, быстро сходится с незнакомыми людьми. Однако работа, которую выполняет сангвиник, требует контроля, особенно в завершении ее до конца.
Флегматик хорошо выполняет то, что ему знакомо и хорошо получается. При изучении нового материала он нуждается в дополнительном времени для адаптации при использовании полученных знаний. Его целесообразно подбадривать, направляя действия.
Холерик отличается высоким уровнем психологической активности, порывистостью, склонностью к резким сменам настроения. Его необходимо тактично контролировать и сдерживать, учить самообладанию, терпимому отношению к недостаткам товарищей. В любом деле он стремится быть первым. В случае неудач у него вероятны нервные срывы, необдуманные действия.
Меланхолик успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий. Поскольку меланхолик обладает слабым типом нервной системы, он быстро утомляется. Легко раним и глубоко переживает даже незначительные промахи. Общение с ним должно проходить в доброжелательном спокойном тоне.
Однако темперамент — лишь основа проявления динамики действий человека. В зависимости от воспитания, жизненных обстоятельств формируется характер человека. Поэтому для того, чтобы найти индивидуальный подход к ученику, необходимо наблюдать за его поведением и поступками, выявляя, какие его действия наиболее эффективны.
Общение и характер человека
На поведение человека в процессе общения влияет его характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой — характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек не может совершить решительный поступок, а вежливый — нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характеру.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А.Г.Шмелев, М.В.Бодунов, У. Норман и др.):
1) самоуверенность — неуверенность;
2) согласие, дружелюбие — враждебность;
3) сознательность — импульсивность;
4) эмоциональная стабильность — тревожность;
5) интеллектуальная гибкость — ригидность.
Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставляются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертирован- ность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.
Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость— ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.
В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к:
1)другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
2)своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
3)самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
4)вещам (аккуратность, бережливость).
В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).