Этап 5. Сюжетно-ролевая игра «Собеседование»
Участникам предлагается разыграть сюжет на тему «Собеседование», в котором проявляется какой-либо вид дискриминации.
Возможные сюжеты
Сюжет 1.Дискриминация в ситуации приема на работу.
Роль руководителя (мужчины). Во время собеседования при приеме на работу работодатель сообщает девушке, претендующей на вакансию, что ее кандидатура отклоняется, так как должность начальника отдела, на которую объявлен конкурс, должна быть занята мужчиной. В представлениях работодателя молодая девушка (25 лет), не замужем, даже с хорошим образованием и опытом работы по специальности не может справиться с работой руководителя. Кроме этого, работодатель опасается, что она выйдет замуж и уйдет в декрет, что экономически невыгодно организации.
Роль кандидата на вакансию (женщины). В такой ситуации собеседования участница выстраивает свой ответ, опираясь на собственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу. В процессе собеседования она пытается изменить предубеждение работодателя.
Сюжет 2.Дискриминация в ситуации продвижения в должности.
Роль руководителя (мужчины). Он вызывает подчиненного (женщину), потенциального кандидата на должность заместителя. Он сообщает ей, что отклоняет ее кандидатуру, так как считает, что она не справится с обязанностями управленца, потому что женщинам не свойственно логическое мышление, сдержанность. Кроме этого, руководитель считает, что новая должность потребует посвящать больше времени работе, что затруднит выполнение семейных обязанностей для женщины.
Роль подчиненного (женщины). В такой ситуации собеседования участница выстраивает свой ответ, опираясь на собственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу.
Сюжет 3.Дискриминация в ситуации повышения квалификации.
Роль руководителя (мужчины). Он отказывает подчиненной (женщине) в оплате курсов повышения квалификации, но собирается оплатить их другому сотруднику — мужчине.
Роль подчиненного (женщины). В такой ситуации собеседования участница выстраивает свой ответ, опираясь на собственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу. Она пытается выяснить причины отказа, так как знает, что вместо нее оплата за курсы будет произведена другому сотруднику-мужчине.
Примечание
Сюжеты даны схематично, поэтому участники, вызвавшиеся играть участников собеседования, сами предлагают конкретные черты организации и персонажей. Ролевая игра обычно проходит в оживленной форме, и участники проявляют свои творческие способности.
До начала проигрывания каждого сюжета участники получают небольшие листочки, на которых написано содержание их роли и 2-3 минуты обсуждают их: придумывают место и время, где протекают события; дают имена персонажам; обсуждают итог собеседования.
Желательно ввести ограничение по времени на разыгрывание сюжета — не более 15-20 минут. На усмотрение ведущего занятия или по решению группы могут быть разыграны не все сюжеты или добавлены сюжеты, предложенные самой группой.
Этап 6. Обсуждение результатов
После разыгрывания сюжетов проводится обсуждение в группе, где каждый участник занятия, включая игравших роли, говорит о собственных впечатлениях, опираясь на следующие позиции.
• Насколько типичными/нетипичными показались вам сюжеты, изображающие ситуации принятия кадровых решений?
• Какие гендерные установки проявились в высказываниях, позиции или поведении руководителя и подчиненных?
• Кому вы симпатизировали/к кому почувствовали неприязнь в ходе разыгрывания сюжета?
• Проявились ли в восприятии сюжета ваши гендерные установки?
Контрольные вопросы
1. Как понимается установка в психологии, и из каких компонентов она состоит?
2. В чем заключается существенное отличие между стереотипом и предубеждением?
3. Перечислите несколько возможных гендерных предубеждений.
4. Что такое дискриминация по признаку пола? Перечислите ее виды.
5. Как гендерные предубеждения могут проявляться и поддерживать дискриминацию по признаку пола?
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 236-237, 240-241, 303-305.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т 2. — М., 1992.
3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
4. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ, 2001.
Приложение