Тема 6. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности
Лекции – 4 ч.
Семинары – 2 ч.
Практические занятия – 4 ч.
Содержание темы
Понятие и классификация социальных групп. Психологические причины и динамика образования социальных групп. Психологическая структура социальной группы. Краткая характеристика социально-психологических явлений в группе: групповое мнение, групповые традиции, групповые настроения, авторитет. Лидерство и руководство в группе: теоретические подходы.
Психологическая структура малой группы. Групповая динамика и значимость учета ее закономерностей в правоохранительной деятельности.
Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности. Типология криминальных объединений. Ценности, нормы, правила поведения и санкции в преступных группах. Особенности управления преступными группами.
Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности. Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Особенности функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Психологическая характеристика слухов.
Вопросы к семинару:
1. Динамика формирования межличностных отношений в группах.
2. Лидерство и руководство в группе.
3. Социально-психологические особенности преступных групп.
4. Толпа и закономерности ее поведения.
Доклад:
1. «Психологические особенности взаимоотношений в преступных группах».
2. «Психологический анализ форм стихийного массового поведения нарушений общественного порядка, значение его для правоохранительной деятельности».
Цели семинарского занятия:
· иметь представлениео понятии, классификации и структуре социальных групп, причинах и динамике их образования; групповых социально-психологические явлениях;психологических особенностях установления контакта и доверительных отношений с различными категориями граждан;теоретических основах психологической оценки человека в ситуации одноразового контакта в оперативных целях; особенностях функционирования психики человека в условиях стихийного массового поведения.
· уметь психологически грамотно осуществлять экспресс-диагностику человека по первому впечатлению в оперативных целях; различать виды толпы и оказывать на них адекватное и эффективное воздействие; компетентно определять практические стратегии поведения с субъектами стихийного массового поведения; осуществлять психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности; эффективно взаимодействовать с различными категориями граждан, в том числе, с лицами, имеющими выраженные акцентуации характера.
· владеть психотехнологиями диагностики психических состояний у граждан, а также приемами визуальной психодиагностики; методами психологического воздействия, обеспечивающими эффективность профессионального общения; приемами, обеспечивающими эффективное общение с представителями различных групп (в том числе стихийного массового поведения); методиками предотвращения перерастания толпы в агрессивную и паническую; приемами предотвращения паники и управления паническими состояниями; навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач.
Методические указания по подготовке к семинару
Задания практического блока подготовки к занятиям:
1.Выполнить соответствующие теме занятия задания практикума «Психология».
2. В тетради создать терминологический словарь понятий, не раскрытых в лекции.
3. Составьте сравнительную таблицу психологических понятий руководства и лидерства.
4. Подготовьте для обсуждения на семинаре примеры того, как группа влияет на поведение отдельного человека.
5. Подготовьтесь к собственной интерпретации следующих противоречивых высказываний классиков:
А) высказывание Э. Хэмингуэя «Человек один не может ни черта»
Б) высказывание Сартра «Ад — это другие».
6. Решите задачу:
Когда П. Варр и Р. Пэйн опрашивали репрезентативную выборку взрослых англичан, что именно принесло им вчера наибольшее эмоциональное напряжение, слово «семья» было самым частым ответом.
Предложите Ваш вариант ответа на то, почему человек крайне тяжело переживает отсутствие эмоциональной связи с другими людьми (неудовлетворенность потребности в аффилиации), но при этом чаще всего создает стресс и фрустрацию именно для близких людей?
Вопросы для самопроверки:
1. Почему люди объединяются в группы?
2. Что такое «социальные группы»? Дайте их классификацию.
3. Каковы особенности изучения социальных групп в юридической психологии.
4. Проанализируйте понятие «социально-психологические явления».
5. Какие группы называют формальными и неформальными? Чем они различаются? Какую роль играют в жизни общества и человека?
6. Объясните понятия «группа членства» и «референтная группа». В чем их сходство и различие? Как влияют эти группы на поведение человека?
7. Каковы структура и социально-психологические особенности преступных групп? В чем значение психологического анализа данных групп для юридической деятельности?
8. Дайте характеристику субъектов стихийного массового поведения.
9. Какие психологические методы контроля за формированием
действующей толпы вы можете назвать с точки зрения охраны
общественного порядка?
10. Дайте характеристику структурного, поведенческого и ситуационного подхода к лидерству. Какой подход вы считаете наиболее обоснованным?