Семинар 2. Гендерные стереотипы младших школьников.
2.1 Опрос: детей просят устно или письменно ответить на вопросы (Какими должны быть мальчики? Какими должны быть девочки? И т. п.). Опрос возможно проводить в групповой форме (с классом) в письменном виде. Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и напишите на одной стороне листка, какими должны быть девочки, а на другой стороне — какими должны быть мальчики. Правильных и неправильных ответов здесь нет, напишите то, что вы думаете. Сверху напишите свой пол (мальчик или девочка), имя и фамилию писать не обязательно». Обработка данных проводится с помощью метода контент-анализа. Студент должен сам выделить категории контент-анализа, которые будут включать в себя особенности характера, поведения, внешности и др. Проводится анализ и интерпретация полученных результатов. Анализируются представления мальчиков и девочек о своем и противоположном поле. Создается групповой портрет мальчика и девочки, какими они должны быть по представлениям младшеклассников. В портрете выявляются стереотипные маскулинные и фемининные характеристики, выдвигаются предположения о причинах.
2.2 Наблюдение на уроке: фиксируется и анализируется степень и форма проявления активности мальчиками и девочками, система поощрений и наказаний учителя, реакции учителя по отношению к мальчикам и девочкам. В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях 1 и 2. Анализ осуществляется по схеме, предложенной в пунктах 1.4. и 1.5.
2.3 Наблюдение на перемене: фиксируются и анализируются виды деятельности мальчиков и девочек (по содержанию, степени активности и т. п.). В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях. Анализ осуществляется по схеме, предложенной в п. 1.4.
2.4 Проективный метод (статический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку. Исследование можно проводить с группой школьников (в классе). Инструкция детям: «Пожалуйста, нарисуйте на одной стороне листа девочку, а на другой — мальчика. Назовите их иподпишите имена. Сверху на листе напишите свой пол и возраст». Обработка результатов: фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одежда, степень прорисовки отдельных атрибутов или частей тела и др.). Задача студента состоит в выявлении степени стереотипизированности образов мальчика и девочки, а также специфики представлений о своем ипротивоположном поле. Анализ именования возможно производить по желанию самого студента; оно вводится на тот случай, если нарисованные фигуры андрогинные и трудно отличить нарисованного мальчика от нарисованной девочки.
2.5 Проективный метод (динамический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку в процессе какой-либо деятельности. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодействия. Обработка полученных данных производится аналогично п. 2.4. Для определения характера деятельности можно использовать следующие категории: вид деятельности (трудовая, игровая, учебная, развлекательная), степень активности, наличие других персонажей истепени взаимодействия с ними, маскулинность-фемининность видов деятельности и др.
2.6 Ассоциативный эксперимент (слова-стимулы: «мама», «папа»; «мальчик», «девочка»; «мужчина», «женщина» и т. п.). Инструкция и обработка данных: см. п. 1.1. Проведение исследования возможно в групповой форме в письменном виде.
Семинар 3. Гендерные стереотипы подростков и студентов.
Опрос (по предложенной преподавателем или составленной студентом анкете) может быть произведен в групповой форме в письменном виде. Например, если студент ставит своей целью изучение гендерных стереотипов в семейных отношениях, то вопросы могут быть примерно такими: «Кто должен принимать основные решения в семье? Кто должен быть главой семьи? Кто должен заниматься воспитанием детей? Кто должен зарабатывать деньги в семье?» и т. д. Обработка данных: ответы на вопросы оцениваются с точки зрения их отнесенности к одной из трех категорий: традиционно-патриархальные (муж — глава семьи, обязанности мужчины иженщины строго определены их полом), эгалитарные (нет дифференциации обязанностей по признаку пола), нетрадиционные (жена — глава семьи, обязанности мужчины и женщины противоположны традиционным). Подсчитывается частота встречаемости каждой из трех категорий. Выявляется степень стереотипизированности представлений испытуемых о роли мужчины и женщины в семье. Возможны и другие варианты: изучение гендерных стереотипов в профессиональной сфере, в личностной сфере и т. д.
3.1 Работа со списком характеристик: предлагается оценить степень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шкале с определенным количеством баллов. Студенту предлагается самостоятельно выделить социально-психологические характеристики личности (возможно использование методик Лири, С. Бэм и др.). Студент сам выбирает шкалу, которая содержит от 2 градаций (наличие/отсутствие признака) до 10 (определяется степень выраженности признака). Список характеристик представляется каждому испытуемому на специально приготовленном бланке ответов. Обработка данных: выделяются характеристики, типичные для мужского и женского пола, гендерно-нейтральные характеристики и степень их выраженности.
3.2 Сочинить сказку. Испытуемым предлагается сочинить и записать сказку на любую тему. Обработка данных: подсчитывается количество мужских и женских персонажей и анализируются их характеристики, виды деятельности, формы поведения и т. д. Выявляется отсутствие/наличие гендерных стереотипов, спроецированных на персонажей.
3.3 Проективный метод (статический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик. Сбор и обработка данных: см. п. 2.4.
3.4 Проективный метод (динамический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину в процессе какой-либо деятельности. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодействия. Сбор и обработка данных: см. п. 2.5.
Этап 2. Выступления студентов
В своем выступлении студент должен дать не только информацию о проделанной работе, но и свою личную оценку проблемы, выразить личное отношение к затрагиваемым вопросам.