Внушение, заражение и убеждение - как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов

(источник: Руденский Е.В. Социальная психология)

Внушение (суггестия) - это активное воздействие одного субъекта на другой, адресованное не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Внушение может влиять не только на одного человека, но и на массу людей.

Внушение приводит либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями.

Основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.

Различают прямое и косвенное внушение. Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в авторитарной форме идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать авторитарное воздействие родителей, учителей на детей.

При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями о красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики).

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов:

1. Возраст (более всего внушению поддаются дети и люди преклонного возраста);

2. Утомление и физическая слабость объекта внушения;

3. Авторитет человека, который осуществляет внушение (его компетентность, должность, участие в какой-либо авторитетной социальной группе, знакомства, связи).

  1. Личные характеристики внушаемого (самостоятельность, эмоциональность, тревожность, жизненная позиция, интересы, потребности).

Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).

Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.

Отличия механизма внушения от механизма заражения состоит в том, что заражение – это сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния, а при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы. Внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, движения, ритмы и др.)

Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем: внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; убеждение происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Другими словами, убеждение - интеллектуальное воздействие, а внушение - эмоционально-волевое.

Убеждение - процесс обоснованного, логического, опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения или способы поведения личности. Убеждение ориентировано на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо. Убеждение основано на том, чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теории с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не только понять, но и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и размышляет. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмом воздействия убеждение чаще достигает своей цели, то есть с большей вероятностью способно повлиять на поведение и это изменение более прочно и устойчиво.

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:



  1. Силы воздействия, которая определяется его содержательностью, аргументированностью и авторитетом убеждающего;
  2. Психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, самостоятельность мышления, уровень тревожности, интересы, вкусы);
  3. От интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
  4. Наличие достоверных и ярких фактов, примеров.

Важно насколько велико доверие к человеку, который проводит убеждение. Верит ли сам убеждающий в то, что говорит. Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию. Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Такие виды убеждения, как — информирование, разъяснение, доказательство, опровержение — представляют собой некий каркас убеждающего воздействия на людей, но дающий лишь общее представление о конкретной процедуре. Информирование – это непосредственная передача информации, в которой может быть заинтересован субъект. Разъяснение – это метод словесно-эмоционального воздействия, который ставит своей целью более точное понимание происходящего. Выделяют инструктивное, повествующее и рассуждающее разъяснение. Доказательство – это логическая операция, в ходе которой выдвигается какой-либо тезис и приводятся аргументы в его пользу. Опровержение – это метод, цель которого через доказательство одной гипотезы, опровергнуть другую.

Заражение —это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Также заражение — это сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно. Оно проявляется в таких явлениях, как религиозные экстазы, массовые психозы, массовая паника, спортивный азарт. Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика (кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха).

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - от уровня развития их самосознания. Таким образом, к факторам, усиливающим заражение можно отнести силу передаваемых эмоций и состояний, наличие непосредственного контакта, харизму человека, транслирующего эмоциональное состояние, сужение индивидуального сознания у заражаемого (в связи с нахождением в толпе, общей неуверенностью и некритичностью).

В связи с этим можно утверждать что, чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям. И так действие механизмов заражения становиться слабее.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности. Следовательно заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), внешнего вида, объектов материального мира. Объектами/субъектами подражания также могут являться как отдельные личности, так и группы людей.

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Согласно Г. Тарду, подражание делится на следующие виды: логические, внелогические, внутренние, внешние, подражание-мода, подражание-обычай и пр.

Логическое подражание – это сознательное воспроизведение выбранного образца; внелогическое - это бессознательное подражание, основанное на эмоциях; внутреннее подражание - подражание мировоззрению, принципам; внешнее подражание – подражание поведению, внешнему виду и т.п.. Также различают следующие виды подражания: конгруэнция (реализация согласованных действий в группе); копирование (отображение точных действий других в поведении); референтность (копирование людей, с которыми ты не контактируешь).

Подражание— это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности: подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; низшие по социальной лестнице подражают высшим.

К условиям усиливающим склонность индивида или группы к подражанию относятся: снижение индивидуального сознания (некритичность к внешним тенденциям, неуверенность в себе), привлекательность и выразительность объекта подражания, сходство эмоционального состояния, наличие таких факторов тормозящих сознание как музыка, световые эффекты, алкоголь, наркотические вещества.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Наши рекомендации