Общение как обмен информацией (коммуникация)
Коммуникабельность начинается с внимания к людям.
Ж. Лабрюйер
2.1.1. Специфика обмена информацией между людьми
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его выделение — психологическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.
Коммуникация — это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.
При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.
Коммуникативные барьеры — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (схема 7).
Возникновение барьера понимания может быть вызвано рядом причин: фонематическое непонимание, семантический, стилистический, логический барьеры. Феномен фонематического непонимания проявляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов. Семантические барьеры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например: «Убери свою ручку». Значение слова «ручка» может пониматься как «рука человека» или «авторучка». Стилистический барьер обычно возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. Наконец, логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Например, детская логика отличается от логики взрослого. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить: «Потому что он мой».
Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодному не товарищ». Политическое непонимание лучше всего демонстрируют те конфликты, которые возникают между представителями разных партий. Религиозные войны возникают в результате трудностей в общении людей, исповедующих разные религии. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии.
Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Барьер отношения в общении возникает, например, при неприязни, недоверии к собеседнику. Это существенно влияет и на восприятие информации, исходящей от него.
Схема 7. Коммуникативные барьеры |
Любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия.
• Авторитарная коммуникация. Реализуется установка «сверху — вниз», которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.
• Диалогическая коммуникация. Реализуется установка «на равных», слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий собственное мнение.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика типов коммуникативного воздействия.
Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и определены как вербальная и невербальная коммуникации.
Таблица 1. Авторитарная и диалогическая коммуникация
№ п/п | Параметры процесса коммуникации | Авторитарная коммуникация | Диалогическая коммуникация |
Психологическая установка коммуникатора | «сверху - вниз» | «на равных» | |
Характеристика текста | • безличный характер, • без учета особенностей слушателей, • сокрытие чувств, • аксиоматичное содержание | • персонификация, • учет индивидуальных особенностей слушателей, • открытое предъявление собственных чувств, • дискуссионный характер содержания | |
Форма коммуникации | монофония | полифония | |
Характер невербального поведения | закрытые жесты и позиция «над аудиторией» | открытая жестикуляция, один пространственный уровень |
2.1.1. Вербальная коммуникация. Речь
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь — самое универсальное средство коммуникации.
При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация — это отдельный элемент образа мира, полученный через опосредованное или непосредственное познание. Коммуникатор, когда говорит, кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания ее декодирует. Передача информации от одного партнера к другому выражена в схеме 8.
В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неизменным — оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
Слушающий понимает информацию, декодируя смысл слов |
Схема 8. Передача информации
Говорящий передает информацию, кодируя ее в словах |
Требования к передаче информации:
надежность (степень доверия к источнику информации),
понятность сообщаемой информации, обратная связь и т.д.
Понимание речи начинается с восприятия и осмысления отдельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается понимание сообщения в целом. А.Р.Лурия считал, что для понимания целостного сообщения воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст. Знание подтекста речи, который извлекают из содержания разговора, является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей.
В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста и создает условия для достижения взаимопонимания людей. Важным инструментом этого процесса является обратная связь — сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть: безоценочной (уточнение информации с целью получения дополнительных сведений), негативной (содержащей критику или корректировку), позитивной (содержащей одобрение или поддержку).
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации.
Американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет) предложена модель коммуникативного процесса. Она включает пять элементов:
1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
2. Что? (передается) — Сообщение (текст)
3. Как? (осуществляется передача) — Канал
4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
5. С каким эффектом? — Эффективность
Рассмотренная схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации.
Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение при условии включения ее в деятельность. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл и потому забывается.
Речевая деятельность обозначает деятельность общения между людьми посредством языка и речи. Речевую деятельность удобнее рассмотреть, разложив ее на виды речи (схема 8).
Схема 8. Виды речи |
По степени направленности можно выделить внешнюю и внутреннюю речь. Сначала возникает внешняя, устная речь, социально обусловленная необходимостью общения ребенка со взрослыми, а внутренняя речь является производной от нее.
Л.С. Выготский утверждал, что внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи. Ребенок разговаривает во время игры и других занятий сам с собой, а затем эта речь обеззвучивается, сокращается и превращается во внутреннюю речь. Внутренняя речь — это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя.
