Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики

И. С. Клецина

Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой мно­гофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.

Гендерная идентичность— осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [12]. Гендерная идентичность — осозна­ние себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Возникая в результате процесса взаимодействия «Я» идругих, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [4].

«Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле: чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщи­ной» [20, с. 330]. Другими словами, гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как предста­вителя определенного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то есть осознание и переживание индивидом по­зиции Я по отношению к конкретным образцам или эталонам пола.

Маскулинность и фемининность— нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [19]. И. С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обо­значает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность соци­альных представлений, установок иверований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеаль­ного «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности [13].

По аналогии можно выделить и три значения понятия «фемининность».

Гендерные стереотипы— стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [5].

Гендерные установки— субъективная готовность кполотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.

Все гендерные характеристики являются составляющими Я-концепции личности. Гендер самый ранний, центральный и активно-организующий компонент Я-концепции. У большинства людей гендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее в основе гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому или женскому полу объединяет основные гендерные характеристики, че­ловек будет демонстрировать соответствующие полу характеристики, чтобы поддерживать чувство принадлежности к данному полу. Одна­ко мужчина или женщина даже с непротиворечивой гендерной иден­тичностью часто будет демонстрировать характеристики и поведение, ассоциируемое с другим полом. Глобальная гендерная идентичность, как правило, сохраняется неизменной в течение жизни, а ожидания, жизненные интересы, черты личности и полоролевое поведение мо­гут меняться. Данные изменения являются следствием возрастных трансформаций и накопленного жизненного опыта [22].

Гендерные характеристики как многофакторный конструкт не всегда тесно взаимосвязаны между собой. Каждая из гендерных ха­рактеристик может иметь свою историю развития и отличаться спе­цификой проявления.

Цель занятия

1. Познакомить студентов с методиками, позволяющими изучать гендерные характеристики личности.

2. Способствовать развитию у студентов навыков анализа собствен­ных гендерных характеристик.

Оснащение

Тексты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик:

1. Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?» (приложение 1).

2. Опросник С. Бэм (приложение 2).

3. Тест Лири (приложение 3).

4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) (приложение 4).

5. Опросник «Пословицы» (приложение 5).

6. Опросник «Распределение ролей в семье» (приложение 6).

Порядок работы

Данное занятие рассчитано на 6-8 часов. Время проведения за­нятия зависит от того, как много внимания преподаватель будет уде­лять обсуждению теоретической информации. В ходе практическо­го занятия студентам предлагается под руководством преподавате­ля последовательно заполнить комплекс опросников, направленных на изучение гендерных характеристик, а затем, обобщив и проана­лизировав результаты, подготовить текст письменной работы «Со­циально-психологический портрет (гендерный аспект)». Завершаю­щая часть занятия — подготовка социально-психологического порт­рета на основе анализа собственных гендерных характеристик — может быть проведена как самостоятельная внеаудиторная работа. Этапы работы на занятии:

Этап 1.Психологическая самодиагностика.

Этап 2.Подготовка письменной работы «Социально-психологи­ческий портрет (гендерный аспект)».

Наши рекомендации