Глава 1. характеристика общения
...Для человека не существует более чудовищного наказания,
чем быть предоставленным в обществе самому себе
и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
Рекомендации. Познакомьтесь с теоретическим содержанием темы, постарайтесь усвоить основные понятия, которые в тексте выделены жирным шрифтом. Выполняя практические упражнения, актуализируйте свой опыт, обосновывая его теоретическими положениями. Для осмысления полученных знаний ответьте на поставленные вопросы. Упражнения для саморазвития способствуют процессу личностного роста. Ознакомление с литературой по дополнительному списку поможет расширить знания.
1.1. Общение и его функции
Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.
Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «деятельность».
На наш взгляд, объемно это понятие представила Л.П. Буева. Она определяет общение «...как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатам деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.
Однако понятие «общение» может анализироваться и как самостоятельное: «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996). При этом в структуре общения выделяют три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий.
В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Данное определение выделяет основное содержание общения, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: передачу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), мотание людьми друг друга (перцепция).
Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности. Во второй главе данного практикума эти составляющие общения будут рассмотрены более подробно.
Схема 1. Составные элементы категории общения |
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций (схема 2).
Схема 2. Функции общения |
В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.
Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой — в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.
Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д.Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего шизофрении.
Организация и поддержание межличностных отношений дня любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.
Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».
Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.
Виды общения
Схема 3. Виды общения |
Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды (схема 3).
По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Общение может быть межличностным или массовым. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связанос массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Схема 4. Типы межличностного общения |
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Диалогическое общение — равноправное субъект-субъсктное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объсктные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.
Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.
Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).
Схема 5. Уровни общения |
Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат.fatus — глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.
Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.
Общение и общительность
Задумывались ли вы, почему с удовольствием общаетесь с одним человеком и стремитесь избежать контактов с другим? Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событии, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).
Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда общение инициирует активность человека, его стремление к действием, поднимает эмоциональный тонус.
Потребность в событиях приносит удовлетворение от получении новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, коша человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым поддерживается его самоидентификация.
Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека, с уважением и самоуважением.
Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.
Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются принадлежность к одному социальному спою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.
Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.
Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а также с легкостью переключается на общение от других занятий.
Схема 6. Характеристики личности, способствующие успешности общения |
Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик (схема 6).
К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.
Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.
Общение и деятельность
В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства общения и деятельности является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.
Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.
Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимости от которого складывается и определенный тип общения. В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает сориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.
Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:
• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
• умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
• умение встать на точку зрения ученика;
• умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
• владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами);
• преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими;
• преобладание демократического стиля руководства;
• умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмотреть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и будут посвящены следующие главы.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.
Опросник:
1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?
2.Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии?
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с мим в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, «им трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. Вы общительны. Уверенно вступаете в контакт с другими людьми. Тактичный собеседник.
9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в центре внимания. Вам недостает усидчивости, терпении и решительности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответствующие вашему стилю ведения беседы.
Способы начала разговора
А. Начало разговора зависит от:
> собеседника, если он первый с вами заговорил;
> ситуации, если она требует от вас активности;
> цели, если она предусматривает совместное действие.
Б. Начало разговора зависит от:
> вашего желания общаться с этим человеком;
> вашего настроения вне зависимости от ситуации;
> вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.
Поддержание разговора
А. Для поддержания разговора вы:
> искренне интересуетесь мнением собеседника;
> задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями;
> внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.
Б. Для поддержания разговора вы:
> рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;
> делитесь своими проблемами;
> рассказываете о своих увлечениях, интересах.
Завершение разговора
А. Завершая разговор, вы:
> отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;
> ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;
> будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите.
Б. Завершая разговор, вы:
> являетесь инициатором его прекращения;
> прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;
> можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику.
Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы.
Если ваши ответы совпадали с вариантами Б, то вы — доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.
Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.
Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.
Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.
Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Первое знакомство
Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. При этом вы договариваетесь не только о месте и времени встречи, но и о приметах, по которым вас можно узнать. Опишите себя так, чтобы человек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал, при этом постарайтесь уйти от стереотипа (одежда, цвет волос, глаз и т.п.), а попробуйте найти свою индивидуальную примету (привычка поправлять очки, необычная деталь походки и пр.). Каждый делает описание на листочке и сдает ведущему. Индивидуальная работа длится три-пять минут.
Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей это портрет. Выбрать самые интересные описания.
Упражнение 2. Завоевать внимание
Участникам предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Если участников больше 10-12 человек, то их можно разбить на две команды: одна — наблюдает, другая — выполняет упражнение. Затем поменяться местами. После выполнения упражнения необходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать большее внимание аудитории и почему.
Упражнение 3. Центр общения
Все участники разбиваются на группы по шесть восемь человек. Каждой группе за одну минуту необходимо выбрать тему разговора, чтобы она была интересна любому участнику команды.
Через минуту тренер предлагает каждому участнику команды оценить по 10-балльной шкале степень интереса к предложенной теме. В случае разных оценок, даваемых в одной команде, обсудить результаты. Если степень интереса участников команды колеблется от 9 до 10 баллов, значит, каждый проявил заинтересованность и активность. Если есть оценки меньше 9 баллов, то, видимо, в команде не все мнения участников были учтены.
Из каждой группы надо выбрать одного участника, который пойдет в «гости» в соседние группы. Цель «гостя» — стать центром общения в чужой группе (цель сообщается только для «гостей»). Группа ведет разговор на выбранную ранее тему. «Гость» общается в каждой чужой группе по три минуты.
По завершении упражнения группы обсуждают приемы общения, которые позволили участникам стать центром внимания в группе. Можно предложить каждой группе оценить по 10-балльной шкале эффективность выполнения упражнения «гостями». «Гости» также оценивают особенности общения в каждой группе.
После упражнения делаются выводы по следующим вопросам:
• Что необходимо учитывать при принятии группового решения?
• Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?
Задания для саморазвития
1. Напишите программу саморазвития на определенный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).
2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовавшие улучшению взаимопонимания с другими людьми.
3. Записывайте философские изречения, цитаты, высказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.
Вопросы для самопроверки
1. 1. Определите понятие «общение». В чем заключается феноменология общения?
2. 2. Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.
3. 3. Назовите типы общения и дайте им характеристику.
4. Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.
5. Можно ли развивать общительность? Каким образом? Назовите качества приятного собеседника. Какие приемы можно использовать, чтобы быть в центре общения?
6. Какова взаимосвязь деятельности и общения?
Литература для более глубокого изучения темы
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.
4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
5. Дерябо С.Д.,Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
8. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.’
9. Психология: словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1996.
10.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
11. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
ГЛАВА 2. МНОГОПЛАНОВЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ
Если твои губы всегда готовы говорить,
отнесись с осторожностью к пяти пустякам:
с кем ты говоришь, о ком говоришь, как, когда и где говоришь.
В. Норрис
Рекомендации. В данной главе предлагается рассмотреть три основные стороны общения, а именно: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при их анализе есть смысл рассматривать каждый из них в отдельности, поэтому нами выделено три темы. Практические задания также делают акцент на определенной стороне общения. Предложенные упражнения в большей степени ориентированы на познание своих сильных и слабых сторон в процессе общения. В упражнениях на коммуникацию главное внимание отводится информации, способам ее передачи и получения. В теме «Интеракция» основной акцент сделан на выборе стратегии взаимодействия с партнером. В предложенных упражнениях важно осознать, какие стратегии поведения вы выбираете, а также как достичь сотрудничества во взаимодействии с другими людьми. В третьей теме обратите внимание на то, каким образом вы формируете образ своего партнера, какие стереотипы восприятия на это влияют. В конце главы, основываясь на полученных знаниях, попробуйте проанализировать жизненные ситуации, учитывая многоплановый характер общения.