Этап 5. Математическая обработка данных

Каждый испытуемый-участник диады получает по 6 лидерских статусов (за каждое задание). Статус вычисляется следующим образом. За письмен­ный выбор испытуемый получает максимум 2 балла (1 балл — за выбор себя в качестве лидера и 1 — за выбор партнером); в результате устной дис­куссии участники должны решить, кто же из них будет лидером, и тот, кого выбрали лидером, получает еще 1 балл; еще 1 балл испытуемый может получить по оценке экспериментатора, если он при решении задачи про­являл себя как лидер (если экспериментаторов двое, то берется среднее арифметическое из 2 оценок). Может быть и такая ситуация, когда реаль­но при решении задачи оба испытуемых были лидерами: оказывали влия­ние на решение и руководили действиями партнера.

В итоге участник диады может получить максимально 4 балла. Эта сумма делится на 4, и мы получаем лидерский статус, который изме­няется от 0 до 1.

Этап 6. Интерпретация результатов

Сравнивая лидерские статусы мужчин и женщин, представителей разных возрастов и этнической принадлежности, можно получить данные об эффективности выполнения лидерской роли разными ка­тегориями испытуемых в женских, мужских и смешанных по полу диадах. Кроме того, в результате исследования можно установить, при решении каких задач (женских, мужских или гендерно-нейтральных, по мнению психологов-экспертов) лидерство берет на себя мужчи­на или женщина, либо они делят лидерство поровну (традиционная, не­традиционная или эгалитарная модели распределения ролей).

Контрольные вопросы

1. Когда сформировалась гендерная психология лидерства за рубе­жом? Назовите ее первых исследователей.

2. Какие проблемы решает эта область социальной психологии?

3. Какие отечественные исследования по гендерной психологии ли­дерства вы знаете? В чем ее специфика?

4. Какие новые понятия, связанные с лидерством, появились в по­следнее время?

5. Кто эффективнее в роли лидера по результатам исследований: мужчины или женщины?

6. Что такое подобие гендерной и лидерской ролей и как это подо­бие связано с эффективностью лидеров разного пола?

7. Как пол последователей (подчиненных, ведомых) связан с эффек­тивностью выполнения лидерской роли мужчинами и женщинами?

8. В каких областях, сферах деятельности эффективнее мужчины-лидеры, а в каких — женщины?

9. Как называются ситуации распределения ролей лидеров и ведо­мых между мужчинами и женщинами: а) мужчина-лидер и жен­щина-ведомый; б) женщина-лидер и мужчина-ведомый и в) муж­чина и женщина — оба лидеры?

10. Назовите типы задач, лучше решаемых мужчинами, женщинами или обоими полами в равной степени. Как можно назвать такие типы задач? Приведите в доказательство мнения психологов-экс­пертов по результатам вашего исследования.

11. Какой пол эффективнее при решении гендерно-нейтральных и гендерно-направленных задач? В доказательство приведите ре­зультаты вашего исследования.

Литература

1. Амундсен К. Женщины и американская демократия. Большинство, которое заставляют молчать / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - С. 166-192; 276-335.

3. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. — М.: Новая Моск­ва, 1927.

4. Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, пре­восходства и недостатки. — М., 1899.

5. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.-Л., 1981.

6. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы пси­хологии. - 2000. - Ms 1. - С. 87-95.

7. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.

8. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидер­ства (на примере студенческих групп): Автореферат дис.... канд. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1981.

9. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ч. I - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

10. Введение в гендерные исследования: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Ч. II - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

11. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. Ч. I - М.: Изд-во МГУ, 2000.

12. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование по­знавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 63-71.

13. Гейманс Г. Психология женщины. — СПб., 1911.

14. Геодакян В. А. Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е. И. Соко­лов. - СПб., 1992.

15. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 53-62.

16. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб., 1998.

17. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. — СПб., 1909.

18. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1988.

19. Кочеткова Л. П. Вымирание мужского пола в мире растений, жи­вотных и людей. — М., 1915.

20. Mud M. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. — М.: Наука, 1988.

21. Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование сте­реотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы пси­хологии. - 2000. - № 1. - С. 68-86.

22. Обозов Н. Н. Мужчина + женщина = ?! - СПб., 1995.

23. Попова Л. В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С. 31-41.

24. Сюллеро Э. История и социология женского труда. — М.: Прогресс, 1973.

25. Усачева Н. А. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой куль­туре. — Алматы: Гылым, 1994.

26. Фрейд 3. Женственность // Сновидения: Избранные лекции. — М.: Водолей, 1991. - С. 158-180.

27. Хорни К. Женская психология. — СПб.: Вост.-Европ. ин-т Психо­анализа, 1993.

28. Чирикова А. Женщина во главе фирмы: стратегии успеха // Эко. — 1997.-№6.-С. 183-191.

29. Эллис Г. Мужчина и женщина. Этюд о вторичных половых при­знаках у человека / Пер. с англ. — СПб., 1898.

Приложение Рисунки к заданиям

Этап 5. Математическая обработка данных - student2.ru

Этап 5. Математическая обработка данных - student2.ru

Этап 5. Математическая обработка данных - student2.ru

Глава 25

Наши рекомендации