Внешняя устная речь имеет два вида: монологический и диалогический. Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. В ней используются слова, разъясняющие, уточняющие, конкретизирующие основную мысль. Поскольку как студенту, так и преподавателю приходится часто готовить выступление, то в приложении нами приводится план подготовки и произнесения речи (приложение 1), а также основные приемы привлечения внимания в устном выступлении (приложение 2).
Диалогическая (или диалоговая) речь предполагает обмен репликами между двумя и более людьми. Существуют различные формы диалога: бытовой разговор, беседа на определенную тему (в том числе интервью, беседа в учебном процессе), теоретическая дискуссия, молодежный диспут, политическая полемика. В образовательном процессе применение диалоговых форм общения учителя и ученика наиболее эффективны для усвоения знаний. В приложении вы можете познакомиться с планом управления дискуссией (приложение 3) и основными правилами поведения в споре (приложение 4).
Речевая деятельность дополняется невербальными знаковыми сигналами.
2.1.3. Невербальные способы общения
Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные (несловесные) способы взаимодействия партнеров. Две трети информации о человеке мы получаем, наблюдая за его поведением, то есть мы сначала видим и слышим человека и лишь затем у нас формируется представление о нем. Учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабин установил, что словами передается только 7% информации, звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) — 38%, а невербальными средствами — 55%.
В качестве основных видов невербального общения выделяют: визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (схема 9).
Схема 9. Виды невербальных средств общения |
Возникает вопрос: «Возможна ли подделка в собственном языке тела?» Обычно ответ на этот вопрос — отрицательный, потому что выдает отсутствие совпадения между жестами. Например, раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но, когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается, одновременно говоря ложь, микросигналы его организма выдают тайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь, искривленные уголки рта. Все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.
Лицо чаще, чем какая-либо другая часть человеческого тела, используется для скрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем головой, подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и тела, и словами. Недаром изучение выражения лица является искусством.
На невербальные средства общения накладывают отпечаток конкретные социально-культурные условия, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Например, во Франции жест «о'кей» (рис. 1) означает «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна он используется для обозначения гомосексуальности мужчины.
В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец (рис. 2) имеет три значения. Обычно он используется при «голосовании» на дороге. Второе значение — «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство. В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает «заткнись», поэтому можете представить себе положение русского, пытающегося поймать попутную машину на греческой дороге.
Рис. 2. Жест «нет проблем»
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся жесты. Рукопожатия. С помощью различного разворота ладони можно придать жесту господствующее, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ладонь развернута вниз. Тем самым вы сообщаете этому человеку, что хотите главенствовать в процессе общения с ним.
Закладывание рук за спину. Некоторые люди имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. Это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки (рис. 3).
Рис. 3. Жест «закладывание рук за спину» |
Жесты «лжи». Быстрота некоторых жестов и их очередность зависят от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок сказал неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет одной или обеими руками рот. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Когда взрослый лжет, мозг посылает ему импульс прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест — прикосновение к носу, потирание века, уха, оттягивание воротничка. Почесывание шеи. Этот жест показывает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен».
Скрещивание на груди рук. Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Типичное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека (рис. 4). Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — дать ему ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и его состояние изменится. Если кроме скрещивания рук на груди, человек сжимает пальцы в кулак, это говорит о его враждебности и наступательной позиции. Жест - кисти скрещенных рук на плечевой части руки, означает сдерживание негативных ощущений.
Рис. 4. Жест «недовольства»
Скрещивание ног. Жест закидывания ноги на ногу может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Если закидывают ногу на ногу с образованием угла, это говорит о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Такая поза популярна у мужчин, имеющих бойцовский характер. Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу, обхватив ногу руками (рис. 5). Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для нахождения общего языка.
Курение. Курение сигареты является способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед принятием решения. Сигаретный ритуал включает постукивание, помахивание сигаретой и другие мини-жесты, указывающие на то, что человек испытывает напряжение. Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты свидетельствует о высоком внутреннем напряжении человека, и, возможно, вам нужно его успокоить. Если курильщик зажигает сигарету и неожиданно гасит ее, не докурив до своей обычной длины, он проявляет желание закончить разговор.
Таким образом, рассмотрение, хотя и краткое, особенностей невербальной коммуникации показывает, что они играют важную роль в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации различные особенности невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия. Достаточно подробно невербальные средства общения рассматривает А. Пиз в своей книге «Язык жестов».
