Этап 1. работа над вопросами в мини-группах

В группе студентов формируются мини-группы из 3-5 человек. Каж­дая мини-группа получает список вопросов, которые предстоит ос­мыслить и выработать готовые варианты ответов. Вопросы для мини-групп

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «насилие»?

2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «насильственное мышле­ние»?

3. Как часто встречается насилие в повседневной жизни? Кто может стать жертвой насилия? Почему?

4. Что вы понимаете под скрытой формой насилия? В чем она выражена?

5. Какие виды насилия существуют и в каких формах оно проявляется?

6. В чем проявляется гендерный аспект насилия? Каковы причины такой направленности?

7. В чем вы видите проблему правовой и психологической защиты от насилия?

Первая часть работы заканчивается общим определением понятий «насилие» и «насильственное мышление».

Этап 2. Выстраивание схемы

С учетом продуманных вариантов ответов в процессе обсуждения по­этапно выстраивается схема «Прямое и скрытое насилие: гендерный аспект», основанная на структуре «дерева».

Первый вариант схемы отражает разграничение прямого и скрытого насилия. Второй вариант отражает виды, а третий — виды и формы насилия в семье и обществе (см. приложение 2).

На основе готовой схемы начинается работа по выявлению гендерного аспекта проблемы. Каждый отдельный вид насилия рассмат­ривается в гендерной перспективе. Подчеркивается взаимосвязь прямого насилия («крона дерева») и структурного насилия («ство­ла дерева»).

Предполагаемые вопросы по схемам

I. Сексуальное насилие

1. В чем вы видите гендерный аспект сексуального насилия?

2. Почему насильниками являются в основном мужчины?

3. Проследите аттитюды преступника и жертвы в отношении сек­суального насилия.

4. Объясните взаимосвязь сексуального насилия и других скры­тых форм насилия.

II. Экономическое насилие

1. Кто чаще всего становится жертвой экономического насилия? Почему?

2. Как проявляется экономическое насилие на рынке труда и в се­мейной сфере?

3. Где следует искать корни экономического насилия?

Аналогично рассматриваются другие виды насилия и делается об­щий вывод о взаимосвязи прямого и структурного насилия.

Этап 3. Анализ текста

Предложенный текст (см. приложение 1) позволяет выйти на различ­ные проблемные слои: отношение к женщине в религии, в правовой сфере, а также в социальной и семейной сферах. Вопросы для анализа

1. Какие виды насилия представлены в тексте?

2. Рассмотрите стратегии каждого действующего лица. Что лежит в основе их поведения?

3. Проанализируйте взаимосвязь физического, психологического и структурного насилия.

Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов

С целью выявления у студентов уровня насильственного (ограничи­вающего возможности и право выбора другого индивида) мышления им предлагается ответить на вопросы с помощью вариантов «да» или «нет» (см. опросник в приложении 1).

Дискриминирующие ответы оцениваются в 1 балл, недискриминирующие — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 15, мини­мальное — 0. Последние три вопроса не подлежат оценке, поскольку предполагают внутреннюю индивидуальную рефлексию.

В итоге, каждый студент индивидуально может оценить свой тип мышления, наличие стереотипов и осмыслить свои результаты.

В процессе последующего обсуждения разрешаются возникшие вопросы и сомнения, делаются основные выводы.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете фразу: «патриархат — культура насилия»?

2. В чем вы видите гендерный аспект проблемы?

3. Назовите структурные элементы насилия.

4. Как соотносятся между собой манифестное и структурное на­силие?

5. Как влияет гендерная социализация на восприятие насилия?

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.; 2001.

2. Бурдье П. Начала. — М.: Socio-logos, 1994. — Гл. Социальное про­странство и символическая власть. — С. 181-207.

3. Трошев И. В. Гендерные корреляты непосредственного поведе­ния процесса общения // Журнал прикладной психологии. — 2000. - № 5.

4. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщи­нами и улучшение положения женщин. — М., 2000.

5. Клецина И. С. Изучение половых различий как направление гендерных исследований в психологии // Общество в гендерной пер­спективе: Сборник статей / Сост. Е. Г. Луковицкая. — Великий Новгород, 2002. - С. 32-36.

6. Клименкова Т. Насилие как основа культуры патриархатного типа: Гендерный подход к проблеме // Права женщин в России и выбо­ры: Материалы тренинга. — М., 2001.

7. Лауретис Т.-Д. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации гендера // Антология гендерной теории. — Минск: Пропилеи, 2000. - С. 347-372.

8. Ловелле Р. П. Тревожность, страх и насилие, и их жертвы как ком­поненты человеческой среды начала XXI века // Журнал приклад­ной психологии. — 2000. — № 1.

9. Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии. — 1994. — № 9.

10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000.

11. Ровенская Т. «Виновата ли я...?», или Феномен гендерной вины (на материале женской прозы 80-х — начала 90-х годов) // Гендерные исследования. - 1999. - № 3. - С. 214-224.

12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.

13. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное решение кон­фликтов. Раздел II. - М., 1996. - С. 95-114.

14. Kaufmann M. Die Konstruktion von Maennlichkeit und die Triade maennlicher Gewalt // BauSteineMaenner. Kritische Maenner-forschung. Neue Ansaetze in der Geschlechtertheorie. — Berlin, Hamburg, 1996.-S. 138-171.

