Этап 1. работа над вопросами в мини-группах
В группе студентов формируются мини-группы из 3-5 человек. Каждая мини-группа получает список вопросов, которые предстоит осмыслить и выработать готовые варианты ответов. Вопросы для мини-групп
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «насилие»?
2. Какой смысл вы вкладываете в понятие «насильственное мышление»?
3. Как часто встречается насилие в повседневной жизни? Кто может стать жертвой насилия? Почему?
4. Что вы понимаете под скрытой формой насилия? В чем она выражена?
5. Какие виды насилия существуют и в каких формах оно проявляется?
6. В чем проявляется гендерный аспект насилия? Каковы причины такой направленности?
7. В чем вы видите проблему правовой и психологической защиты от насилия?
Первая часть работы заканчивается общим определением понятий «насилие» и «насильственное мышление».
Этап 2. Выстраивание схемы
С учетом продуманных вариантов ответов в процессе обсуждения поэтапно выстраивается схема «Прямое и скрытое насилие: гендерный аспект», основанная на структуре «дерева».
Первый вариант схемы отражает разграничение прямого и скрытого насилия. Второй вариант отражает виды, а третий — виды и формы насилия в семье и обществе (см. приложение 2).
На основе готовой схемы начинается работа по выявлению гендерного аспекта проблемы. Каждый отдельный вид насилия рассматривается в гендерной перспективе. Подчеркивается взаимосвязь прямого насилия («крона дерева») и структурного насилия («ствола дерева»).
Предполагаемые вопросы по схемам
I. Сексуальное насилие
1. В чем вы видите гендерный аспект сексуального насилия?
2. Почему насильниками являются в основном мужчины?
3. Проследите аттитюды преступника и жертвы в отношении сексуального насилия.
4. Объясните взаимосвязь сексуального насилия и других скрытых форм насилия.
II. Экономическое насилие
1. Кто чаще всего становится жертвой экономического насилия? Почему?
2. Как проявляется экономическое насилие на рынке труда и в семейной сфере?
3. Где следует искать корни экономического насилия?
Аналогично рассматриваются другие виды насилия и делается общий вывод о взаимосвязи прямого и структурного насилия.
Этап 3. Анализ текста
Предложенный текст (см. приложение 1) позволяет выйти на различные проблемные слои: отношение к женщине в религии, в правовой сфере, а также в социальной и семейной сферах. Вопросы для анализа
1. Какие виды насилия представлены в тексте?
2. Рассмотрите стратегии каждого действующего лица. Что лежит в основе их поведения?
3. Проанализируйте взаимосвязь физического, психологического и структурного насилия.
Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов
С целью выявления у студентов уровня насильственного (ограничивающего возможности и право выбора другого индивида) мышления им предлагается ответить на вопросы с помощью вариантов «да» или «нет» (см. опросник в приложении 1).
Дискриминирующие ответы оцениваются в 1 балл, недискриминирующие — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 15, минимальное — 0. Последние три вопроса не подлежат оценке, поскольку предполагают внутреннюю индивидуальную рефлексию.
В итоге, каждый студент индивидуально может оценить свой тип мышления, наличие стереотипов и осмыслить свои результаты.
В процессе последующего обсуждения разрешаются возникшие вопросы и сомнения, делаются основные выводы.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете фразу: «патриархат — культура насилия»?
2. В чем вы видите гендерный аспект проблемы?
3. Назовите структурные элементы насилия.
4. Как соотносятся между собой манифестное и структурное насилие?
5. Как влияет гендерная социализация на восприятие насилия?
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.; 2001.
2. Бурдье П. Начала. — М.: Socio-logos, 1994. — Гл. Социальное пространство и символическая власть. — С. 181-207.
3. Трошев И. В. Гендерные корреляты непосредственного поведения процесса общения // Журнал прикладной психологии. — 2000. - № 5.
4. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. — М., 2000.
5. Клецина И. С. Изучение половых различий как направление гендерных исследований в психологии // Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е. Г. Луковицкая. — Великий Новгород, 2002. - С. 32-36.
6. Клименкова Т. Насилие как основа культуры патриархатного типа: Гендерный подход к проблеме // Права женщин в России и выборы: Материалы тренинга. — М., 2001.
7. Лауретис Т.-Д. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации гендера // Антология гендерной теории. — Минск: Пропилеи, 2000. - С. 347-372.
8. Ловелле Р. П. Тревожность, страх и насилие, и их жертвы как компоненты человеческой среды начала XXI века // Журнал прикладной психологии. — 2000. — № 1.
9. Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии. — 1994. — № 9.
10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб., 2000.
11. Ровенская Т. «Виновата ли я...?», или Феномен гендерной вины (на материале женской прозы 80-х — начала 90-х годов) // Гендерные исследования. - 1999. - № 3. - С. 214-224.
12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.
13. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное решение конфликтов. Раздел II. - М., 1996. - С. 95-114.
14. Kaufmann M. Die Konstruktion von Maennlichkeit und die Triade maennlicher Gewalt // BauSteineMaenner. Kritische Maenner-forschung. Neue Ansaetze in der Geschlechtertheorie. — Berlin, Hamburg, 1996.-S. 138-171.
