Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе»
Инструкция
Перед вами схематичный рисунок женщины и мужчины. В течение 15-20 минут постарайтесь на отдельном листке описать этот конфликт так, как вы его представляете. Это может быть вымышленная или реальная история, в процессе описания которой вы имеете право давать имена, характеристики и высказывания персонажам, излагать сюжет в таком виде и до такой степени, как сочтете возможным.
Этап 2. Обработка результатов сочинения
Протокол исследования: Проективное сочинение «Конфликт на работе»
Критерии анализа | Качественный показатель (варианты ответов) | Количественный показатель (отметка о наличии) |
1. Социальный статус | Равный статус | |
Подчиненный — мужчина | ||
Подчиненная — женщина | ||
2. Характеристики | Варианты описания «Женщины» | |
Внешность, одежда | ||
Образование | ||
Профессионализм | ||
Личные качества | ||
Семейное положение | ||
Другое... | ||
Варианты описания «Мужчины» | ||
Внешность, одежда | ||
Образование | ||
Профессионализм | ||
Личные качества | ||
Семейное положение | ||
Другое... | ||
3. Отношения | Конкуренция | |
Нападение, борьба | ||
Флирт | ||
Психологическая зависимость | ||
Другое... | ||
4. Причина конфликта | Разная информированность | |
Профессиональные качества | ||
Гендерные установки | ||
Поведение | ||
Другое... | ||
5. Разрешение конфликта | Урегулирован женщиной | |
Урегулирован мужчиной | ||
Урегулирован третьим лицом | ||
Незавершен |
После завершения работы над составлением сочинения испытуемым предлагается проанализировать собственное сочинение по степени выраженности следующих критериев:
• социальный статус (позиция) персонажей;
• характеристики;
• отношения (контекст) между персонажами;
• причина конфликта (мотивы персонажей);
• разрешение конфликта (итог).
Результаты подсчетов по каждому пункту плана заносятся в протокол исследования.
Примеры сочинения изаполнения протокола анализа сочинения приведен в приложении.
Этап 3. Обсуждение результатов
После заполнения протокола участники занятия обсуждают в микрогруппах по 4-5 человек полученные результаты по следующим позициям:
• доминирующие тенденции в описании ситуации и персонажей;
• степень выраженности гендерных установок в описании конфликта. Затем рекомендуется обсудить полученные результаты и возникшие в ходе работы над сочинениями вопросы в общей группе. В конце обсуждения ведущему предлагается обратить внимание участников на то, как соотносятся особенности описания конфликта в сочинениях участников с выявленным гендерным стереотипом (см. занятие «Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности»). Здесь могут быть отражены следующие связи:
• перенос (проекция) самоописания на описание персонажей;
• степень выраженности (больше/меньше) гендерных стереотипов в различных заданиях;
• приоритеты (иерархия) в самоописаниях и описаниях персонажей, их отношениях, статусе, причине и способе решения конфликта.
Примечание
В ходе обсуждения результатов задания участники часто обращаются к конкретному опыту иохотно описывают реальные случаи из собственной жизни или жизни знакомых им людей. В этом случае можно обсудить вопрос о том, насколько типичны или часто встречаются описываемые ситуации.
Важным для подведения итогов по этому заданию служит акцент на том, насколько заметны в описаниях проявления неравенства в отношениях между персонажами.
Этап 4. Информационное сообщение ведущего
Ведущему рекомендуется сделать небольшое информационное сообщение о дискриминации по признаку пола.
Текст сообщения
Гендер — это социально-психологический конструкт, отражающий сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе. Гендер — это социально-психологическое измерение, фиксирующее специфику социально-психологических отношений, и укорененное в культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, особенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие. Это означает, что предписания, соответствующие мужественности и женственности, их исполнение могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский, часто связанным и с дискриминацией по половому признаку.
Дискриминация по половому признаку — это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. Дискриминация проявляется в таких областях, как занятость, политическая и религиозная карьера, обеспечение жильем, социальная политика, право на собственность в гражданском и уголовном праве.
Изучение особенностей дискриминации наиболее разработано в рамках экономического анализа гендерного разделения труда. Основное внимание здесь сосредоточенно на изучении механизмов, трансформирующих мотивы наемных работников и работодателей в конкретные социально-экономические различия между полами на рынке.
Различают несколько видов дискриминации: в оплате труда; при найме на работу; при сокращении персонала; при продвижении в должности; в повышении квалификации.
Ключевым вопросом при экономическом анализе дискриминации является объяснение причин ее возникновения и механизмов поддержания. К настоящему времени наиболее разработано в этом отношении неоклассическое направление экономической мысли, в котором выделяются три базовых подхода, объясняющих происхождение и сущность дискриминации:
1) дискриминация на уровне предпочтений (дискриминация женщин со стороны работодателя, потребителя, коллег);
2) статистическая дискриминация, основанная на «статистическом предубеждении» работодателей, распространяющих на отдельных женщин свойства и характеристики, которые они считают присущими всем представительницам данного пола;
3) дискриминация, обусловленная монопольной структурой рынка труда [4, с. 126-127].
Таким образом, даже в области экономического анализа видов и причин дискриминации по признаку пола обнаруживается социально-психологический механизм поддержания неравенства, а именно — влияние субъективных установок и предубеждений людей на поведение. Наиболее остро проявляясь в ситуациях, где открыто сталкиваются интересы различных гендерных групп, предубеждения не всегда бывают осознанными, но могут быть исследованы различными способами.