15. Conell R. Der gemachte Mann: Konstruktion und Krise von Maennlichkeiten. — Leske und Budrich. 1999.

Приложение 1

Письмо жены, которую бьет муж[24]

Мне за тридцать, и моему мужу столько же лет. У меня есть аттестат об окончании средней школы, и сейчас я посещаю местный колледж, пыта­ясь получить необходимое мне дополнительное образование. Мой муж окончил колледж, он специалист в своей области. Мы оба привлекатель­ные люди и, как правило, нравимся окружающим и вызываем у них ува­жение. У нас четверо детей; мы живем в доме со всеми удобствами, о ка­ких только могут мечтать люди, принадлежащие к среднему классу.

У меня есть все, кроме жизни без страха. В течение большей части моего замужества муж время от времени меня избивает. Что я подра­зумеваю под словом «избивает»? Я имею в виду, что он много раз на­носил жестокие удары по разным частям моего тела, в результате чего у меня были болезненные синяки, кровоточащие раны, шишки, поте­ря сознания, а иногда все это сразу (...).

Он швырял в меня стаканы, он пинал меня ногами в живот, когда я была на последних месяцах беременности, он сбрасывал меня с кровати и бил, когда я лежала на полу, — и опять во время беременности. Он порол меня, сбивал с ног, поднимал иснова швырял на пол. Он бил меня кулаками и ногами по голове, груди, лицу и животу столько раз, что я сбилась со счета.

Я получала пощечины за то, что сказала что-то о политике, рели­гии; за то, что ругалась или хотела близости. Он угрожал мне всегда.

После каждого избиения мой муж уходил из дома и не возвращал­ся несколько дней. Очень немногие видели синяки на моем лице или распухшие от побоев губы, потому что после побоев я никогда не вы­ходила из дома — мне было стыдно.

Несколько раз мой муж звонил мне через день-два, чтобы мы мог­ли договориться, какую отговорку мне придумать, когда я вернусь на работу или пойду в магазин, и я выдумывала разные причины.

Конечно, первой реакцией на этот рассказ будет вопрос: почему вы не обратились к кому-нибудь за помощью?

Я обращалась. Вскоре после замужества я обратилась к священни­ку, который после нескольких моих визитов сказал, что мой муж на самом деле не хотел причинять мне вреда, а просто он запутался и чувствует неуверенность. Он призвал меня быть терпимее и проявить понимание. И что самое главное, мне было сказано простить мужа за побои, так же как распятый Христос простил меня. Я сделала иэто.

Но избиения продолжались. В следующий раз я обратилась к вра­чу. Он дал мне успокоительные таблетки и сказал, чтобы я легче смот­рела на вещи. Просто я слишком нервная.

Я пожаловалась подруге, но когда об этом узнал ее муж, он обвинил меня в том, что я или выдумываю, или преувеличиваю ситуацию. Под­руге было велено держаться от меня подальше. Она не послушалась, но больше помогать мне по-настоящему не могла. Только за то, что она мне поверила, ее заставили почувствовать себя предательницей.

Я обратилась в специализированную консультацию по семейным проблемам. Там мне сказали, что мой муж нуждается в помощи, и я дол­жна найти способ контролировать ситуацию. Но я не могла контроли­ровать избиения — именно из-за этого я и искала помощи. Оказалось, что на консультациях мне надо защищаться от подозрений в том, что я хотела, чтобы он меня бил, что я провоцировала его к побоям.

Я ходила еще к двум врачам. Один спросил меня, каким образом я про­воцирую своего мужа. Другой спросил, неужели мы еще не помирились.

Один раз я позвонила в полицию. Они не только не приехали на вызов, а еще и позвонили через несколько часов и поинтересовались, все ли у нас «уладилось». К тому времени я могла быть уже мертва.

Если это случится снова, то мне некуда идти. Никто не хочет вме­шиваться. Все, у кого я просила помощи, почему-то хотели возложить вину на меня и оправдать моего мужа. Я слышала это за всем, что они говорили. Священники, врач, консультант, муж моей подруги, полицей­ские — все они находили какой-нибудь способ, чтобы оправдать его.

Мужа, который бьет свою жену, не надо «провоцировать». Он набра­сывается, когда захочет, и в любой момент находит для этого предлог (...).

Я знаю, что мне надо уходить от него. Но когда идти некуда, пола­гаешься только на себя. Я поняла, что мне никто не верит, и что я не могу рассчитывать ни на какую помощь.

Текст опросника

  Вопросы Да Нет
Может ли мужчина быть домашним работником?
Может ли женщина быть изнасилована мужем?
Всегда ли в основе сексуального насилия лежит провокация со сто­роны женщины?
Может ли среди Ваших друзей оказаться человек гомосексуаль­ной ориентации?
Выглядят ли смешно старые люди на дискотеке или в ночном баре?
Может ли пожилая женщина стать жертвой изнасилования?
Должна ли женщина обязательно стать матерью?
Должен ли мужчина быть кормильцем семьи и обязательно зара­батывать больше денег?
Может ли женщина вообще не работать?
Можно ли оправдать насильника, если сама жертва выступала в ро­ли провокатора?
Если женщина не работает, находится ли она во власти или под контролем своего партнера?
Согласны ли вы с понятием «нормальный человек»?
Всегда ли человек, не соответствующий норме, вызывает у вас осуждение?
Предпочтительнее ли оставлять ребенка с матерью?
Должны ли пенсионеры освобождать молодежи рабочие места?
Подвергались ли вы в жизни прямому насилию?    
Ощущали ли вы когда-нибудь внутренний протест против струк­турного насилия?    
Нужно ли менять установленные гендерные стереотипы?      

Приложение 2

Насилие в семье и обществе

этап 1. работа над вопросами в мини-группах - student2.ru

этап 1. работа над вопросами в мини-группах - student2.ru

этап 1. работа над вопросами в мини-группах - student2.ru

Глава 29

Наши рекомендации