Гендерные стереотипы: какими должны
Быть мужчины и женщины
• Замужество — признак «социальной нормы».
• Женщина должна всегда хорошо выглядеть.
• Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка.
• Мужчина может быть пьяным, и это его не портит.
• Женщина должна родить ребенка.
• Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской профессией.
• Женщина не должна стремиться заработать больше мужчины.
• Мужчина — добытчик.
• Мужчина — защитник.
• Мужчина главнее, он продолжатель рода.
• Мужчина может/женщина должна.
• В своем поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине;
• Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуальные партнеры.
• Женщина должна быть сексуально привлекательной.
• Женщина должна выходить замуж девственницей.
• Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине.
• Материнство — основа жизни женщины.
• Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоевывать.
Таблица 1
Гендерные стереотипы | Гендерные роли | |
Семья, сфера межличностных отношений | ||
Профессиональная деятельность | ||
Личностные характеристики |
Глава 18
Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала
О. Л. Кустова
Вводные замечания
Современные исследования в области феминистской и гендерной теории очень обширны. Феминистское движение в сравнении со всей историей homo sapiens — достаточно молодой социальный процесс, но уже уверенно стоящий на ногах, достаточно разветвленный и имеющий свои проработанные методологические основания. К настоящему времени в направлении, которое изначально определялось как движение женщин за свои права, выделяется целый ряд самостоятельных течений — радикальный феминизм, либеральный, марксистский, социалистический, культурный, религиозный, сепаратистский, лесбийский, антирасистский и др. [3]. В центр внимания гендерных исследований помещается, по меньшей мере, пять полов (женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный) [11]. Большое количество подобных исследований, разработок, движений, безусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положительные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности. Интерес к данной проблематике в настоящее время велик, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существованием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, армированность гендерных установок — до сих пор одна из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика иизучение гендерных стереотипов представляется необходимой.
Согласно Большому толковому социологическому словарю, под стереотипомпонимается совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям [2]. Таким образом, стереотипы в отношении различных групп, в том числе гендерных, ведут к восприятию индивидуумов в соответствии с необоснованными и предвзятыми мнениями.
Категории фемининности и маскулинностидо сих пор однозначного определения не имеют имогут быть рассмотрены как минимум в трех разных значениях [4][10].
Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.
Маскулинность ифемининность как аскриптивные категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина иженщина, какие качества им приписывают.
Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории — системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических мужчин иженщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон.
Представляемая нами разработка может быть использована для диагностики стереотипов, содержащих разные значения фемининности и маскулинности.
Под гендерными стереотипамипонимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «фемининности».
Традиционно женскими, фемининными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» итолько потом «работница», «профессиональный деятель».
Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характеристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность и т. п.
Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосемантикаиспользуется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя.
Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6].
В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит коценке себя идругих.
Выделение таких категориальных структур — структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.
В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуального сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характеризующих мужчин и женщин).
Методологическим инструментарием был выбран один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека.
Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных иуниполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными иописательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по формированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуникативного воздействия [5, 7].
В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 биполярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антонимов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петренко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно[11] с опорой на логику и процедуру разработки, представленную в монографии «Психосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соответствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] иBSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современности». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содержание факторов отражает достаточно независимые линии измерения, так что некий образ может быть оценен, например, как сильная личность с низким социальным статусом.
Приводим примерную методическую разработку практического занятия по диагностике гендерных стереотипов.
Цель занятия— выявить существующие гендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях, а также сравнить поведенческую модель студента с его гендерными представлениями. Гендерные стереотипы изучаются методом личностных семантических дифференциалов (ЛСД).
Оснащение
Бланки опросников (см. приложения 1 и 2)[12].
Ручки или карандаши для заполнения.
Калькулятор для подсчета результатов.
Порядок работы
Этап 1.Характеристика образов «Я» — заполнение бланков.
Этап2. Обработка данных.
Этап3. Сравнение и результаты.