Этап 8. Информационное сообщение преподавателя

Целипсихологической работы с гендерными стереотипами[8].

Гендерные стереотипы — неотъемлемая часть повседневных прак­тик. Как писала Дж. Батлер, все общество «гендерно-схематизировано». Основной целью в работе с гендерными стереотипами является их осознание. Почему? Ответ на данный вопрос может быть найден при анализе механизмов действия гендерных стереотипов.

Социальный стереотип определяет способы восприятия человеком со­циальных явлений, а также его поведение в различных ситуациях. Инди­вид всегда стремится следовать социальному стереотипу, поскольку принимает его как истинное знание. Особенностью любого социального сте­реотипа является ограничения выбора субъекта в решении разных жиз­ненных ситуаций. Почему? Потому что социальный стереотип всегда со­держит ограниченное количество решений. Когда индивид, внутренне со­гласный с содержанием стереотипа, сталкивается с несоответствием его и собственного поведения, он может переживать значительный внутренний дискомфорт. В дальнейшем он будет стремиться избегать нестереотипно­го поведения.

Осознание гендерных стереотипов предоставляет человеку выбор. В каждой жизненной ситуации субъект свободно выбирает способы поведения независимо от того, насколько они соответствуют его гендерным стереотипам.

Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов

Задание

Придумайте рекламу, рекламное сообщение, которое не содержа­ло бы гендерных стереотипов. Вы можете не только составить текст, но и изобразить ее в виде плаката.

Сначала работа выполняется в группах по 4-6 человек. Студентам предлагается воспользоваться листами бумаги формата А4, цветны­ми карандашами, фломастерами. Затем каждая группа представляет созданную рекламу. После каждого представления преподаватель спрашивает: что вам понравилось в том, как группа придумала рекла­му, не содержащую гендерных стереотипов?

После представления всех рекламных изображений, можно обсу­дить, с какими трудностями столкнулись студенты при их создании. Эти трудности будут указывать на жизнестойкость и жесткость содер­жания гендерных стереотипов.

Этап 10. Подведение итогов занятия

Преподаватель спрашивают студентов о том, что им понравилось в за­нятии, что было важно, что нового они сегодня узнали. Задача препо­давателя просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая со­ветов. Затем преподаватель сам отвечает на возникшие вопросы.

Цельработы: осознание результатов и подведение итогов работы на занятии.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие гендерный стереотип. Приведите примеры гендерных стереотипов.

2. Перечислите виды гендерных стереотипов?

3. Назовите негативные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике.

4. Какие вы знаете позитивные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике?

5. Как соотносится самореализация и гендерные стереотипы?

6. Назовите основную цель в работе с гендерными стереотипами. Обоснуйте свой ответ.

7. Возможно ли существование общества без гендерных стереотипов? Обоснуйте свой ответ.

8. Как сформировались современные гендерные стереотипы?

Литература

1. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социаль­но-психологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161.

2. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психо­логические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1998. - С. 188-202.

3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999.

4. Мани Д., Такер П. Ориентация // Сексология. - СПб.: Питер, 2001.-С. 126-133.

5. Фаррел С, Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187-192.

Глава 11

Гендерные стереотипы: возрастной аспект

Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева

Вводные замечания

Гендерный стереотип — «упрощенный схематизированный, эмоцио­нально окрашенный образ мужчины и женщины» [7, с. 188].

Выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой группе отно­сятся стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические качества и свой­ства личности, стиль поведения. «Мужское» (маскулинное) или отожде­ствляемое с ним считается позитивным, значимым, доминирующим, ра­циональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» (фемининное) связывается с негативным, вторичным, чувственным, телес­ным, греховным, природным, пассивно-репродуктивным [3].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отра­жают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти по­нятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, по­рой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [15]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения меж­ду людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин — профес­сиональная [1;2;7; 14; 18], соответственно и оценка успешности лич­ности связана с выполнением этой роли. Бытует мнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщи­ны — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая поло­вина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих ка­честв, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, на­учной деятельности» [17, с. 234-235]. Таким образом, женщина долж­на реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макро­среде (работа, политика, наука).

