Обработка и обсуждение результатов
В опроснике выявляются установки студентов относительно распределения ролей в семи сферах семейной жизни: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) поддержание эмоционального климата в семье; 4) организация развлечений; 5) исполнение роли «хозяина»/«хозяйки»; 6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями; 7) организация семейной субкультуры. Полученные данные обрабатываются в соответствии с инструкцией, данной в приложении 6.
Чем выше получен балл, тем в большей степени данная роль в семье должна реализовываться женой, чем ниже — мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль должны реализовывать приблизительно в равной степени оба супруга. Минимальное значение 1 балл, максимальное — 4 балла.
В соответствии со стереотипными представлениями о распределении ролей в семье большую часть семейных обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечить материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением. Несмотря на то, что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, мужья не разделили со своими женами поровну функции, связанные с домашним хозяйством. Социологические исследования показывают, что с годами мало что меняется, женщины, как и прежде, уделяют домашним делам и уходу за детьми времени в два-три раза больше, чем мужчины [2; 7].
Исходя из характера распределения семейных ролей, выделяются три типа семей: традиционные, эгалитарные и промежуточные. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.
По результатам заполнения опросников «Пословицы» и «Распределение ролей в семье» студенты могут определить тип своих гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными. Если по опроснику «Пословицы» получены значения больше 37 баллов, то можно говорить о выраженности традиционных гендерных установок, если значения меньше 23 баллов — о выраженности эгалитарных установок. Значения от 24 до 36 свидетельствуют о неопределенных гендерных установках.
Результаты опросника «Распределение ролей в семье» интерпретируются следующим образом. Значения от 2 до 3 баллов дают информацию о наличии выраженных эгалитарных установок. Значения от 3 до 4 баллов при выполнении таких ролей, как воспитание детей, поддержание эмоционального климата, исполнение роли хозяйки, а также значения от 1 до 2 баллов при выполнении других ролей характеризуют студентов как подверженных традиционным гендерным установкам. Другие варианты значений относятся к неопределенным установкам.
Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)»
Задача данного этапа — развитие навыков анализа гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности.
На занятии каждый студент на основе эмпирических данных, полученных при определении специфики своих гендерных характеристик (этап психологической самодиагностики), выполняет письменную работу по составлению своего социально-психологического портрета. Для студентов, обучающихся на психологических факультетах, данное задание, как правило, не является новым, скорее всего, им уже приходилось сталкиваться с таким видом деятельности при освоении дисциплин «психодиагностика», «психология личности» и др. Тем не менее, при формулировании требований к работе можно напомнить студентам о следующем:
• начинать работу по составлению своего социально-психологического портрета в гендерном контексте следует с описания наиболее важных и устойчивых гендерных характеристик личности;
• связывать гендерные характеристики личности с другими своими социально-психологическими особенностями;
• соотносить гендерные характеристики с условиями собственной гендерной социализации;
• попытаться проследить динамику развития гендерных характеристик, построить прогноз их развития.
Общие рекомендации по выполнению работы могут касаться следующих моментов:
• осмысливать и сопоставлять полученные данные друг с другом;
• сравнивать результаты однородных характеристик, полученных при заполнении различных методик;
• сопоставлять данные с результатами самонаблюдения и с реальным поведением в социальных ситуациях.
В качестве критериев оценивания работы могут быть предложены следующие параметры.
1. Когнитивная сложность, полнота описания социально-психологических гендерных характеристик.
2. Умение сопоставлять и обобщать данные. Глубина анализа.
3. Адекватность использования социально-психологических и гендерных понятий.
4. Умение делать выводы.
5. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Контрольные вопросы
1. Перечислите известные вам гендерные характеристики личности.
2. Сравните гендерные стереотипы и гендерные установки: чем они похожи, чем различаются?
3. Какова роль гендерных стереотипов в ситуациях межгруппового и межличностного восприятия?
4. Какие методики можно использовать для изучения гендерных стереотипов?
5. Какие методики можно использовать для изучения гендерной идентичности?
Литература
1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. - 2000. - № 4. - С. 65-103.
3. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
4. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Д. Джери, Дж. Джери. Т. 1. А-О. - М.: ACT, 1999.
5. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной.- М., 1992. - С. 10-22.
6. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4.
7. Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 129-145.
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002.
9. Клецииа И. С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. междисциплинар. науч-практ. конф. — Минск: ООО «Энвила»; М., 2000. - С. 275-279.
10. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. Вып. 2. — СПб., 1998.
11. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.
12. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Олимп, ИНФРА, 1999.
13. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. I / Под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-605.
14. Кон И. С. Ребенок иобщество. — М.: Наука, 1988.
15. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М., 1984.
16. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
17. ПайнсЭ., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.
18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
19. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
20. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
21. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 1983. - Vol. 8. - № 4. - P. 598-615.
22. Koestner R., Aube J. A Multifactorial Approach to the Study of Gender Characteristic //Journal of Personality. - 1995. - Vol. 63. № 3. - p. 681-710.
Приложение 1