Механизмы межличностного восприятия

Процессы социального восприятия отличаются от восприятия внешних объектов. Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразлич­ными по отношению к субъекту восприятия, а социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Выделяют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия и каузаль­ная атрибуция.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоя­нии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведенис, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот чело­век. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подрост­ковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он до­пускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпа­тия, эмпатийность в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельно­стью, и решается с помощью активного самообразования, уча­стия в различных группах профессионального развития.

Аттракция (в дословном переводе — привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил назва­ние социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понима­ется способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений чело­века о самом себе в значительной степени определяется богатст­вом его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отно­шение к себе со стороны различных партнеров по общению.

Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека — механизм каузальной атрибуции.

Различают три типа каузальной атрибуции:

• личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),

• объективную (причина приписывается объекту, на кото­рый направлено действие),

• обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй — о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого чело­века. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором — положительные. Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких ос­новных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательно­сти. В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и от­ношения к партнеру по общению.

Наши рекомендации