Опросник, предлагаемый для оценки
Образов: «Идеальная женщина»,
«Женщина в отличие от мужчины»,
«Предназначение женщины»,
А также для оценки женщинами самих себя
% | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | |||
Отталкивающая | Располагающая | ||||||||||||
Некрасивая | Красивая | ||||||||||||
Необаятельная | Обаятельная | ||||||||||||
Не увлекает | Увлекает | ||||||||||||
Не вызывает доверия | Вызывает доверие | ||||||||||||
Глупая | Умная | ||||||||||||
Безучастная | Доброжелательная | ||||||||||||
Неискренняя | Искренняя | ||||||||||||
Неуверенная | Уверенная | ||||||||||||
Робкая | Смелая | ||||||||||||
Скованная | Свободная | ||||||||||||
Слабая личность | Сильная личность | ||||||||||||
Не имеет собственного мнения | Имеет собственное мнение | ||||||||||||
Пассивная | Активная | ||||||||||||
Замкнутая | Открытая | ||||||||||||
Надеется только на себя | Надеется на помощь других | ||||||||||||
Расчетливая | Непосредственная | ||||||||||||
Любит риск | Любит стабильность | ||||||||||||
Аналитический ум | Образное мышление | ||||||||||||
Независимая | Ориентируется на мнение других | ||||||||||||
Любит соревноваться | Предпочитает компромиссы | ||||||||||||
Черствая | Внимательная к потребностям других | ||||||||||||
«выражается» | Не пользуется грубыми словами | ||||||||||||
Недоверчивая | Доверчивая | ||||||||||||
Безразличная | Сочувствующая | ||||||||||||
Сдержанная | Эмоциональная | ||||||||||||
Не имеет дома животных | Имеет дома животных | ||||||||||||
Рациональная | Надеется на интуицию | ||||||||||||
Степенная | Суетливая | ||||||||||||
Фамильярная | Корректная | ||||||||||||
Низкий социальный статус | Высокий социальный статус | ||||||||||||
Имеет узкий круг интересов | Имеет широкий круг интересов | ||||||||||||
Плохо одета | Хорошо одета | ||||||||||||
Мало зарабатывает | Хорошо зарабатывает | ||||||||||||
Несчастная | Счастливая | ||||||||||||
Неорганизованная | Организованная | ||||||||||||
Неревнивая | Ревнивая | ||||||||||||
Предсказуемая | Непредсказуемая | ||||||||||||
Ненадежная | Надежная | ||||||||||||
Имеет любовника (ков) | Верная жена | ||||||||||||
Умеет готовить | |||||||||||||
Любит детей | |||||||||||||
Образованная | |||||||||||||
Раскрепощена в сексе | |||||||||||||
Спортивная |
Приложение 2
Опросник, предлагаемый для оценки
Образов «Идеальный мужчина»,
«Мужчина в отличие от женщины»,
«Предназначение мужчины»,
А также для оценки мужчинами самих себя
% | % | % | % | % | % | % | % | % | % | % | |||
Отталкивающий | Располагающий | ||||||||||||
Некрасивый | Красивый | ||||||||||||
Необаятельный | Обаятельный | ||||||||||||
Не увлекает | Увлекает | ||||||||||||
Не вызывает доверия | Вызывает доверие | ||||||||||||
Глупый | Умный | ||||||||||||
Безучастный | Доброжелателен | ||||||||||||
Неискренний | Искренний | ||||||||||||
Неуверенный | Уверенный | ||||||||||||
Робкий | Смелый | ||||||||||||
Скованный | Свободный | ||||||||||||
Слабая личность | Сильная личность | ||||||||||||
Не имеет собственного мнения | Имеет собственное мнение | ||||||||||||
Пассивный | Активный | ||||||||||||
Замкнутый | Открытый | ||||||||||||
Надеется только на себя | Надеется на помощь других | ||||||||||||
Расчетливый | Непосредственный | ||||||||||||
Любит риск | Любит стабильность | ||||||||||||
Образное мышление | Аналитический ум | ||||||||||||
Независимый | Ориентируется на мнение других | ||||||||||||
Любит соревноваться | Предпочитает компромиссы | ||||||||||||
Черствый | Внимателен к потребностям других | ||||||||||||
«Выражается» | Не пользуется грубыми словами | ||||||||||||
Недоверчивый | Доверчивый | ||||||||||||
Безразличный | Сочувствующий | ||||||||||||
Сдержанны ft | Эмоциональный | ||||||||||||
Не имеет дома животных | Имеет дома животных | ||||||||||||
Надеется на интуицию | Рациональный | ||||||||||||
Степенный | Суетливый | ||||||||||||
Фамильярный | Корректный | ||||||||||||
Низкий социальный статус | Высокий социальный статус | ||||||||||||
Имеет узкий круг интересов | Имеет широкий круг интересов | ||||||||||||
Плохо одет | Хорошо одет | ||||||||||||
Мало зарабатывает | Хорошо зарабатывает | ||||||||||||
Несчастный | Счастливый | ||||||||||||
Неорганизованный | Организованный | ||||||||||||
Неревнивый | Ревнивый | ||||||||||||
Предсказуемый | Непредсказуемый | ||||||||||||
Ненадежный | Надежный | ||||||||||||
Имеет любовниц(у) | Верный муж | ||||||||||||
Умеет готовить | |||||||||||||
Любит детей | |||||||||||||
Образованный | |||||||||||||
Раскрепощен в сексе | |||||||||||||
Спортивный |
Глава 19
Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы
Н. К. Радина
Вводные замечания
Понятие «идентичность» — одно из относительно новых и одновременно популярных понятий в психологии личности получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание на то, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной. В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие «идентичность» подверглось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела—Тернера).