2.1.4.Особенности коммуникации в педагогическом процессе
Для учителя словесное общение с учащимися играет ведущую роль в его деятельности: объяснение нового на уроке, воспитательная беседа, анализ ошибок учеников, выступление на родительском собрании и т.п. Коммуникация предусматривает обмен информацией, то есть движение ее в обе стороны. Школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное, имеет свою собственную точку зрения. Поэтому учителю важно уметь слушать своих учеников, вести диалог, говорить на одном языке, чтобы понимать друг друга.
На уроке, во внеклассной работе, вообще в любой жизненной ситуации прежде всего необходимо уметь начать разговор. Не стоит, например, начинать разговор со страстных призывов к серьезной работе, строгих замечаний, монотонного перечисления того, что будет делаться на уроке. Лучше сразу приступить к существу вопроса.
В своих «Советах лектору» известный русский юрист и оратор А.Ф. Кони рекомендует использовать «зацепляющие крючки», то есть то, что могло бы привлечь внимание аудитории, увлечь, создать настрой на восприятие материала. Например, использовать демонстрационный эксперимент, в котором принимают участие сами слушатели; предлагать для размышления информацию, имеющую парадоксальный характер; задавать вопросы, побуждающие к мыслительной активности, и т.п.
Готовя выступление, важно учитывать вид речи, состав слушателей, их подготовленность, характер освещаемой проблемы. Аудитория чувствительна к неправильному произношению слов и плохой дикции. Речь должна быть сбалансирована по темпу. Торопливая речь свидетельствует о робости выступающего, вялая — о его безразличии к аудитории.
Передача содержания должна быть направлена не только к разуму, но и к чувствам слушателей, соответствовать их настрою.
Например, однажды родительское собрание я начала со слов: «Мы все становимся родителями с момента рождения нашего первенца и азбуку воспитания постигаем с взрослением нашего ребенка. Поэтому часто совершаем ошибки. Однако есть знания, которые способствуют делать ошибки реже...» После этих слов я почувствовала, что аудитория настроилась на восприятие того, что хочу им сказать.
Точность построения фразы играет роль в ее восприятии. Слово, поставленное не на свое место, может исказить смысл. Моя дочка, пересказывая воспитательный момент, который проводила учительница с их классом, рассказала следующий эпизод. Учительница в качестве примера хотела поставить своим ученикам параллельный класс «А», и у нее получилась замечательная фраза, вошедшая в историю класса «Б»: «Учитесь, как-ашки»!»
Мешают восприятию информации слова-паразиты: так сказать, значит, ну, как бы, какой-то, этот самый, вот, значит и другие. Старайтесь следить не только за своей речью, но и помогать учащимся говорить правильно. Известный физик П. Дирак учил своих слушателей выражаться точно. Как-то после объяснения задачи он спросил:
— Есть ли вопросы?
— Я не знаю, как вы получили это выражение.
— Это утверждение, а не вопрос.
Диалоговая форма общения, применение прямых обращений к слушателям помогают держать внимание аудитории.
Успешные преподаватели знают, что мастерство достигается при выполнении трех условий:
1. Знать предмет, о котором говоришь, глубоко и в деталях.
2. Знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью и богатством.
3. Любить детей и быть искренним.
Конечно, в данном параграфе не охвачены все тонкости проведения коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Этому посвящены книги по педагогической психологии, методике преподавания предмета. У вас есть возможность сделать выбор: учиться на собственных ошибках либо строить свой опыт, искать собственный стиль, основываясь на лучших педагогических традициях, овладевая опытом известных педагогов.
Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения, — положительные эмоциональные переживания. Если учитель входит в класс с хорошим настроением, поддерживает деловую атмосферу в течение занятия и с таким же настроением идут к нему ученики, то такой процесс приносит удовольствие, удовлетворение от получения знаний, радость от улучшения результатов учебы.
В психологии существует термин «эффект края». Начало и конец любого события запоминаются особенно хорошо. Удачное завершение коммуникативного взаимодействия не только надолго запомнится, но и позволит на хорошей ноте начать общение при следующей встрече. Недаром в народе говорят: «Конец — делу венец».
2.1.1. Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Проверьте свои коммуникативные и организаторские способности по тесту КОС.
Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, не знаю.
Опросник:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11.Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?
12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13.Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли вы, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей?
17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли вас окружающие люди?
20.Обычно вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21.Вам нравится постоянно находиться среди людей?
22.Когда вам не удается закончить начатое дело, вы раздражаетесь?
