Этап 2. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации
Второй этап занятия состоит из двух частей: информационной части, в которой преподаватель дает определения, ключевые понятия (вводит студентов в проблему) и обсуждения (преподаватель задает вопросы, на которые студенты отвечают, происходит обсуждение поставленного вопроса).
Вопросы студентам
1. Как вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?
Обсуждается вопрос о том, что процесс гендерной социализации начинается еще до рождения ребенка, когда родители покупают мальчикам одежду и аксессуары голубого, а девочкам — розового цвета. Важно отметить, что процесс гендерной социализации длится всю жизнь, что, несмотря на то что гендерная идентичность формируется в детстве, в процессе жизни возможны изменения.
2. Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социализации?
Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка. Влияние одежды на поведение ребенка. Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает движений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее запачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребенка. Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия излишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны иустановлены.
Практическое задание
Студентам предлагается разыграть ситуации, которые имеют место в традиционно-патриархальной и эгалитарных семьях, сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит подстричь ее «под мальчика». Студенты проигрывают каждую ситуацию, обсуждают последствия каждого типа поведения родителей на ребенка (см. приложение).
1. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки, сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков? Сказки, где главное действующее лицо женского пола. В большинстве сказок персонажи — воплощение «традиционной женственности», героиня обычно является объектом спасения («Морозко»), безропотность женщины восхваляется («Золушка»), женщина обязательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение — хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках — великое зло, точно также осуждается и мужчина, не способный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж — женщина-богатырка — значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо — мужчина — это в основном сказки, в которых желанным «призом» герою становится невеста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.
2. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек — гуманитарных.
3. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма?
В учебниках, как правило, мы читаем, что девочки чаще заняты в сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики — в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.
4. Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)?
Мужчина в основном объект, женщина — субъект сексуальных взаимоотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина — в профессиональной сфере. Фемининность мужчины порицается прессой. Образы мужчины и женщины в СМИ.
5. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
6. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии этого делать, то его статус значительно снижается).
7. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщина? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?