Многие писатели, политики, общественные деятели (например, Л. Коваленко, В. Распутин, В. Крупин) ратуют за возвращение женщи­ны в семью [4]. Есть и те, кто занимает противоположную позицию. Так, М. Г. Панкратова [10] считает, что «возврат» женщины в семью не будет благом. Работающая женщина более самостоятельна и в большей мере способна понимать проблемы и интересы мужа и детей.

Несколько иной точки зрения придерживается Г. В. Турецкая [12]. Она выделяет две группы «деловых» женщин по параметру страха успеха. Первая группа ориентирована на карьеру, вторая — на семью. Но обе ощущают беспокойство и вину из-за того, что не уделяют се­мье достаточно внимания [5].

Вопрос о семейной роли мужчины также достаточно актуален. Муж­чина практически не включен в дела семьи, принятие решений, так как «мужские» обязанности выходят за рамки семьи [1, 8, 11]. Мужчина становится инфантильным: не хочет ни за что отвечать, не хочет разде­лять семейные обязанности пополам [9].

Третья группа гендерных стереотипов связана с половыми разли­чиями в содержании труда. Как правило, женщине принадлежит экс­прессивная (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчине ин­струментальная сфера деятельности (творческий, созидательный, ру­ководящий труд). Т. Парсон и Ф. Бэйлс говорят о позитивном влиянии такой дифференциации ролей, отмечая, что «несмотря на противопо­ложности, коими являются мужчина и женщина, они могут разнооб­разно взаимодействовать с учетом выполнения предназначенных им ролей» [6, с. 68]. Кроме того, женщины много чаще мужчин сталкива­ются с безработицей и дискриминацией на рынке труда [13,16].

Цель занятия— формирование личностной гендерной позиции студента через самостоятельную практическую работу по выявле­нию гендерных стереотипов.

Оснащение:кодоскоп.

Порядок работы

Занятие проводится в форме трех последовательных тематических семинаров, на которых студенты выступают с сообщениями о заранее проведенном исследовании.

Перед семинарами предполагается чтение лекции на тему: «Гендерные стереотипы».

Этап1. Предварительная подготовка;

Этап2. Выступления студентов;

Этап3. Подведение итогов семинаров.

Этап 1. Предварительная подготовка

Студентам предлагаются возможные варианты исследований по те­матике семинаров и осуществляется общее руководство работой.

Студенты на основе полученных теоретических знаний сами фор­мулируют тему исследования либо получают ее от преподавателя. В выборе темы студент может отталкиваться от методов исследова­ния. Он должен сам сформулировать цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования. Оговаривается также форма отчета. Ниже пред­ставлен план отчета по проведенному исследованию, который может быть выдан студенту непосредственно перед началом работы.

1. Вводная часть (почему выбрана именно эта тема, ее актуальность).

2. Методическая часть (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы).

3. Основная часть (анализ и обсуждение полученных результатов).

4. Приложения (варианты опросных листов, протоколы, карты на­блюдений, графики, таблицы).

Возможные варианты исследований

Семинар 1. Гендерные стереотипыу дошкольников

1.1Ассоциативный эксперимент со словами (в качестве слова-сти­мула предлагаются слова «мама», «папа»; «мальчик», «девочка» и т. п.). Исследование проводится на базе детского сада или детского центра. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. Жела­тельно до начала эксперимента провести с детьми тренировку (это мож­но сделать в групповой форме). Инструкция для детей: «Подумайте и скажите слова, которые связаны со словом "день рождения"». Жела­тельно, чтобы слова-стимулы были эмоционально насыщены. Это упростит для ребенка процесс выработки ассоциаций. После того как дети поняли суть работы, им можно предлагать слова-стимулы, состав­ляющие содержание эксперимента. Это нужно делать в индивидуаль­ном порядке. Ребенку дается та же инструкция, меняется только слово-стимул. Экспериментатор регистрирует ассоциации и спонтанные высказывания. Обработка полученных данных проводится с помощью контент-анализа. Студент должен, исходя из полученных данных, вы­делить категории контент-анализа, подсчитать частоту их встречаемо­сти и проинтерпретировать полученные данные.