15. Conell R. Der gemachte Mann: Konstruktion und Krise von Maennlichkeiten. — Leske und Budrich. 1999.
Приложение 1
Письмо жены, которую бьет муж[24]
Мне за тридцать, и моему мужу столько же лет. У меня есть аттестат об окончании средней школы, и сейчас я посещаю местный колледж, пытаясь получить необходимое мне дополнительное образование. Мой муж окончил колледж, он специалист в своей области. Мы оба привлекательные люди и, как правило, нравимся окружающим и вызываем у них уважение. У нас четверо детей; мы живем в доме со всеми удобствами, о каких только могут мечтать люди, принадлежащие к среднему классу.
У меня есть все, кроме жизни без страха. В течение большей части моего замужества муж время от времени меня избивает. Что я подразумеваю под словом «избивает»? Я имею в виду, что он много раз наносил жестокие удары по разным частям моего тела, в результате чего у меня были болезненные синяки, кровоточащие раны, шишки, потеря сознания, а иногда все это сразу (...).
Он швырял в меня стаканы, он пинал меня ногами в живот, когда я была на последних месяцах беременности, он сбрасывал меня с кровати и бил, когда я лежала на полу, — и опять во время беременности. Он порол меня, сбивал с ног, поднимал иснова швырял на пол. Он бил меня кулаками и ногами по голове, груди, лицу и животу столько раз, что я сбилась со счета.
Я получала пощечины за то, что сказала что-то о политике, религии; за то, что ругалась или хотела близости. Он угрожал мне всегда.
После каждого избиения мой муж уходил из дома и не возвращался несколько дней. Очень немногие видели синяки на моем лице или распухшие от побоев губы, потому что после побоев я никогда не выходила из дома — мне было стыдно.
Несколько раз мой муж звонил мне через день-два, чтобы мы могли договориться, какую отговорку мне придумать, когда я вернусь на работу или пойду в магазин, и я выдумывала разные причины.
Конечно, первой реакцией на этот рассказ будет вопрос: почему вы не обратились к кому-нибудь за помощью?
Я обращалась. Вскоре после замужества я обратилась к священнику, который после нескольких моих визитов сказал, что мой муж на самом деле не хотел причинять мне вреда, а просто он запутался и чувствует неуверенность. Он призвал меня быть терпимее и проявить понимание. И что самое главное, мне было сказано простить мужа за побои, так же как распятый Христос простил меня. Я сделала иэто.
Но избиения продолжались. В следующий раз я обратилась к врачу. Он дал мне успокоительные таблетки и сказал, чтобы я легче смотрела на вещи. Просто я слишком нервная.
Я пожаловалась подруге, но когда об этом узнал ее муж, он обвинил меня в том, что я или выдумываю, или преувеличиваю ситуацию. Подруге было велено держаться от меня подальше. Она не послушалась, но больше помогать мне по-настоящему не могла. Только за то, что она мне поверила, ее заставили почувствовать себя предательницей.
Я обратилась в специализированную консультацию по семейным проблемам. Там мне сказали, что мой муж нуждается в помощи, и я должна найти способ контролировать ситуацию. Но я не могла контролировать избиения — именно из-за этого я и искала помощи. Оказалось, что на консультациях мне надо защищаться от подозрений в том, что я хотела, чтобы он меня бил, что я провоцировала его к побоям.
Я ходила еще к двум врачам. Один спросил меня, каким образом я провоцирую своего мужа. Другой спросил, неужели мы еще не помирились.
Один раз я позвонила в полицию. Они не только не приехали на вызов, а еще и позвонили через несколько часов и поинтересовались, все ли у нас «уладилось». К тому времени я могла быть уже мертва.
Если это случится снова, то мне некуда идти. Никто не хочет вмешиваться. Все, у кого я просила помощи, почему-то хотели возложить вину на меня и оправдать моего мужа. Я слышала это за всем, что они говорили. Священники, врач, консультант, муж моей подруги, полицейские — все они находили какой-нибудь способ, чтобы оправдать его.
Мужа, который бьет свою жену, не надо «провоцировать». Он набрасывается, когда захочет, и в любой момент находит для этого предлог (...).
Я знаю, что мне надо уходить от него. Но когда идти некуда, полагаешься только на себя. Я поняла, что мне никто не верит, и что я не могу рассчитывать ни на какую помощь.
Текст опросника
Вопросы | Да | Нет | |
Может ли мужчина быть домашним работником? | |||
Может ли женщина быть изнасилована мужем? | |||
Всегда ли в основе сексуального насилия лежит провокация со стороны женщины? | |||
Может ли среди Ваших друзей оказаться человек гомосексуальной ориентации? | |||
Выглядят ли смешно старые люди на дискотеке или в ночном баре? | |||
Может ли пожилая женщина стать жертвой изнасилования? | |||
Должна ли женщина обязательно стать матерью? | |||
Должен ли мужчина быть кормильцем семьи и обязательно зарабатывать больше денег? | |||
Может ли женщина вообще не работать? | |||
Можно ли оправдать насильника, если сама жертва выступала в роли провокатора? | |||
Если женщина не работает, находится ли она во власти или под контролем своего партнера? | |||
Согласны ли вы с понятием «нормальный человек»? | |||
Всегда ли человек, не соответствующий норме, вызывает у вас осуждение? | |||
Предпочтительнее ли оставлять ребенка с матерью? | |||
Должны ли пенсионеры освобождать молодежи рабочие места? | |||
Подвергались ли вы в жизни прямому насилию? | |||
Ощущали ли вы когда-нибудь внутренний протест против структурного насилия? | |||
Нужно ли менять установленные гендерные стереотипы? |
Приложение 2
Насилие в семье и обществе
Глава 29