Специфика коммуникативного процесса

Коммуникация-связь, в которой происходит обмен информацией между системами.

Специфика коммуникации между людьми заключается в том, что обмен информацией носит активный характер. Информация не просто передается и принимается, но и формируется, уточняется, развивается в ходе обмена. В результате коммуникации вырабатываеится общее видение ситуации (общий смысл).

Для того чтобы принять информиацию, ее нужно понять и осмыслить. Это возможно лишт тогда, когда коммуникатор (отправитель) и реципиент (получатель) обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования

Например

-Я опять хочу в Париж!

_ Ты уже там был?

-Нет, я уже хотел.

У общающихся должно быть не только сходное понимание значения слов, но и сходное понимание ситуации общения, личностного фона (смысла). С помощью речи мы сообщаем нечто большее, иногда иное, чем содержится в языке. Чтобы понять нужно учитываьб контекст и правила употребления выражений.

Кроме самого сообщения важно правильно декодировать личностный фон: существо дела, которое передается вербально (о чем речт), отношение к реципиенту, которое передается невербально, самораскрытие, то, что чувствует коммуникатор, призыв, обращение к реципиенту, влияние на него.

Например, в комедии Н.В. Гоголя Городничий говорит: «Я собрал вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие, к нам едет ревизор!» Существо дела – едет ревизор, отношение- «знаю, я вас, подлецов, держитесь!», саморавскрытие- мне страшно, призыв – давайте спасаться вместе.

Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера (что я хочу от реципиента: чтобы он понял меня, что-то сделал, изменил ко мне отношение и т.д.), поэтому в результате коммуникации изменяется тип межличностных отношений.

При передаче информации происходит ее потеря и частичное искажение смысла.

Например. Капитан говорит адъютанту; « Как Вы знаете6, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме».

Адъютант передает приказ капитана сержанту: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме».

Сержант- капралу: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого резкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день».

Капрал- солдатам: « Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это резкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

По данным Мицича П. потери информации и ее искажения, происходят на всех этапах сообщения и составляют до 76 %.

Этапы сообщения:

1. Идея –то, что задумано.

2. Словесное оформление во внутренней речи.

3. Высказывание –перевод из внутренней речи во внешнюю.

4. Сообщение, которое услышал реципиент, которое зависит от его словарного запаса, от понимания значения слов, внимательности и т.д.

5. Понимание сообщения – декодирование и интерпретация информации.

6. Запоминание информации.

Величина потерь зависит от точности воплощения мысли в словесные формы, от совпадения словарного запаса у собеседников, от доверия к коммуникатору, от степени внимания, умения слушать (мы часто не слушаем другого, а ждем своей очереди говорить или внутренне оппонируем партнеру по общения), от социальных установок , от количества посредников.

В ходе общения могут возникнуть коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами.

Виды коммуникативных барьеров:

1. Смысловой – взаимонепонимание, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для партнеров разный личностный смысл.

Например. Парень –девушке, которая ему нравится: « Не зайдешь ко мне на чашечку кофе».

Девушка: « Я кофе не пью».

2. Барьер отношения – взаимонепонимание вследствие негативных чувств друг к другу.

3. Барьер речи- взаимонепонимание из-за речевых ошибок, слабой аргументации, неправильного выбора слов и т.д.

4. Барьер когнитивный – взаимонепонимание из-за разного уровня знаний, социального опыта.

5. Эмоциональный – взаимонепонимание из-за сильных эмоциональных переживаний, чаще негативных.

Причиной коммуникативных барьеров выступают в основном индивидуальные особенности общающихся или сложившиеся между ними отношения.

Конкретными причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы, нетерпимость к иному мнению, отсутствие внимания и интереса к собеседнику, пренебрежение фактами (привычка делать выводы без анализа фактов), неверный выбор стратегии и тактики общения, усталость, нежелание общаться, неумение регулировать свое эмоциональное состояние, физические барьеры (несоответствие места общений его характеру, неправильная композиция пространства).

Для того чтобы избежать ошибок при обмене информацией важно: помнить о специфике коммуникативного процесса, использовать понятную реципиенту систему знаков, убедиться, через обратную связь. Что вас правильно поняли, самому давать обратную связь, через пересказ, резюме (Если я Вас правильно понял…., Вы говорили о….), слушать другого, стараться понять не только сообщение, но и личностный фон, придерживаться одобрительных установок по отношению к собеседнику.

Наши рекомендации