Семинары по гендерной психологии — историческое событие
Т. В. Бендас
В мае этого года в Санкт-Петербурге был проведен уже второй научно-практический семинар, который носил название «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы. Часть II» (первый семинар состоялся в январе). Это первые обучающие семинары по гендерной психологии, проводимые в нашей стране. Организаторы семинара — лаборатория гендерной психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (руководитель — Ирина Сергеевна Клецина) и кафедра гендерных исследований Невского института языка и культуры (заведующая кафедрой — Ирина Игоревна Юкина) при поддержке Женской сетевой программы Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — поставили перед собой благородную цель: помочь тем психологам, кто начал заниматься гендерным образованием.
Да, несмотря на то, что принцип полового диморфизма (изучения различий между мужчинами и женщинами) был одним из основных исследовательских принципов в ленинградско-петербургской, ананьевской школе психологов и лекции по этой проблематике читались в курсе общей психологии начиная с 1960-х годов, но, по существу, в России широко эта проблема не изучалась и не преподавалась. Многие коллеги-психологи посмеивались и посмеиваются до сих пор — и над понятием «гендер», и над существованием особой — «гендерной» — психологии, и над необходимостью исследовать различия между мужчинами и женщинами, отношения между ними, а уж тем более — преподавать это психологам.
И вот в такой атмосфере все же нашлись энтузиасты, которые стали преподавать гендерную психологию. И сразу столкнулись с колоссальными трудностями. Во-первых, многие с удивлением обнаружили, что отечественных исследований по данной проблеме крайне мало. Во-вторых, литература на русском языке, которая претендует на «модное» направление, страдает либо чрезмерной популярностью (порой в ней представлены лишь известные стереотипы и предрассудки, либо рассуждения по их поводу), либо ярко выраженной идеологической направленностью (как правило, феминистского толка, либо, что еще хуже — антифеминистской, отражающей патриархатные взгляды в их крайнем варианте). И то и другое опасно для внедрения гендерного образования.
Некоторые преподаватели, обнаружив отсутствие психологической литературы, стали использовать литературу по социологии, истории и другим смежным областям. Однако я вижу в этом отчетливо выраженную опасность потерять самобытность гендерной психологии, а может быть, и утратить ее предмет.
Есть два пути для развития гендерного образования в области психологии. Первый — читать литературу на иностранных языках (прежде всего — англоязычную, ибо она самая обширная). Правда, она мало доступна, но и то, что есть в российских библиотеках, обычно незнакомо широкому кругу преподавателей. Второй путь — проводить собственные исследования по гендерной психологии: чтобы преподавать, надо накапливать научные данные. Но это, разумеется, долгий путь.
Поэтому ценность организованных семинаров просто трудно переоценить. Здесь можно выделить 3 стороны:
1) информационную (читаемые лекции, продаваемые книги, просто справка о том, кто и в каких городах занимается сходной проблематикой);
2) коммуникативную (общение было организовано и на занятиях семинаров — лекции, дискуссии, тренинги);
3) аффективную (слушатели получили мощный эмоциональный положительный заряд от того, что они не одиноки в своих усилиях, от того, что они знают, к кому обратиться за помощью, от того, что их проблемы понимают коллеги).
Лично на меня произвела огромное впечатление дискуссия о раздельном обучении мальчиков и девочек. К сожалению, впечатление было не вполне позитивным. Я вдруг увидела опасность бездействия или пассивности психологов по поводу важных общественных вопросов. Выступали сторонники такого обучения, и, оперируя различными фактами (результатами исследований, мнением окружающих, своим собственным), доказывали его полезность, как бы не замечая опасностей, стоящих на данном пути. При этом сложнейшие вопросы упрощались, картина рисовалась излишне благоприятной. Нам, психологам, нельзя стоять в стороне, когда речь идет о будущем России. Нельзя допустить, чтобы серьезные вопросы об общении мальчиков и девочек решались людьми, имеющими свои предрассудки по поводу взаимоотношения полов, не знающих результатов исследований по гендерной психологии, по существу — не способных компетентно решать важные вопросы. И в организации такой дискуссии я вижу очень большую заслугу организаторов семинара.
После участия в семинарах по гендерному образованию мое преподавание гендерной психологии изменилось. Во-первых, я стала включать данные из смежных областей научного знания, подчеркивая специфику психологических работ. Во-вторых, я получила дополнительную информацию о существовании литературы на русском языке. В-третьих, я разработала новые практические занятия по гендерной психологии и апробировала их. В-четвертых, я переработала мой спецкурс «Гендерная психология лидерства», используя разработки, продемонстрированные коллегами на семинаре.
В завершение хочу подчеркнуть, что организация семинаров по образованию в гендерной психологии — поистине историческое событие для психологов. И это не преувеличение, а правда жизни.