Слушание публичного выступления

При слушании выступления необходимо более четко опреде­лить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необ­ходимо организовать свою работу в процессе слушания в соот­ветствии с принципами его эффективности.

Принципы эффективного слушания основываются на готов­ности и желании слушать. На отношение слушателя могут вли­ять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Мало­образованные люди становятся пассивными слушателями, так как у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Им трудно понимать речь, они перестают слушать или слушают наполовину.

Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении. Даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глу­пым, он должен стараться понять и отказаться от критики недос­татков выступающего.

В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать.

Рассмотрим перечисленные умения.

Умение концентрироваться.

Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требуег определенных усилий. Слушатель спосо­бен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимуще­ство во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнориро­вать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концен­трироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание рабо­тать над улучшением навыков и постоянное внимание к говоря­щему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а ак­тивный творческий процесс, требующий больших усилий.

2. Умение анализировать содержание.

Слушать публичные речи очень сложно, потому что они со­держат различные идеи, и если одну из них упустить, то нару­шится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при разви­тии навыков слушания.

С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи. Необходимо отмечать, как приводят­ся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.

Умение слушать критически.

Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюми­рование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Ана­лизируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весо­мость аргументации.

Умение конспектировать.

Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фак­тов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанно­му. Развитию навыков конспектирования способствует соблюде­ние принципов рациональности.

Основная ошибка, которую допускают многие при конспек­тировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значитель­но меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), по­этому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.

Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при кон­спектировании, заключается в следующем: важнее понять логику из­ложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.

Конспект устного выступления (лекции) должен представ­лять собой расширенный план, отражающий его структуру и ос­новные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.

При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.

2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающие­ся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор де­лает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.

3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на за­пись к минимуму.

4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут бы­стро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы — несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.

В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослу­шивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

Ведение беседы

Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направ­ляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодей­ствие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

Данное определение выделяет несколько ключевых черт.

• Беседа направляется участниками, которые сами опреде­ляют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжитель­ность выступлений.

• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.

• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не вы­учили наизусть то, о чем будут говорить.

• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.

Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

Выделяют два типа бесед:

• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согла­сием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Деловая беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым).

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Варианты развития диалога в беседе:

1) расспрос одного участника другим с целью получения ин­формации;

2) сообщение определенной информации другому партнеру;

3) внимательное слушание партнера.

Техника расспроса в беседе:

1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;

2) стимулировать начало высказывания партнера;

3) стимулировать развернутость высказывания;

4) уточнять и оценивать поступающую информацию.

Техника информирования в беседе:

1) сформировать установку на восприятие;

2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);

3) последовательно изложить суть информации.

Техника слушания в беседе:

1-й тип. Слушание как понимание смысла:

а) мобилизация внимания;

б) уточнение содержания;

в) перефразировка.

2-й тип. Техника слушания как сопереживание:

а) понять эмоциональное состояние;

б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;

в) себя поставить на место партнера;

г) оценить ситуацию с позиции партнера.

При анализе беседы обратить внимание на:

1) эмоциональное впечатление от беседы;

2) приемы поощрения собеседника, использованные в про цессе проведения беседы;

3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, ин гонация речи, оговорки и др.;

4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;

5) характер окончания беседы;

6) задачи, решенные в результате беседы.

Эффективность беседы

Несмотря на то что наши разговоры кажутся случайными, на самом деле они основаны на правилах — неписаных законах, ко­торые определяют, какое поведение обязательно, предпочтитель­но или запрещено в определенном контексте.

Четыре особенности правил бесед формируют поведение участников: правила оставляют возможность выбора, предписы­вают, вытекают из контекста и определяют уместное поведение.

Эффективные беседы опираются на принцип сотрудничества, который предполагает, что разговор эффективен, когда участники объединяются вместе для достижения целей беседы и разговор приятен для каждого из них. Принцип сотрудничества, в свою очередь, характеризуется шестью правилами: количество, качест­во, уместность, хорошие манеры, нравственность и вежливость.

Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует навыки пре­доставления достоверной информации (включая указания источ­ников), поддерживает баланс между временем разговора и слу­шания (соблюдая очередность в беседе), поддерживает последо­вательность разговора, демонстрирует вежливость (используя позитивные и негативные стратегии спасения престижа) и не на­рушает этических норм.

Успешность деловой беседы зависит:

а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана бе­седы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и усло­вий проведения);

б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительно­сти, такта, правильности постановки вопросов).

