Раздел I. Введение в психологию
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей
Психология как наука
Основные отрасли психологии
Методы исследования в психологии
Глава 2. Естественнонаучные основы психологии
Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
Анатомо-физиологическое представительство в мозге
психических процессов и состояний человека
Генетические корни психологии и поведения
Глава 3. Психология и науки о человеке
Психология и история
Психология и философия
Психология и социология
Психология и педагогика
Глава 4. Развитие психики человека и животных
Истоки психики живых существ
Становление низших форм поведения и психики
Развитие высших психических функций у человека
Сравнение психики человека и животных
Глава 5. Сознание человека
Природа человеческого сознания
Возникновение и развитие сознания
Сознание и бессознательное
Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов
Глава 6. Деятельность
Понятие и строение человеческой деятельности
Виды и развитие человеческой деятельности
Деятельность и психические процессы
Умения, навыки и привычки
Глава 7. Ощущения и восприятие
Понятие об ощущениях
Измерение и изменение ощущений
Восприятие, его виды и свойства
Законы восприятия
Глава 8. Внимание
Явления и определение внимания
Функции и виды внимания
Психологические теории внимания
Развитие внимания
Глава 9. Память
Общее представление о памяти
Виды памяти и их особенности
Индивидуальные различия памяти у людей
Теории и законы памяти
Формирование и развитие памяти
Глава 10. Воображение
Определение и виды воображения
Функции воображения, его развитие
Воображение и творчество
Воображение и органические процессы
Глава 11. Мышление
Природа и виды мышления
Особенности творческого мышления
Теории мышления в психологии
Развитие мышления
Глава 12. Речь
Речь и ее функции
Речь как средство общения
Речь как инструмент мышления
Соотношение мышления и речи
Раздел III. Психология личности
Глава 13. Введение в психологию личности
Общее представление о личности
История исследований личности
Современные теории личности
Формирование и развитие личности
Проблема устойчивости личности
Глава 14. Способности
Понятие о способностях
Способности, задатки и индивидуальные различия людей
Природа человеческих способностей
Развитие способностей
Глава 15. Темперамент
Типы темпераментов
Свойства темперамента
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Темперамент и личность
Глава 16. Характер
Определение характера
Типология характеров
Формирование характера
Личность и характер человека
Глава 17. Воля
Понятие о воле
Теории воли
Волевая регуляция поведения
Развитие воли у человека
Глава 18. Эмоции
Виды и роль эмоций в жизни человека
Психологические теории эмоций
Эмоции и личность
Глава 19. Мотивация
Мотив и мотивация
Психологические теории мотивации
Мотивация и деятельность
Мотивация и личность
Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений
Глава 20. Общение
Понятие и видыобщения
Роль общения в психическом развитии человека
Техника и приемы общения
Развитие общения
Глава 21. Малая группа и коллектив
Понятия малой группы и коллектива
Феноменология малых групп
Межличностные отношения в группах и коллективах
Эффективность групповой деятельности
Глава 22. Личность в группе
Положительное воздействие общности на индивида
Отрицательное влияние группы наличность
Восприятие и понимание людьми друг друга
Самочувствие личности в группе
Глава 23. Интимные межличностные отношения
Дружба
Любовь
Вражда
Одиночество
Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии
Возникновение психологических знаний
Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIXв
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в
Становление и современное состояние психологии в нашей стране
Словарь основных психологических понятий
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.
Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.
Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании вьщелены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.
Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы:
I — литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.
II — литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).
III — литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.
Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и II. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.
Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках — наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.
В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий1. Его задача — ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.
В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Краткое содержание
Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.
Определение психологии как науки.Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.
Основные отрасли психологии.Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.
Методы исследования в психологии.Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода,
оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.