Тема 6. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Лекции – 4 ч.

Семинары – 2 ч.

Практические занятия – 4 ч.

Содержание темы

Понятие и классификация социальных групп. Психологические причины и динамика образования социальных групп. Психологическая структура социальной группы. Краткая характеристика социально-психологических явлений в группе: групповое мнение, групповые традиции, групповые настроения, авторитет. Лидерство и руководство в группе: теоретические подходы.

Психологическая структура малой группы. Групповая динамика и значимость учета ее закономерностей в правоохранительной деятельности.

Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности. Типология криминальных объединений. Ценности, нормы, правила поведения и санкции в преступных группах. Особенности управления преступными группами.

Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности. Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Психологическая характеристика слухов.

Вопросы к семинару:

1. Динамика формирования межличностных отношений в группах.

2. Лидерство и руководство в группе.

3. Социально-психологические особенности преступных групп.

4. Толпа и закономерности ее поведения.

Доклад:

1. «Психологические особенности взаимоотношений в преступных группах».

2. «Психологический анализ форм стихийного массового поведения нарушений общественного порядка, значение его для правоохранительной деятельности».

Цели семинарского занятия:

· иметь представлениео понятии, классификации и структуре социальных групп, причинах и динамике их образования; групповых социально-психологические явлениях;психологических особенностях установления контакта и доверительных отношений с различными категориями граждан;теоретических основах психологической оценки человека в ситуации одноразового контакта в оперативных целях; особенностях функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения.

· уметь психологически грамотно осуществлять экспресс-диагностику человека по первому впечатлению в оперативных целях; различать виды толпы и оказывать на них адекватное и эффективное воздействие; компетентно определять практические стратегии поведения с субъектами стихийного массового поведения; осуществлять психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности; эффективно взаимодействовать с различными категориями граждан, в том числе, с лицами, имеющими выраженные акцентуации характера.

· владеть психотехнологиями диагностики психических состояний у граждан, а также приемами визуальной психодиагностики; методами психологического воздействия, обеспечивающими эффективность профессионального общения; приемами, обеспечивающими эффективное общение с представителями различных групп (в том числе стихийного массового поведения); методиками предотвращения перерастания толпы в агрессивную и паническую; приемами предотвращения паники и управления паническими состояниями; навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач.

Методические указания по подготовке к семинару

Задания практического блока подготовки к занятиям:

1.Выполнить соответствующие теме занятия задания практикума «Психология».

2. В тетради создать терминологический словарь понятий, не раскрытых в лекции.

3. Составьте сравнительную таблицу психологических понятий руководства и лидерства.

4. Подготовьте для обсуждения на семинаре примеры того, как группа влияет на поведение отдельного человека.

5. Подготовьтесь к собственной интерпретации следующих противоречивых высказываний классиков:

А) высказывание Э. Хэмингуэя «Человек один не может ни черта»

Б) высказывание Сартра «Ад — это другие».

6. Решите задачу:

Когда П. Варр и Р. Пэйн опрашивали репрезентативную вы­борку взрослых англичан, что именно принесло им вчера наибольшее эмоциональное напряжение, слово «семья» было самым частым ответом.

Предложите Ваш вариант ответа на то, почему человек крайне тя­жело переживает отсутствие эмоциональной связи с други­ми людьми (неудовлетворенность потребности в аффилиации), но при этом чаще всего создает стресс и фрустрацию именно для близких людей?

Вопросы для самопроверки:

1. Почему люди объединяются в группы?

2. Что такое «социальные группы»? Дайте их классификацию.

3. Каковы особенности изучения социальных групп в юридической психологии.

4. Проанализируйте понятие «социально-психологические явления».

5. Какие группы называют формальными и неформальными? Чем они различаются? Какую роль играют в жизни общества и человека?

6. Объясните понятия «группа членства» и «референтная группа». В чем их сходство и различие? Как влияют эти группы на поведение человека?

7. Каковы структура и социально-психологические особенности преступных групп? В чем значение психологического анализа данных групп для юридической деятельности?

8. Дайте характеристику субъектов стихийного массового поведения.

9. Какие психологические методы контроля за формированием
действующей толпы вы можете назвать с точки зрения охраны
общественного порядка?

10. Дайте характеристику структурного, поведенческого и ситу­ационного подхода к лидерству. Какой подход вы считаете наиболее обоснованным?

Наши рекомендации