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партне­рами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внима­тельно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека. Исследования показа­ли, что не более 10 процентов людей умеют выслушать собесед­ника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практиче­ски те же недостатки, что и при прослушивании публичного вы­ступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: по­нять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возмож­ности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно, только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, соблюдая следующие правила эффек­тивного слушания:

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заин­тересованность.

2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслаб­ленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать, правильная поза помогает сосредоточиться.

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.

4. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возмож­ность высказать свою мысль до конца.

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старай­тесь правильно понять их.

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собст­венной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержа­нию разговора.

8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мыс­ленно обобщить услышанное.

9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных поло­жений беседы.

10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте.

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите свою ведущую систему восприятия и вы­полните тест «Один раз увидеть или услышать».

Инструкция: У каждого из нас есть ведущие органы чувств, кото­рые быстрее и чаще остальных реагируют на сигналы и раздражители внешней среды.

Эта психологическая игра поможет вам расшифровать, какие органы чувств скорее «откликаются»при ваших контактах сокружающим миром. Запишите номера вопросов, на которые вы ответили «да».

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что будет в ней хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Я склонна к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что цветы украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сама с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — для меня это мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетические ткани.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерт.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Подсчитайте, в каком разделе больше цифр.

Тип А: 1,5,8, 10, 12, 14, 19,21,23,27,31,32,39,40,42,45 видеть

Тип Б: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 ощущать

Тип С: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 слышать

Добавим, что речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадлежит.

Тип А (визуал) часто употребляет слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видела этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметила прекрасную особен­ность». Рисунки, образные описания, фотографии говорят визуалу больше, чем слова. Все, что можно увидеть, воспринимается им лучше.

Тип Б (ощущать, осязать). Он использует другие слова и определе­ния, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыно­симая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем- то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей типа Б касаются главным образом того, что относится к прикосновению, ин­туиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тип С (аудиал). «Не понимаю, что мне говоришь», «не выношу та­ких громких мелодий». Большое значение для аудиала имеют: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Сходство типов может способствовать любви, несовпадение поро­ждает конфликты и недоразумения. Человек узнает, что его любят:

Тип А (видеть) — по тому, как на него смотрят.

Тип Б (ощущать) — по тому, как его касаются, ласкают.

Тип С (слышать) — по тому, что ему говорят.

Задание 2. Понаблюдайте за тем, как вы слушаете окружающих вас людей. А как слушают вас? Какие особенности вы для себя отметили? Запишите результаты своих наблюдений, когда слушаете вы и когда слушают вас.

Я слушаю:_____________________________________

Меня слушают:_________________________________

Задание 3. Представьте себя, слушающего разных людей в различ­ных обстоятельствах. Попробуйте коротко в виде формулы обозначить свои фильтры или «Я-слушания»: «я тебе не верю», «нравлюсь ли я тебе», «я хочу тебе помочь», «мне нравится все, что ты говоришь», «я тебя не слушаю», «я обижен» и т.д. Запишите названия ваших фильтров, симпа­тичных вам и не очень. Постарайтесь осознать, для чего они вам нужны.

Задание 4. Определите правила беседы, продолжив фразу.

Если к вам обращаются, то вы должны ...

Если с вами разговаривают, то вы должны ...

Если другой человек не слышит заданного вами вопроса, то вы должны ...

Если участники беседы значительно старше вас, то вы должны ...

Если вы не можете сказать ничего уместного, то ...

Задание 5. Проверьте свою компетентность. Подготовьте и прове­дите беседу по выбранной заранее теме. Критериями оценки послужат четкость следования правилам и способность применять навыки эффек­тивного общения.

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Техники слушания

Участники в парах работают над использованием различных тех­ник слушания. В течение пяти минут один рассказывает свою историю (реальную или вымышленную) — другой слушает, выбирая в течение рассказа различные техники (пассивное, активное, эмпатическое слуша­ние), затем участники меняются ролями. Обсудите, почему была выбра­на определенная техника слушания и как она помогала собеседнику.

Упражнение 2. Рассказ от имени предмета

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает любой свой предмет (ручку, часы, помаду и т.д.) и по очереди долженрассказать отимени предмета о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, какие трудности он встречает в своей жизни, как относится к другим и как бы он хотел, чтобы относились к нему. Второй участник использует актив­ное или эмпатическое слушание (но своему желанию) и помогает найти ресурсы у рассказчика для преодоления трудных жизненных ситуаций. Затем происходит смена позиций. На каждого участника отводится 5-10 минут. Обсудите в группе результаты.

