Психология пола в 90-е годы XX столетия

В предыдущие десятилетия психология пола как научная область зна­ния слабо развивалась, возможно, еще и потому, что долгие годы в обществе доминирующими были установки на единообразие, деиндивидуализацию, унификацию личности в разных ее проявлениях, в том числе и психологических, а изучение и акцентирование тех или иных психологических различий мужчин и женщин, как представителей двух социальных групп советских людей, рассматривалось как отступ­ление от магистральных научных направлений, заданных партийным руководством. Научные темы, связанные с полом и сексом, были не­гласно запрещены, и заниматься этими вопросами в то время было небезопасно для своей профессиональной карьеры.

Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась. Оказа­лось, что проблемы психологии пола волнуют многих, и люди готовы покупать и читать популярную и научную литературу, посвященную этим вопросам. Ослабление цензурных запретов и идеологического контроля стимулировало значительное количество публикаций, по­священных различным аспектам межполовых отношений. Прилав­ки книжных магазинов стали заполняться популярной литературой о психологии мужчин иженщин, о социальных, эмоциональных, сек­суальных аспектах их отношений. Всплеск недостаточно профессио­нальной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значи­мых для различных групп населения.

Большое количество популярной литературы по различным аспек­там психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позво­ляет ее классифицировать по трем направлениям.

К первому направлениюотносится значительное число популяр­ных изданий, в которых предлагается информация о женской и муж­ской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, О.Р. Арнольд «Почему убегают мужчины?» (М., 1999), Л.Г. Гущина «Мужчина и методы его дрессировки» (М., 1999), А. Ильичев «Практическое пособие по охоте на мужчин» (М., 1999) и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на по­ляризацию мужских иженских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, не зависимо от их пола.

Второе направлениеобъединяет многочисленные психологи­ческие энциклопедии для мужчин и женщин. Например, «Жен­ская психология» (составитель Н.А. Литвинцева. — М., 1994), «Энциклопедия для юношей и мужчин» (составитель Л.В. Ударинцева — СПб., 1996), «Энциклопедия для женщин. Практическая психология» (автор-составитель О.В. Ходаковская — СПб., 1998). В содержательной части этих изданий речь идет о психологиче­ских особенностях личности вне ее половой принадлежности, за­явленной в названии, такой же общеличностный характер носят и предлагаемые рекомендации, например: как бороться со стрес­сом, как вести себя в конфликтной ситуации и т. д.

К третьему направлениюотносится совсем небольшая часть книг зарубежных авторов, сориентированных на помощь мужчинам и жен­щинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональ­ной и семейной сферах. Это работы: Дж. Виткин «Правда о женщи­нах. 14 мифов, сочиненных мужчинами» (СПб., 1996), Л. Хэй «Власть женщины» (М., 1998).

Таким образом, можно отметить, что всплеск недостаточно профес­сиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значимых для различных групп населения.

К концу века увеличилось и количество научных работ, в кото­рых представлены результаты эмпирического изучения психологи­ческих различий между людьми разного пола. Ценным в этих ра­ботах является обращение к изучению таких аспектов психологии пола, которые раньше не изучались. Так, если раньше половые раз­личия преимущественно анализировались в сфере представлений о маскулинности и фемининности, а также в полоролевых установ­ках, то большинство последних работ посвящено изучению поло­вых различий в более глубоких и сложных психологических струк­турах, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность (например, работы С.И. Кудинова [37], В.В. Романова [52], Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменевой [56]).

Однако не следует рассматривать эти работы как гендерно-ориентированные, даже в случаях, когда в названии присутствует сло­во «гендер» [см., например: 26]. В этих работах, как правило, отсут­ствует рефлексия тех теоретических подходов и концептуализации, в рамках которых проводилось исследование половых различий. Как и ранее, большинство психологов, опубликовавших исследо­вания по проблемам различий между полами в этот период, исхо­дили из положения, что анатомо-физиологические различия меж­ду людьми разного пола закономерно будут определять и различия в их психологической сфере.

Так С.И. Кудинов утверждает, что «...пол как важнейший анатомо-физиологический фактор, безусловно, сказывается на про­явлении личностных особенностей человека» [37, с. 27]. Авторы исследования, посвященного особенностям присвоения социальных норм детьми разного пола Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева [56], ис­ходят из архетипических особенностей женского и мужского на­чал, выражающихся в оппозициях понятий «мужское» и «жен­ское». Поэтому исследователи либо никак не объясняют выявлен­ные различия в психологических характеристиках представителей разного пола, либо объясняют их влиянием традиционных поло-ролевых представлений. Подобные интерпретации, конечно, не способствовали развитию идей гендерного подхода, но они воль­но или невольно показывали неперспективность изучения психо­логических проблем пола и межполового взаимодействия в сло­жившемся теоретическом контексте.

В целом научные работы в области психологии пола последних лет существенно расширили спектр исследований психологиче­ских аспектов проблемы половых различий; так, исследования оте­чественных психологов, проведенные в 90-е годы, посвящены сле­дующим вопросам: отличия в особенностях личности и характери­стиках поведения мужчин и женщин (С. И. Кудинов, Б. И. Хасан и Ю. А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская [10]), пси­хологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н. А. Смирнова [53]). Например, в ис­следовании Т.А. Араканцевой и Е.М. Дубовской [10] было уста­новлено, что образ идеального мужчины включает такие традиционно маскулинные качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, уверенность в себе, решительность и ответствен­ность, а образ идеальной женщины сочетает в себе и фемининные, и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость, а так­же — ответственность, уверенность в себе, отсутствие пассивности), то есть, является по своей сути андрогинным. Эти результаты под­тверждают данные, полученные зарубежными исследователями, касающиеся насыщения образа женщины характеристиками, тра­диционно приписываемых мужчинам (исследование Г. Коои [36], S. Street [60]), и отражают проявления полоролевой демократиза­ции, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин.

Значимым вкладом данных работ в развитие гендерной проблема­тики является накопление эмпирических фактов о различиях в пси­хологических характеристиках представителей мужского и женского пола, а также привлечение внимания к тем изменениям, которые про­изошли в системе полоролевых представлений людей (стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем преж­де). Как подчеркивает И. С. Кон «...гендерная проблематика истори­чески связана с постепенным признанием культурой, а затем и нау­кой, множественности индивидуальных различий, которые не укла­дываются в привычные дихотомические схемы» [34, с. 29].

Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в начале и середине XX столетия, можно рассматривать как научные предпосылки развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для становления гендерной психо­логии.

Мы достаточно подробно остановились на анализе научных пред­посылок гендерной психологии, созданных в сфере психологической науки, однако нельзя обойти вниманием роль идеологических пред­посылок, которые не менее чем научные, важны для гендерной про­блематики во всех областях знания. Речь идет о феминистской тео­рии.Развитию гендерных исследований во всех областях научного знания (в том числе и в психологии) способствовало феминистское движение, в рамках которого упомянутые исследования стали раз­виваться и как научно-исследовательская деятельность, и как дея­тельность в сфере образования. Институционализация гендерных исследований в западных обществах начинает осуществляться при­мерно с 1970-х, а в России с начала 90-х годов. Исследования развиваются как когнитивная практика женского движения второй вол­ны, которая осуществлялась в процессе критического осмысления доминирующей в научном и общественном сознании определенной социальной теории [подробнее см.: 23, 29].

Наши рекомендации