Раздел I. Введение в психологию

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей

Психология как наука

Основные отрасли психологии

Методы исследования в психологии

Глава 2. Естественнонаучные основы психологии

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

Анатомо-физиологическое представительство в мозге

психических процессов и состояний человека

Генетические корни психологии и поведения

Глава 3. Психология и науки о человеке

Психология и история

Психология и философия

Психология и социология

Психология и педагогика

Глава 4. Развитие психики человека и животных

Истоки психики живых существ

Становление низших форм поведения и психики

Развитие высших психических функций у человека

Сравнение психики человека и животных

Глава 5. Сознание человека

Природа человеческого сознания

Возникновение и развитие сознания

Сознание и бессознательное

Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов

Глава 6. Деятельность

Понятие и строение человеческой деятельности

Виды и развитие человеческой деятельности

Деятельность и психические процессы

Умения, навыки и привычки

Глава 7. Ощущения и восприятие

Понятие об ощущениях

Измерение и изменение ощущений

Восприятие, его виды и свойства

Законы восприятия

Глава 8. Внимание

Явления и определение внимания

Функции и виды внимания

Психологические теории внимания

Развитие внимания

Глава 9. Память

Общее представление о памяти

Виды памяти и их особенности

Индивидуальные различия памяти у людей

Теории и законы памяти

Формирование и развитие памяти

Глава 10. Воображение

Определение и виды воображения

Функции воображения, его развитие

Воображение и творчество

Воображение и органические процессы

Глава 11. Мышление

Природа и виды мышления

Особенности творческого мышления

Теории мышления в психологии

Развитие мышления

Глава 12. Речь

Речь и ее функции

Речь как средство общения

Речь как инструмент мышления

Соотношение мышления и речи

Раздел III. Психология личности

Глава 13. Введение в психологию личности

Общее представление о личности

История исследований личности

Современные теории личности

Формирование и развитие личности

Проблема устойчивости личности

Глава 14. Способности

Понятие о способностях

Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Природа человеческих способностей

Развитие способностей

Глава 15. Темперамент

Типы темпераментов

Свойства темперамента

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Темперамент и личность

Глава 16. Характер

Определение характера

Типология характеров

Формирование характера

Личность и характер человека

Глава 17. Воля

Понятие о воле

Теории воли

Волевая регуляция поведения

Развитие воли у человека

Глава 18. Эмоции

Виды и роль эмоций в жизни человека

Психологические теории эмоций

Эмоции и личность

Глава 19. Мотивация

Мотив и мотивация

Психологические теории мотивации

Мотивация и деятельность

Мотивация и личность

Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений

Глава 20. Общение

Понятие и видыобщения

Роль общения в психическом развитии человека

Техника и приемы общения

Развитие общения

Глава 21. Малая группа и коллектив

Понятия малой группы и коллектива

Феноменология малых групп

Межличностные отношения в группах и коллективах

Эффективность групповой деятельности

Глава 22. Личность в группе

Положительное воздействие общности на индивида

Отрицательное влияние группы наличность

Восприятие и понимание людьми друг друга

Самочувствие личности в группе

Глава 23. Интимные межличностные отношения

Дружба

Любовь

Вражда

Одиночество

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии

Возникновение психологических знаний

Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIXв

Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в

Становление и современное состояние психологии в нашей стране

Словарь основных психологических понятий

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.

Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании вьщелены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.

Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы:

I — литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.

II — литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).

III — литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.

Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и II. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.

Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках — наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.

В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий1. Его задача — ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.

В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Краткое содержание

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки.Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.

Основные отрасли психологии.Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии.Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода,

оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.

Наши рекомендации