Упражнение 3. Я — это то, как я слушаю

Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколь­ко глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повто­ряйте вслух или про себя (преподаватель читает ровным спокойным голосом):

«У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я. Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно — всего лишь инструмент. У меня есть тело, но Я — это не мое тело. У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, по­нимать и оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я.У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект. Он достаточ­но развит и активен. Он является инструментом для познания окру­жающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

Я — Центр чистого самосознания. Я — Центр Воли, способной владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами. Я — это постоянное и неиз­менное Я».

Обсудите: какие чувства, мысливозникли у вас при чтении этого аутотренинга?

Слушание публичного выступления - student2.ru Вопросы для самопроверки

1. Слушать и слышать — это одно и то же? Приведите при­меры.

2. Какие техники слушания вы чаще всего используете?

3. Какие навыки слушания вы для себя приобрели в ходе проделанных упражнений?

4. Что такое беседа? Чем непринужденная беседа отличается от делово­го обсуждения проблемы?

Задания для саморазвития

Слушание публичного выступления - student2.ru 1. Учитесь больше слушать, чем говорить. Побуждайте собеседника больше высказываться.

2. Осмысливайте свои чувства и свое отношение к тому, что вы слышите в свой адрес.

3. Для того чтобы иметь качественную информацию для беседы, читайте газеты, журналы, слушайте новости и т.д.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

2. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1989.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. М., 1992.

4. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб., 2003.

5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1993.

6. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Навыки конструктивного взаи­модействия с подростками. М.: Инсайт-центр,1995.

7. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.

8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

9. Станкин М.И. Психология общения. М., 2003.

ГЛАВА 5. ОБЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

«Ты ... завидуешь моему характеру. Должен ска­зать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать се­бя, ибо распускать себя порядочному человеку неподобает».

А.П. Чехов в письме О.Л. Книппер-Чеховой

Рекомендации к теме. Индивидуальные особенности чело­века, связанные с темпераментом, накладывают отпечаток и на процесс общения. Поэтому важно рассмотреть особенности об­щения с собеседниками различных типов темперамента. Рассмат­ривая темперамент, мы говорим о динамической стороне взаимо­действия с партнером во время общения, характер человека обу­словливает его нравственные основы. Изучение своих сильных и слабых сторон темперамента и характера даст возможность по­нимать и рефлексировать собственное поведение, а значит, нау­чит управлять собой, своими эмоциями и поступками.

Общение и темперамент

Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется свойствами темперамента, которые составляют индивидуальные особенности личности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характери­зующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекраще­ние и изменение.

Темперамент оказывает существенное влияние на формиро­вание характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность, особенности взаимодействия с другими людьми. Он характеризует динамичность личности, но не рас­крывает ее убеждений, взглядов, интересов, способностей.

Нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, что невозможно вследствие врожденности, а на разумное использование в кон­кретной деятельности его достоинств.

Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности создало научную базу для понимания темперамента.

Экспериментальным путем Павлов выявил три свойства нервных процессов возбуждения и торможения:

v силу нервных процессов, определяющую уровень вынос­ливости нервной системы, работоспособности человека, способ­ность переносить различной степени нагрузки на нервную систему;

v уравновешенность, характеризующую соотношение про­цессов возбуждения и торможения;

v подвижность, определяющую быстроту появления и пе­реключения нервных процессов.

По силе нервных процессов Павлов различал (схема 21):

· сильную нервную систему:

Ø неуравновешенный (холерик),

Ø уравновешенный:

о подвижный (сангвиник),

о инертный (флегматик),

· слабую нервную систему (меланхолик).

В ряде исследований было обнаружено, что сила и подвиж­ность нервных процессов чаще всего связаны между собой. По­этому многие исследователи объединяют компонент силы и под­вижности в единую характеристику — экстраверсию, то есть ак­тивность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру, в отличие от интроверсии, в основе которой слабость и ма­лоподвижность нервных процессов, обращенность психики во внутренний мир.

Схема 21. Сила нервных процессов

Слушание публичного выступления - student2.ru

Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента (в практической части вам предлагается ответить на вопросы этого теста), определял его по сочетанию двух факто­ров: экстраверсии или интроверсии и уравновешенности. Он предложил следующие сочетания:

1. Экстравертированный, нестабильный — холерик.

2. Экстравертированный, стабильный — сангвиник.

3. Интровертированный, нестабильный — меланхолик.

4. Интровертированный, стабильный — флегматик.

В каждом человеке, как правило, сочетаются черты всех ти­пов темперамента, один из которых выражен сильнее, другие — слабее. Поэтому целесообразно говорить не о темпераменте, а о темпераментальной структуре, включающей все типы.

5.2. Характеристика темпераментов

Рассмотрим общие характеристики, соответствующие чело­веку с определенным типом темперамента.

