Формирование и развитие личности.
Большинство психологов отмечают, что человек личностью не рождается, а становится. В одной из теории развития личности, по Э. Эриксону (американский психолог), каждый человек от рождения до конца своих дней проходит восемь жизненных психологических признаков:
1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до двенадцати лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» ( между 30 и 60 годами). | Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образу. | Сублимация – это психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества (противоположно «вытеснению»). |
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности по Эриксону понимается как смена этапов, при этом на каждом этапе происходит как качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение его отношений с людьми, так и приобретение чего–то нового, характерного именно для этого этапа, развития и сохраняющегося в течение всей жизни. Но при этом человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. С первых дней своего существования человек включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, усвоение которого субъективно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, а это основа другого процесса – индивидуализации.
Процесс социализации личности осуществляется как в рамках специальных социальных институтов (в школе), так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья, где закладываются основы личности человека. Иногда говорят и довольно часто, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот период у человека происходит не только бурное развитие психических процессов, но он в этот период получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.
Планирование и выбор жизненного пути.
В целях наиболее полного исследования психологических особенностей личности в психологии была сформулирована проблема жизненного пути человека. Суть этой проблемы заключается в том, что личность стала рассматриваться двояко: и как объект(личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится | Жизненный путь -это процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и одновременно пластичной структуры личности |
под влиянием социальных отношений культурных традиций и нравственных законов), и каксубъект(личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление).
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор. Рассмотрим два подхода к объяснению процесса структурирова- | Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса. |
ния жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.
В первом подходе (авторы С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и др.) личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути.
В конечном итоге по выражению С.Л.Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывает между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения | Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование. |
этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономер-
ны, как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Во втором подходе (авторы А.Адлер, К.Роджерс, Э.Берн и др.) построен на уверенности и преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стади- | Жизненный план - структурное воплощение жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы. |
ях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов (порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей, дедушки, бабушки, принятие ребенком своего имени и фамилии, | Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее. |
случайные экстремальные события и др.).
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заим- | Личностная перспектива -готовность к будущему в настоящем. |
ствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины.
Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются: 1. Герой, с которым идентифицирует себя ребенок. 2. Антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты. 3. Идеальный герой, черты которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста. | Пространство и время жизни – психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время-как свойство его регуляции. |
4. Сюжет – модель событий.
5. Другие персонажи, участвующие в жизненном процессе.
6. Свод нравственных правил.
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. (В.Н. Дружинин. Психология. 2000, с.307).
Рис 7. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №6.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности».
2. Что включает в себя структура личности?
3. Что является общим и что отличает характер и темперамент?
4. Какие концепции развития личности выделяются в психологии?
5. Какие психические свойства составляют структуру личности?
6. Дайте определение направленности личности.
7. В чем выражаются свойства характера?
8. Дайте определение «самосознанию».
9. Назовите уровни самооценки. Что их характеризует?
Рекомендуемая литература
1. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с.69-95, 196-238, 262-283.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.237-325. ил. (Серия «Учебник нового века»).
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.469-490. ил. (Серия «Учебник нового века»).
4. (Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. - М: Просвеще ние, ВЛАДОС, 1994, с.284),
5. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000. - 93 с.
6. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56 с.