Соотношение объективной и субъективной реальности
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственномсознании в результате самонаблюдения. В XVII – XIX вв., сфера исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность | Сознание- высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. |
человека.
В XX столетии название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что является предметом психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) человек познает мир (так называемые познавательные процессы). Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками (так называемые психические свойства и состояния личности,включая в них потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоции, склонность, способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований. Кроме индивидуальной психологии поведения, в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.
Известный австрийский психологЗигмунд Фрейд (1856-1939) заметил, что "наивное самолюбие человечества" вынуждено было претерпеть от науки некоторые "великие оскорбления". Во-первых, как отметил Зигмунд Фрейд,люди узнали, что Земля - не центр Вселенной, а всего лишь | Реальность(от позднелат. realis "действительный") - существующее вдействительности. Диалектический материализм различаетобъективную реальность,т.е. материю, исубъективную реальность,т.е. явления сознания. |
одна из планет, частичка мировой системы. Во-вторых, что люди произошли из животного мира. В-третьих, что наше "я" "не является даже хозяином в своем доме", а "вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной модели". А нам казалось, что уж о своем-то внутреннем мире мы всё знаем, и действуем по принципу "куда хочу, туда поворочу".
В нашем сознании отображен прежде всего внешний мир, а что касается фактов, закономерностей и "механизмов", характеризующих само сознание, то они открыты не более, чем другие явления природы. Чтобы опираться на эти факты и закономерности, их надо знать и изучать. Как сделать путь каждого из нас к мастерству, умелости? Этот вопрос ставит каждый для себя, но развитие профессионала идет не по прямой, а через преодоление трудностей и нелегкие переживания. И каждому важно знать факты и закономерности динамики и становления наших психических регуляторов.
Большая часть явлений и закономерностей человеку неизвестна, если он специально не обращается к психологическим наукам. Здесь так же, как и в других науках, важно иметь некоторый минимум психологической грамотности и культуры. Так, из медицинской науки известно, что было время, когда с холерой боролись с помощью заклинаний, а благодаря науке стали знать, что надо, прежде всего, употреблять кипяченую питьевую воду.
Люди часто не различают явления,присущие, с одной стороны, внутреннему миру человека, человеку как субъекту (субъектные) и, с другой стороны, находящиеся за пределами субъекта (объектные).
Слова «субъективное» и «объективное» часто противополагаются как нереальное - реальное, недостойное внимания – достойное. Так, слова «действительность», «реальность» - «вымысел», «фантазия» понимаются как противоположные по значению (антонимы), а слова «выдумка», «мечта» - «небылица», «фикция» сближаются по значению (синонимы).
В ходе выполнения лабораторных работ, практических занятий, проведения анализа результатов, полученных из рассматриваемых формул, создается продукция внутреннего мира.
И все эти явления душевной деятельности, психики (слово «психика» возникло в результате замены общеславянского «душа» древнегреческим эквивалентом «psyche») существуют реально и являются побудителями и регуляторами поведения людей. Это относится и ко всевозможным предрассудкам, образам, ложным мнениям, мифическим представлениям – это тоже реальности, имеющие причины, закономерные | Психика,как особое свойство высокоорганизованной материи и функции мозга, заключается в отражении предметов и явлений реального мира и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Наши ощущения, представления, мысли – это субъективные образы объективного мира. |
изменения и последствия.
Слова, обозначающие явления внутреннего мира, не более редки, чем обозначения явлений внешней среды («мысль», «чувство», «характер» встречаются соответственно 460, 248 и 236 раз на миллион словоупотреблений, как и «вещество», «количество», «изделие» - 453, 246, 230 раз [Частотный словарь русского языка. – М.: 1977].
Как известно, субъект– это инициатор, зачинщик, генератор активности, а субъективное – это реально присущее субъекту и порой желательное.
Сложность возникает в том, что присуще субъекту, а что объекту, т.е. чему-то внешнему. Люди (в том числе и мы с вами) заблуждаются в том, что все воспринимаемое, или то, о чем они подумали, или то, что их волнует, - все это существует во внешнем мире. В действительности же человек может сколько угодно воспринимать, представлять то, чего нет, и наоборот, не воспринимать или искаженно воспринимать то, что существует рядом с ним и реально.
Таким образом, психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.