23.Испытываете ли вы чувство затруднения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Вы легко вносите оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.Верно ли, что вы будете отстаивать свою точку зрения, если она не была принята вашими товарищами?
33.Вы себя чувствуете свободно в незнакомой для вас компании?
34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.Верно ли, что у вас много друзей?
38.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих знакомых?
Обработка результатов:
Уровень коммуникативности равен: ответы “да” (1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37) сложить с ответами “нет” (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27,35, 39) и разделить на 20.
Уровень коммуникативности:
до 0,45 — низкий,
до 0,55 — ниже среднего,
до 0,65 — средний,
до 0,75 — высокий,
до 0,80 — очень высокий.
Уровень организаторских способностей равен: ответы “да” (2, 6, 10,14, 18, 22, 26, 30, 34, 38) сложить с ответами “нет" (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40) и разделить на 20.
Уровень организаторских способностей:
до 0,55 — низкий,
до 0,65 — ниже среднего,
до 0,70 — средний,
до 0,80 — высокий,
до 0,85 — очень высокий.
Задание 2. Проанализируйте способы передачи и получения информации от различных источников (родные, друзья, сотрудники, однокурсники, средства массовой информации). Какие вы предъявляете требования к себе и другим людям при передаче информации?
Задание 3. Понаблюдайте за собой и за другими. Попытайтесь понять значение жестов и сигналов, подаваемых другими людьми. Свои наблюдения занесите в таблицу 2.
Таблица 2. Жесты и их интерпретация
Научившись замечать и анализировать жесты партнеров по общению, вы сможете получать больше достоверной информации. |
Задание 4. Представьте ситуацию, когда вы чувствуете «внутренние зажимы», скованность, ваше внутреннее состояние неспокойно. Попробуйте походить, подвигаться. Замрите на несколько секунд. Осознайте свои чувства.
Смените первое состояние на противоположное. Полностью осознайте всем своим телом состояние комфорта, возбужденной радости. Замрите на несколько секунд. Осознайте свои чувства.
Вернитесь в первое состояние, плавно перейдите во второе. Найдите нечто среднее между ними. Какой опыт в понимании своих ощущений вы для себя актуализировали? Сможете ли вы в состоянии «внутренних зажимов» вести спокойную беседу? Скорее всего, нет. Используйте полученный опыт для осознания своего поведения.
Научившись осознавать свои ощущения, вы сможете быть адекватным во взаимодействии с другими людьми, а, следовательно, будете получать удовольствие от гармонии с самим собой.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Передай информацию
Участники (пять-семь человек) встают в линию спиной друг к другу. Ведущий первому участнику дает задание передать при помощи жестов «цветочек» следующему игроку, второй передает третьему и т.д. У последнего участника тренер спрашивает: «Что вы получили?» В случае искажения информации обсудить, почему последний человек получил неверную информацию.
Упражнение 2. Телефонограмма
Из группы выбираются пять-семь человек для передачи информации. Передается телефонограмма от одного участника к другому так, чтобы остальные участники, передающие информацию, ее не слышали. Ведущий зачитывает информацию первому игроку один раз. Первый передает полученную информацию так, как ее запомнил, второму участнику и т.д. Группа наблюдает за процессом. Для анализа передачи информации лучше ее снять на камеру.
Информация:«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись час, очень огорчился, что не смог переговорить с вами лично, и просил передать вам, что если не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько он пробудет в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании необходимо обсудить вопрос о поставке компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти собеседование у психологов, которые будут работать в 20-м кабинете с 10 до 14 ежедневно до 2 октября».
Последнего участника спрашивают: «Что вы будете делать, получив данную информацию?»
В группе обсуждаются и вырабатываются требования к получению и передаче информации. Каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях, о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений. Выясняется, какие требования к передаче информации были нарушены.
Упражнение 3. Мысль одна, а слов много
Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Хорошо в краю родном». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом не одно из слов данного предложения не должно упоминаться. Важно сохранить смысл высказывания. Можно устроить соревнования между командами. Побеждает тот, у кого больше вариантов.
Вопросы для самопроверки
1.Охарактеризуйте коммуникативный процесс.
2. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации?
3.Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержание?
4. Назовите типы коммуникативного воздействия и приведите примеры.
5. Дайте характеристику вербальной коммуникации.
6. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? Приведите примеры.
7. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение понимается по-разному в зависимости от возраста собеседника, от степени знакомства с собеседником, от ситуации общения.