Социальная идентичность предполагает, что человек определяет себя не только как конкретную личность, но и как члена многих социальных групп. В этой логике базовыми структурами социальной идентичности являются гендерная (основывается на половой принадлежности) и этническая (основывается на этнической принадлежности) идентичности. Обе эти структуры базируются на «природной» предопределенности, но в дальнейшем связываются с принадлежностью к различным социальным группам.
Итак, гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе. При этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризует. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В. С. Агеев, И. С. Кон, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский и др.
Понятие «идентичность» наиболее тесно связано с понятием «Я-концепция личности». Идентичность — ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ Я, картину Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни. В данном контексте гендерная идентичность может быть представлена утверждением «Я как женщина» или «Я как мужчина». В связи с этим нередко идентичность изучают, используя психологический инструментарий, разработанный для Я-концепции.
В отечественной психологии присутствуют два условно сходных термина, которые используют для определения этого вида социальной идентичности: половая идентичность и гендерная идентичность. Однако за каждым термином стоит различное понимание данного феномена. Термин «половая идентичность» используют исследователи, придерживающиеся взглядов, согласно которым «женское» или «мужское» в личности во многом биологически детерминировано. Термин «гендерная идентичность» предпочитают те, кто «создание гендера» считает элементом культуры, а «мужское» и «женское» представляет как социальные конструкты.
Небиологическая трактовка «гендера» позволяет анализировать ряд социальных феноменов, связанных с положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых — гендерное неравенство — характеризует такое социальное устройство, где различные социальные группы обладают неравными возможностями в обществе. Таким образом, в русле теории социальной идентичности Тэджфела -Тернера мужчины и женщины рассматриваются как социальные группы, обладающие различным социальным статусом.
Известно, что высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. В связи с этим позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) служат компенсацией за отсутствие достижений в «силовой позиции». Как у членов низкостатусной группы у женщин, по сравнению с мужчинами, меньше развито чувство идентификации со своей группой; они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы — мужчин [14].
Женскую идентичность определяют через категоризацию себя как представителя женской социальной группы. Женская идентичность предполагает воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.
Мужская идентичность — категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.
Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек. Родители с младенческого возраста создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы [2; 7].
Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка. Его воспитатели, как правило, женщины, что обусловливает недостаточность объектов для идентификации. Кроме того, «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявлений «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного и т. д.) [2; 3; 7]. Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации [6].
На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к поведению мальчиков [11]. Кроме того, с детства ее окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако меньшая ценность «женского» в обществе затрудняет развитие позитивной Я-концепции девочки. Принадлежность к «лучшей половине человечества», но реально «менее ценной» и обладающей меньшими возможностями и властью социальной группе, рождает проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка обладает высокими социальными способностями и склонна лидировать [13].
Гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества.
Содержание гендерной идентичности возможно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в следующей таблице [1].
Сравнительные характеристики качественных и количественных методов
Основания для сравнения | Качественные методы | Количественные методы |
Статистические процедуры | Игнорирование | Акцент |
Выборка | Меньшая | Большая |
Парадигма | Близка к «понимающей психологии» Индуктивный анализ | Близка к естественнонаучной парадигме Дедуктивный анализ |
Происхождение | Из гуманитарных наук | Из естественных наук |
Методики | Нестандартизированные | Стандартизированные |
Проблематика | Более частная | Более общая |
Использование на этапе | Знакомства с проблемой, перехода на новый уровень понимания | Уточнения деталей, выявления закономерностей |
Преимущества | Открытое восприятие разнообразия феноменологии социально-психологических явлений, более глубокий анализ, экономичность | Больший охват. Возможность больших обобщений. Относительная легкость обработки результатов |
Недостатки | Большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, необходимость участия высококвалифицированных исследователей | Заданные рамки в анализе социально-психологической реальности, невозможность исследовать те явления, которые не укладываются в исходную концепцию |
Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное полустандартизированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от участников «субъективной» информации о том, как они воспринимают различные явления [1, с. 281].
Цель занятия— изучить и практически применить методику «Фокус-группа» (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.
Оснащение
1. Список вопросов («топик-гайд»).
2. Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей.
3. Комфортные условия для размещения группы.
4. Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага.
5. Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирования процесса групповой дискуссии.
Звукозаписывающая аппаратура (магнитофон и2-3 микрофона), возможна видеозапись с неподвижной и движущейся видеокамерой, демонстрационная доска (или стена), на которой можно разместить материалы для анализа группой или результат коллективного творчества. Необходимы ручки, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, клей, ножницы, комплекты журналов с нужными иллюстрациями. Перечень предметов для оснащения обсуждается на этапе подготовки программы исследования.
Порядок работы
Этап 1.Подготовка списка вопросов.
Этап 2.Проведение фокус-группы.
Этап 3.Обработка результатов.