Методы социально-психологического воздействия
Социально-психологическое воздействие – использование психологических средств для изменения социально-психологических характеристик личности, группы.
Основное отличие методов социально-психологического воздействия от исследовательских методов заключается в позиции субъекта. В исследовательских методах субъект пассивен, не вмешивается в процесс, не ставит цели изменить реальность. В методах социально-психологического воздействия субъект активен, сам является участником процесса, ставит целью изменение реальности.
Активные методы социальной психологии используются в целях обучения навыкам взаимодействия, совершенствования коммуникативных умений; коррекции, т.е. изменения нежелательных форм взаимодействия на адекватные; решения групповых задач.
Особенности: интерактивный характер, т.е. приобретение нового опыта и навыков осуществляется в процессе активного взаимодействия всех участников группы; использование механизмов групповой динамики и принципа обратной связи.
Данная группа методов обладает рядом достоинств. Они позволяют решать конкретные производственные проблемы, формировать навыки групповой работы, социально-психологическую компетентность, обучать в короткие сроки на основе личного участия в приобретении опыта.
Недостатки данных методов являются продолжением их достоинств. Не являясь алгоритмизированными процедурами, они требуют творческого подхода для своей реализации, зависят от особенностей психолога и участников, обстановки проведения и ряда трудно прогнозируемых факторов, которые могут привести к незапланированным результатам.
Эффективность их применения во многом зависит от умений психолога: насколько он компетентен в выборе адекватного метода для решения конкретной задачи, умеет подбирать учебный материал, соответствующий цели и особенностям группы, взаимодействовать с участниками, использовать механизмы групповой динамики, от способности психолога гибко планировать, прогнозировать последствия своих действий.
Важным для результативности данной группы методов являются и подготовленность участников: насколько они мотивированы к обучению, имеют навыки групповой работы, умения дискутировать, толерантны, готовы к взаимодействию с другими. Часть участников не осознает значение полученного опыта и знаний, так как привыкла к традиционным формам обучения, не осознает, что за решением конкретных ситуаций или игровыми моделями скрываются общие закономерности, которые могут быть перенесены в реальную жизнь или другие ситуации.
Виды активных методов социально-психологического воздействия: дискуссионные методы (бреймстроминг, групповая дискуссия, круглый стол, кейсы); игровые методы (ролевые игры, психотехнические игры, симуляционные упражнения, деловые игры; социально-психологические тренинги (тренинг общения, тренинг ведения переговоров, социально-ролевой тренинг и т.д.).
Групповая дискуссия – метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Один из методов групповой психокоррекции для коррекции межличностных отношений или личностных проблем (Осипова А. А., 2000).
Дискуссия организуется как процесс динамичного общения участников, в ходе которого формируется практический опыт совместного участия в обсуждении и разрешении проблем. Равноправное и активное участие каждого помогает раскрепостить творческий потенциал, снижает барьеры общения.
Метод помогает решать следующие задачи: обучить анализу реальных ситуаций; навыкам формулирования проблемы; отделения важного от второстепенного; привить умение слушать и взаимодействовать с другими; моделировать сложные ситуации, когда трудно в одиночку охватить все аспекты проблемы.
В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируются уважение к личности оппонента, умения точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения. Метод обладает отсроченным эффектом, т.е. участники могут изменить свои установки уже после окончания обсуждения.
Эффективность дискуссии зависит как от умений ведущего, как и от подготовленности участников, от их умения дискутировать.
К основным дискуссионным умениям относят: умение дать определение явлению, потребовать того же от оппонента; умение привести яркие примеры; умение сравнивать по аналогии или по контрасту; умение построить правдоподобные «гипотетические случаи»; умение абстрагироваться от частностей; умение классифицировать; умение учитывать специфику условий; умение рассматривать явления всесторонне в единстве противоречий; умение антиципировать (предвосхищать) аргументы оппонента; умение отталкиваться от противоречий оппонента; умение подтверждать свои высказывания ссылкой на источники (Марасаев Г. И., 1998) .
Брейнсторминг (мозговой штурм) - групповой метод решения проблем, вид дискуссии, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске, их анализом на перспективу использования для снятия затруднений в практике.
Метод предназначен для продуцирования идей, нахождения ряда решений при работе в группе. Идея брейнсторминга основана на том, что критика и боязнь ее тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Количество и качество альтернативных идей возрастает, когда их начальная генерация отделена от окончательной формулировки. Для активизации групповой творческой деятельности в мозговом штурме этапы выдвижения гипотез и их критической оценки разделены во времени.