Сангвиник — уравновешенный человек с быстрой скоро­стью реакций, умеренной их силой. Ему свойственны: актив­ность, энергичность, способность легко приспосабливаться к но­вым условиям. Он может долго работать при условии, если рабо­та разнообразная. Подвижный, общительный. Мимика и дви­жения выразительны, речь быстрая. Отличается высокой степенью общительности, готовности вступать в новые контакты.

Холерик — неуравновешенный человек с большой скоростью и чрезмерной силой реакций. Энергично все начинает и быстро ис­тощается. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энер­гичны, темп выполнения любой деятельности быстрый.

Флегматик — уравновешенный человек с медленной скоро­стью реакций и большой силой их протекания. Упорен, терпелив. В общении избирателен, трудно сходится с людьми. Находчив, речь и движения неторопливы. Не любит частую смену работы.

Меланхолик — человек неуравновешенного типа с медлен­ной скоростью реакций и слабой силой их протекания. Чувстви­телен, раним, отличается повышенной тревожностью. Предпочи­тает выполнять виды действий, не требующие психического на­пряжения. В общении нерешителен, избирателен в контактах.

Подход учителя к ученику в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности того и другого.

Преподавателям — сангвиникам и холерикам рекоменду­ется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делатьзамечаний, а сразу после приветствия присту­пать к содержательной части урока. Тщательно проверять выпол­нение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться доби­ваться выполнения поставленной задачи до конца.

Преподавателям-флегматикам можно посоветовать при­держиваться хорошего темпа занятий. Насыщать урок интерес­ными примерами, фактами, демонстрировать наглядные материа­лы. Внимательно следить за работой всех учащихся.

Для учителей-меланхоликов важно научиться держать вни­мание и дисциплину на протяжении всего занятия. Для этого важно держать хороший темп урока, включать в изложение мате­риала яркие иллюстрации, разнообразить деятельность учащихся на уроке.

Преподавателю важно знать не только свои сильные и сла­бые стороны, но и учитывать особенности нервной системы сво­их воспитанников.

Учеников-сангвиников отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. Его можно быстро увлечь работой, если она требует смекалки, скоро­сти выполнения, разнообразных действий. Сангвиник охотно ра­ботает в коллективе, быстро сходится с незнакомыми людьми. Однако работа, которую выполняет сангвиник, требует контроля, особенно в завершении ее до конца.

Флегматик хорошо выполняет то, что ему знакомо и хоро­шо получается. При изучении нового материала он нуждается в дополнительном времени для адаптации при использовании по­лученных знаний. Его целесообразно подбадривать, направляя действия.

Холерик отличается высоким уровнем психологической ак­тивности, порывистостью, склонностью к резким сменам на­строения. Его необходимо тактично контролировать и сдержи­вать, учить самообладанию, терпимому отношению к недостат­кам товарищей. В любом деле он стремится быть первым. В слу­чае неудач у него вероятны нервные срывы, необдуманные действия.

Меланхолик успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий. Поскольку мелан­холик обладает слабым типом нервной системы, он быстро утом­ляется. Легко раним и глубоко переживает даже незначительные промахи. Общение с ним должно проходить в доброжелательном спокойном тоне.

Однако темперамент — лишь основа проявления динамики действий человека. В зависимости от воспитания, жизненных об­стоятельств формируется характер человека. Поэтому для того, чтобы найти индивидуальный подход к ученику, необходимо на­блюдать за его поведением и поступками, выявляя, какие его действия наиболее эффективны.

Общение и характер человека

На поведение человека в процессе общения влияет его харак­тер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чека­нит, отливает характер человека, а с другой — характер наклады­вает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь ха­рактер — пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумева­ем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях про­явления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек не может совершить решительный поступок, а вежливый — нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характеру.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в ча­стности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в ки­пучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам тем­перамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей свя­зан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать ду­хом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую назы­вают структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особен­ности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (ус­тойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и пред­ставляющие собой индивидуально-своеобразные способы осущест­вления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллекту­альные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А.Г.Шмелев, М.В.Бо­дунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставля­ются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертирован- ность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общи­тельность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчи­ненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от груп­пы), самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость— ригидность, демонстратив­ность — скромность, честолюбие — непритязательность, ориги­нальность — стереотипность.

В системе отношений выделяют четыре группы черт харак­тера, свидетельствующих об отношении человека к:

1)другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);

2)своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициа­тивность, халатность и др.);

3)самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);

4)вещам (аккуратность, бережливость).

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятель­ность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Наши рекомендации