Измененные состояния сознания (ИСС)
Измененные состояния сознания(ИСС)- это то, с чем каждый из нас сталкивается в своей жизни.
Одни ИСС кратковременны (рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира), другие ИСС (сон, ИСС под действием психоактивных веществ) более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека.
Измененные состояния сознания (ИСС)- качественный сдвиг в характере психологического функционирования.
ИСС подразделяются на:
- спонтанно возникающие (при засыпании, перенапряжении, при родах);
- искусственно вызываемые (алкоголем, наркотиками);
- психотехнически обусловленные (выделяются аутогенная тренировка по Шульцу - возбуждающие психотехники, и успокаивающие - голотропная терапия по Грофу).
Почему психологии важно изучать ИСС?
Вся история психологии связана с ответом на вопрос: что такое сознание? Одним из путей изучения сознания является исследование егосостояний и их изменений.
Рассмотримспонтанно возникающие ИСС на примерах сна и искусственно вызываемые ИСС на примере употребления психоактивных веществ.
Сон.Сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания человека (во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно активно), но имеют и много общего:
1) когда спим, то думаем, так как видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;
2) запоминаем события во сне и можем их пересказать во время бодрствования. Некоторые сны помнятся всю жизнь;
3) сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне, а некоторые люди даже ходят;
4) во сне не отключаются от внешней информации полностью и готовы к приему определенных сигналов (родители слышат плач маленького ребенка);
5) сон не уничтожает наших планов (некоторые планируют время пробуждения и встают в строго назначенное время).
Сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Процессы при бодрствовании и сне различаются по типу мозговой активности.
Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются через каждые 1,5 часа. Сон состоит из двух состояний сна - медленного и быстрого (отличаются по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям (сердечные сокращения, дыхание), тонусу мышц, движениям глаз).
Медленный сон подразделяется на 4 стадии:
1. Дремота (стадия засыпания, могут возникать сноподобные галлюцинации);
2. Поверхностный сон - сознание отключается;
3-4. Дельта-сон (играет важную роль в процессе запоминания) - наиболее глубокий период сна (снижен мышечный тонус, отсутствует движение глаз, реже ритм дыхания, пульс, понижается температура тела на 0,5°С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Дельта-сон отмечается в первую половину ночи.
Быстрый сон - это последняя стадия в цикле сна. Она характеризуется ритмами, похожими на ритмы бодрствования. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80-90% случаев сообщают о сновидениях.
Весь сон состоит из 4-5 циклов, которые начинаются с медленного сна и заканчиваются быстрым.
Недосыпание отрицательно влияет на:
- настроение;
-выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания, принятия решения.
У молодых потребность сна - 8,5 часа, фактическая длительность сна - 7,2-7,4 часа. Сон продолжительностью 6,5 часов в течение длительного времени может подорвать здоровье.
Сокращение сна приходится на периоды хорошего самочувствия, увлеченности работой, отсутствия проблем. Потребность во сне увеличивается при возникновении проблем, снижении настроения и работоспособности.
Чем сильнее эмоциональные, психические, информационные нагрузки на мозг человека, тем дольше и глубже должен быть сон.
Таким образом, сон является измененным состоянием сознания, выполняющим адаптивную роль для обеспечения функций сознания. Сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию.
Искусственно вызванные ИСС.
Люди давно использовали вещества, изменяющие состояния сознания: стимулирующие или релаксирующие (расслабляющие), приводящие ко сну или отгоняющие сон, изменяющие восприятие или приводящие к галлюцинациям (Галлюцинации - нереальные, фантастические образы). Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами (успокаивающие, уменьшающие чувство тревоги, страха), стимуляторами, но и такие знакомые средства, как кофе, табак и алкоголь.
При отправлении религиозных обрядов часто применяются психоактивные вещества:
- галлюциногенные грибы, на употреблении которых основан весь шаманизм Евразии и обеих Америк (Шаманизм - ранняя форма религии: общение служителя культа (шамана) с духами во время камлания(ритуал, приводящий в экстатическое состояние, сопровождаемый пением и ударами в бубен);
- конопля, известная еще в Древнем Египте и затем вошедшая в священный обиход скифов;
- кока - священное растение инков;
- дурман и белена, используемые в колдовстве;
- табак в трубках мира;
- вино - “кровь Христова” - без которого немыслимо таинство причастия.
1) В Европе первая вспышка наркомании относится к 1840 году, когда в Англии были приняты меры борьбы с алкоголизмом. Опиумные пилюли для рабочих, дешевые.
2) В Ирландии в это же время началась эпидемия эфиромании, что послужило открытию явления общего наркоза.
3) В США первая вспышка морфинизма была во время гражданской войны, когда морфий использовали для обезболивания при ранениях.
4) В 1970-х гг. волна эмиграции из Китая способствовала распространению опиума в США.
5) В 1920-х гг. во время сухого закона в США получило распространение курение марихуаны, позаимствованное у рабочих-латинос.
Как только в культуре наркотики стали предметом наживы, они стали эпидемией и трагедией современного общества.
Все пять названных веществ воздействуют на головной мозг человека. Так, действие кокаина сначала приводит к ощущению эйфории, чувству необыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям, затем замещается тревогой и депрессией (подавленным состоянием).
Рис.4. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №3
Контрольные вопросы
1. Назовите условия успешного поведения личности.
2. Что такое рецептор? Какие бывают рецепторы?
3. Какие клетки составляют основу ЦНС? Каково их устройство?
4. Назовите периоды онтогенеза психики человека.?
5. В чем различие психики человека и животного?
6. Назовите какие психологические науки вам известны?
7. Назовите психологические характеристики сознания.
8. Что такое измененные состояния сознания?
9. Что такое сон? Что общего между сном и бодрствованием?
10. Назовите стадии сна. На что отрицательно влияет недосыпание ?
Рекомендуемая литература
6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с.22 – 39.
7. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.86-103. ил. (Серия «Учебник нового века»).
8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.38-70. ил. (Серия «Учебник нового века»).
9. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000. - 93 с.
10.Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56 с.