Решением проблемы в ходе применения этого метода управляет модератор, который устанавливает форму обсуждения, определяет ход работы, обеспечивает выполнение всех процедур, следит за соблюдением правил дискуссии всеми участниками. Его задачей является корректное направление мыслей участников в нужное для решения проблемы русло, учет идей, высказанных группой. Модератор не должен подавлять участников, доминировать на этапе генерирования идей, должен воздерживаться от комментариев и замечаний, не допускать давления на группу (Столярова О. Е, 1999).
Метод анализа конкретной ситуации (кейс-стади) – дискуссионный метод, основанный на описании случая из практики, характерного для рассматриваемого явления.
Участники группы под руководством ведущего пошагово анализируют ситуацию: выявляют проблему, находят эффективные пути ее решения.
Круглый стол- дискуссионный метод обсуждения ведущими специалистами важных социальных или научных проблем.
Игровые методы – вид активных методов обучения, основанных на игровом моделировании деятельности или общения.
Виды игровых методов: ролевые игры, операциональные (деловые) игры, психотехнические игры, симуляционные упражнения.
Психотехника – процедура группового разучивания упражнений на развитие разных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмоций и т.д.). Психотехнические игры редко применяются самостоятельно, чаще являются элементами тренингов.
Симуляционные упражнения – обработка навыков управления техникой и оборудованием на тренажерах. Они используются, когда доступ к реальному оборудованию затруднен, или цена ошибки велика.
Особенности всех игровых методов:
имитация реальности; практическая направленность; возможность адаптировать упражнение к ситуации реальной организации, группы, к целям определенного тренинга; активность участников в относительно безопасной ситуации; свобода самовыражения, стимуляции творчества, снятие психологических барьеров; эффективность усвоение новых моделей поведения, особенно коммуникативных навыков, за счет личного участия, действий, а не разговоров о них; столкновение с ситуациями значимыми для человека, его деятельности; возможность побывать в ролях, противоположных обычным; возможность осознания того, как наше поведение воздействует на окружающих; возможность делать ошибки и их анализировать; диагностические возможности.
Недостатки игровых методов:
Эффективность их применения зависит от мастерства тренера. Важно подобрать игры соответствующие целям тренинга, приближенные к реальности участников группы, уметь распределить роли для достижения максимального эффекта.
Сложность и непредсказуемость проведения. То, что осознают участники в ходе и после проведения игры во многом зависит от их понимания игровой ситуации, артистизма, рефлексивности и т.д.
В целом игровые методы позволяют развить навыки анализа, планирования, решения проблем, принятия решений, работы в команде, повышают уверенность в себе, коммуникабельность (умение отстаивать свою точку зрения, слушать, быть услышанными), умение структурировать свое время.
Ролевая игра - игровой метод социально-психологического обучения, основанный на моделировании социальных ролей, импровизированное разыгрывание участниками заданной ситуации, обычно одноактная сценка без заранее написанных реплик, где двое или более участников выступают в ролях различных людей в определенных обстоятельствах (Турен Д., 2002).
Особенности метода: изначально заданные социальные роли, разрешение проблемных ситуаций через взаимодействие участников, максимально упрощенная имитация реальности, импровизация играющих, наличие управляемого эмоционального напряжения, обязательная групповая рефлексия.
В отличие от деловой игры в ролевой социальный контекст превалирует над предметным, то есть имитируемой деятельностью является общение. Факторы среды, которые тщательно моделируются в деловой игре, в ролевой могут с легкостью меняться в отличие от характеристик межролевого взаимодействия.
Деловая (операциональная) игра - игровой метод обучения, имеющий синтетический характер; многошаговая интерактивная процедура, имитирующая динамику профессионального процесса в сжатом масштабе времени и охваченная обратной связью. Представляет собой форму моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности в целях овладения нормами деятельности и поиска оптимального решения проблемной ситуации.
Деловая игра - эффективный и широко распространенный метод решения производственных, учебных и исследовательских задач. Деловые игры используются для совершенствования и отработки существующих организационных, управленческих и технологических процессов, для обеспечения внедрения новых организационных и управленческих систем, для моделирования сложных систем; как средство решения задач психодиагностики, профотбора, психологической аттестации кадров; для принятия решений в производственно-хозяйственных ситуациях с учетом многих факторов, для отбора рациональных вариантов проектных решений; для профессиональной подготовки при обучении студентов, руководителей, повышении квалификации (Дударев В. В., 2000).
Метод включает в себя большой набор процедур, причем некоторые из них: анализ конкретных ситуаций, групповая дискуссия, ролевые игры, могут проходить и вне деловой игры.
Социально-психологический тренинг – активный, синтетический метод групповой работы, имеющий целью развитие социально-психологической компетентности. Метод отличается синтетичностью, то есть включением в него разнообразных игровых, дискуссионных методов, максимальной самостоятельностью участников в приобретении опыта, соблюдением ряда принципов групповой работы, использованием механизмов групповой динамики.