1.2 Ассоциативный эксперимент с картинками (по В. В. Абраменковой, 1987): детям предлагаются картинки, имеющие фемининный (кастрюля, платье, коляска и т. п.), маскулинный (молоток, машина и т. п.) и гепдерно-нейтральный окрас (книга, дерево, стол и т. п.). Де­тей просят разделить картинки на «мамины» и «папины». Эксперимент проводится в индивидуальном порядке. Инструкция ребенку: «Посмот­ри на картинки. Положи справа мамины картинки, а слева папины (ва­рианты: те, которые подходят маме; которые ты бы отдал маме)». Если у ребенка возникают затруднения (например, он говорит: «А эта кар­тинка не подходит ни маме, ни папе» или «Эта подходит и маме и папе»), то эту картинку кладем в третью стопку (эти картинки мы бу­дем учитывать как гендерно-нейтральные). Обработка полученных дан­ных: учитывается количество картинок в каждой группе и их содержа­ние. Подсчитывается количество маскулинных, фемининных и гендер-но-нейтральных картинок в каждой группе («папины», «мамины», «общие или ничьи»). Студент должен проинтерпретировать и попы­таться объяснить причины полученного распределения.

1.3 Работа со сказкой: детям читают сказку и просят выбрать героя, которым бы ребенок хотел (не хотел) быть. Проводится гендерный ана­лиз. Например, детям в группе читается сказка, в которой присутству­ют персонажи обоих полов. Затем каждого ребенка отдельно спраши­вают, кем из героев сказки ребенок хотел бы быть (сначала) и кем бы не хотел (потом), просят объяснить почему. Экспериментатор фиксирует полученные данные. Обработка данных: студент должен выявить об­щие тенденции (при их наличии) в ответах мальчиков и девочек (вы­бор персонажа и обоснование выбора). Например, мальчик говорит: «Я хотел бы быть петухом, потому что он смелый и прогнал лису»; де­вочка говорит: «Я бы хотела быть лисой, потому что она красивая и умная». Анализируются социальные причины выборов.

1.4 Наблюдение: фиксируются и анализируются виды деятельно­сти (поведение) мальчиков и девочек в детском саду в течение опре­деленного отрезка времени (см. в приложении 1 пример карты наблю­дения). В данной карте представлены три вида деятельности и их со­держание (наполнение). Могут быть проанализированы также другие виды деятельности или пересмотрено наполнение упомянутых. Сту­дент, наблюдая за группой детей в детском саду, заполняет карты наблюдения за несколькими детьми (для каждого ребенка — отдельная карта). Обработка данных: подсчитывается наличие и отсутствие ре­гистрируемых признаков (в процентах) у мальчиков и девочек. Про­изводится интерпретация с анализом причин. Интерпретируется как наличие, так и отсутствие различий.

1.5 Наблюдение: фиксируются и анализируются высказывания и дей­ствия воспитателя (система поощрений и наказаний) по отношению к мальчикам и девочкам, (см. в приложении 2 пример карты наблюдения). Воспитателю говорится, что наблюдение будет проводиться за детьми. Возможно наблюдение на занятиях, во время свободных игр детей, на прогулке, за обедом и т. д. Обработка данных: производится подсчет на­личия или отсутствия регистрируемых признаков в отношении мальчи­ков и девочек. Основная задача студента — выявить, одинаково или по-разному воспитатель относится к детям разного пола; если по-разному — в чем это проявляется и в какой степени. Важно также попытаться найти и объяснить причины такого отношения со стороны воспитателя.

Наши рекомендации