Общая характеристика психики
Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.
Психика- система регуляторов поведения в сложной среде, возникшая в ходе биологической эволюции.
Различают биологическое (дочеловеческое) и историческое развитие психики. В обоих случаях различают филогенез (развитие психики ”рода”) и онтогенез (развитие психики особей, в частности “вот этого” человека от рождения до старости).
В отличие от животных люди способны к:
- преднамеренной совместной деятельности;
- речевому взаимодействию;
- использованию опыта человечества;
- сознательной саморегуляции;
- созидательной трудовой активности;
- познанию неявного;
- они имеют долгое детство;
- психически развиваются в течение жизни.
Ориентировка в явлениях психики - органичное звено подготовленности профессионала, условие его деловой культуры. Профессионалы различны по частным психологическим особенностям, но сходны по общей структуре психического склада. Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути.
В отечественной психологии выделяют следующие периодыонтогенезапсихики человека:
- младенческий (от рождения до года);
- преддошкольный (2-3-года);
- дошкольный (примерно от 3 до 6 лет);
- младший школьный (6-10 лет);
- подростковый (11-16 лет);
- первый период юности (16-17 лет);
- второй период юности (18-22 года);
- первый период зрелости (22-35 лет);
- второй период зрелости (35-60 лет);
- пожилой возраст (60-75 лет);
- старческий возраст (75-90 лет);
- долгожительство (от 90 лет и более).
Поскольку жизнь человека должна быть ориентирована на труд, выделяются такие этапы его психического развития:
- подготовка к труду и сознательному планированию;
- проектирование профессионального жизненного пути (выбор профессии);
- профессиональная подготовка (“Не учась и лаптя не сплетешь”);
- адаптация к профессиональной общности и работе после окончания специального учебного заведения;
- этап органичной включенности в профессиональное сообщество;
- обретение признания в качестве сначала своего, а затем мастера, авторитета, наставника профессиональной смены.
Можно привести ряд примеров возрастных различий психики:
- младенец тянет ручку к Луне (“Дай!”);
- младший школьник может спросить у бабушки, видела ли она Петра I;
- человек в пожилом возрасте может испытывать так называемый “шок отставки”, связанный с переживаниями подавленности, тревоги (хотя его никто и пальцем не трогает);
- в возрасте возможного расцвета сил (акме - вершина, цветущая сила) человек может переживать нормальные кризисы развития (нереализованности, опустошенности, бесперспективности и др.).
Таким образом, понятно насколько важна задача изучения психики человека на всем его жизненном пути.
В связи с этим сложилась система психологических наук - множество научных и практических дисциплин, предметной областью которых являются факты, закономерности, механизмы, теории психики человека и животных.
Например, различают такие психологические науки, как:
- детская, возрастная, педагогическая психология;
- психология развития;
- акмеология (изучение условий наивысших достижений человека в возрасте зрелости);
- психологическая геронтология (психология старения);
- социальная психология (изучает группы людей, общности, внутригрупповые и межгрупповые отношения, причинные обстоятельства психики, относящиеся к области жизни общества);
- этнопсихология (изучение особенностей психики этносов, наций);
- психология труда;
- инженерная психология;
- юридическая, экономическая, военная психология;
- сравнительная психология и зоопсихология;
- патопсихология (от греч. pathos “страдание”) - это область изучения болезненных нарушений, поломок психики;
- нейропсихология (изучение мозговых механизмов высших психических функций, особенностей их локализации в нервной системе);
- психофизиология (изучение причинных обстоятельств восприятия, движения, активности, относящихся к работе мозга);
- психология искусства;
- экономическая психология;
- экологическая психология (экопсихология), предмет которой - психическое здоровье человека в связи с психотравмирующими факторами среды;
- общая психология;
- история психологии и др.