Восприятие гомосексуальности
Е. Г. Луковицкая
Вводные замечания
Современная теория гомосексуальности считает ее побочным, но вполне закономерным продуктом биологической эволюции, поскольку природа объективно заинтересована в разнообразии и вариативности.
Таким образом, гомосексуальность имеет определенные природные предпосылки, взаимосвязь которых, однако, остается пока гипотетической. Хотя природа и задает предрасположенность, только социальный опыт индивида определит склонность к той или иной сексуальной ориентации. Степень жесткости и механизмы формирования природной предрасположенности к той или иной сексуальной ориентации бывают разными.
Современные психологи считают, что гомосексуальные женщины и мужчины не образуют единого психологического типа. Их психические проблемы и свойства связаны с разными телесными и психическими чертами.
Отношение к гомосексуальности в определенном обществе затрагивает глубинные, часто не осознаваемые мотивы формирования отношения к сексуальности. Гомосексуальность в нашем обществе часто воспринимается как ненормальность, близость к патологии и поэтому вызывает, как отмечают некоторые исследователи, помимо любопытства «почти животный страх», поскольку грозит «разрушением привычной картины мира», где именно гетеросексуальность является нормой. Как показывают данные опросов, мужчины часто более категоричны в оценке «нетрадиционных ориентации», особенно мужских [6].
Враждебность к гомосексуальности коренится не столько в индивидуальной, сколько в общественной психологии. В научной литературе термин «гомофобия» сейчас заменяется термином «гетеросексизм», который определяется как «идеологическая система, которая отрицает, принижает и стигматизирует любые не гетеросексуальные формы поведения, идентичности, отношения или общины» [1, с. 250].
Кон И.С. замечает, что главная социально-историческая функция гетеросексизма — поддержание незыблемости гендерной стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве. В свете этой идеологии независимая женщина — такое же совращение, как однополая любовь [1].
Уровень гетеросексизма в нашем обществе остается достаточно высоким, что можно увидеть даже на сайтах Интернета, предлагающих анекдоты и «интересные картинки» о голубых.
Практические психологи зачастую также не лишены верований, мешающих им с уважением относиться к личности гомосексуалов из-за их сексуальной ориентации. Они разделяют, например, представления о том, что
• гомосексуальность противоречит воле Бога и греховна;
» геи, лесбиянки и бисексуалы склонны к развратным действиям (это мнение встречается очень часто, однако при этом забывают, что среди гетеросексуалов встречается немало развратников);
• гомосексуальность противоестественная, болезненная и извращенная форма сексуального поведения;
• гомосексуальность в чем-то уступает гетеросексуальности;
• представители сексуальных меньшинств не могут в такой же мере, как и гетеросексуалы, воспитывать детей или строить семейные отношения;
• гомосексуальные отношения бессодержательны и связаны лишь с получением сексуального удовольствия.
Гетеросексизм невольно проявляется и в интерпретациях некоторых исследователей. Анализ психологических работ по исследованию характеристик личности гомосексуалов показывает, что интерпретация полученных психологами данных зачастую страдает однобокостью в силу неучета социокультурных факторов формирования гомосексуальности и неадекватности подобранных методик. Именно поэтому в курсе гендерной психологии необходимо проводить занятия по осознанию стереотипов восприятия гомосексуальности.
Цели занятия
1. Развитие толерантности к «Другому», к инаковости, осознание социальных и психологических особенностей «Другого».
2. Рефлексия своего восприятия гомосексуальности.
3. Сопоставление своего восприятия с восприятием других участников группы.
Оснащение
1. Видео двойка, желательно с пультом для остановки кадров.
2. Видеокассета с фильмом «Если бы стены могли говорить — 2».
3. Опросник — по одному на каждого участника (см. приложение 1).
4. Статья «Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения» — по одному экземпляру на каждого участника.
Порядок работы
Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение вопросника. Этап2. Работа в малых группах.
Этап3. Обсуждение статьи о психологическом исследовании личности гомосексуалов.
Этап 4.Кинолекторий (просмотр фильма).
Этап5. Обсуждение фильма.
Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника
Для анализа собственных представлений о гомосексуальности студентам предлагается небольшая анкета, которую лучше заполнять дома, поскольку, как показала практика, заполнение в группе вызывает некоторый дискомфорт (см. приложение 1).
Инструкция
Вам предлагается список вопросов для самостоятельного домашнего заполнения и осмысления. Некоторые вопросы из списка (1, 4, 5) — наиболее спорные — мы обсудим на практическом занятии.