Этап 2. Развитие эмпатических способностей
1. Заполнение теста «Прямое и косвенное выражение чувств».
2. Определение и сравнение среднего балла эмпатических способностей по группе, у женской части группы и у мужской.
3. Обсуждение методических трудностей исследования эмпатических способностей у мужчин иженщин.
Личный и профессиональный успех в современном мире непосредственно связан со способностью человека понимать чувства других, выражать свое отношение к ним. Поэтому основной акцент занятия должен быть сделан на изучении методов развития эмпатической отзывчивости и средств эмпатической экспрессии.
Выражение наших чувств сопровождается интонацией голоса, мимикой, изменением позы. Они позволяют лучше распознавать чувства собеседника. Однако достаточно четко сформулировать свои ощущения, чтобы быть понятым. В ситуации, когда чувства выражаются только косвенно, собеседник вынужден заниматься интерпретацией и гаданием.
Условием формирования навыков более четкого определения своих эмоциональных состояний и переживаний других является умение различать прямое и косвенное выражение чувств.
На этом этапе занятия используется тест «Прямое или косвенное выражение чувств» (приложение 1) [4; с. 25], который позволяет частично определять уровень эмпатических способностей и одновременно тренировать способность разделять непосредственно сформулированные и косвенно выраженные чувства собеседника.
Тест представляет собой перечень фраз, выражающих чувства. В задачу тестируемых входит дифференциация примеров, в которых отражено прямое икосвенное выражение чувств. В целях достижения большего эффекта от тренировки этого навыка перечень фраз можно расширить.
На основании полученных в ходе тестирования индивидуальных показателей можно определить средний балл по группе, а также сравнить между собой средние баллы мужских и женских показателей.
При обсуждении результатов тестирования важно отметить, что различия между мужчинами и женщинами по вербальной, коммуникативной и эго-компетентности следует рассматривать на нескольких уровнях.
На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия) [1].
Развитие эмпатических способностей и особенности эмоциональной экспрессии обусловлены воспитанием и зависят от существующей в обществе системы гендерных стереотипов. В связи с этим следует указать на то, что в определении коммуникативно-личностного потенциала мужчин и женщин большое значение имеют методы исследования. Например, многие мужчины не хуже женщин определяют чувства других людей и даже могут внутренне сопереживать им, но они не спешат демонстрировать эмпатическую отзывчивость, так как она не соответствует мужской гендерной роли. Поэтому исследование с использованием шкал, где обследуемый должен сообщить, насколько эмпатичным он стремится быть, не позволит нам получить достоверную картину в отношении мужчин [1].
Эффективность эмпатической экспрессии связана с развитием навыков активного слушания, поэтому в рамках занятия можно кратко рассмотреть, например, методы перефразирования, уточнения, присоединения к чувствам собеседника.
Этап 3. Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий
1. Выполнение упражнения по описанию эмоционального состояния.
2. Определение и сравнение мужских и женских средних показателей по выполненному заданию.
3. Выполнение упражнения на переформулирование желаний.
Важнейший показатель высокого уровня социального интеллекта — сознательное регулирование собственной эмоциональной жизни. В первую очередь это выражается в способности четко определять свои эмоциональные состояния и желания.
Проблема мужчин иногда состоит в том, что они с детства приучены подавлять собственные чувства, поэтому часто не способны распознавать «оттенки» настроения и четко формулировать желания. Для некоторых женщин, наоборот, характерна фиксация на чувствах, что также не позволяет четко определить желание.
Для развития навыков осознания чувств можно предложить упражнение по описанию эмоционального состояния. Его суть в том, что человек в течение 5 минут описывает все эмоции и чувства, которые возникают у него за этот период.
В начале упражнения многие испытывают сопротивление. На этом этапе важно поощрять, стимулировать тех студентов, кто выполняет упражнение. Использование в описании своего эмоционального состояния больше 10 определений считается хорошим показателем.
После выполнения данного задания преподаватель просит студентов сравнить и обсудить средние показатели по выполненному заданию в группе юношей и девушек. Если различия существуют, то обсуждение можно провести в контексте анализа причин выявленных различий в вербализации эмоциональных состояний. Если различия отсутствуют или минимальны, обсуждение можно построить в контексте противоречий между существующими стереотипами о различиях в эмоциональных способностях мужчин и женщин и реальными жизненными практиками.
Одним из способов совершенствования социальной компетентности является упражнение на переформулирование желаний (приложение 2) [4; с. 148].
Для достижения конкретного результата необходимо уметь моделировать программу поведения. Данное упражнение тренирует способность преобразовывать желания в конкретные цели и развивает навык формулирования программы поведения.
Упражнение представляет собой краткие указания по описанию шести этапов на пути к достижению цели. Оно позволяет мысленно пережить потенциальное событие, что дает возможность откорректировать программу действий. Например, при устройстве на работу важно четко представлять собственные пожелания, связанные с режимом работы, организацией рабочего места, оплатой труда и т. д. Ясная формулировка желаний способствует скорейшему достижению цели и избежанию разногласий.
При проведении этого упражнения в группе следует учитывать, что для каждого характерен индивидуальный темп работы, поэтому важно определять временной лимит для исполнения инструкций на каждом этапе (например, 3-5 минут). С целью сохранения общего темпа работы инструкции к следующему этапу необходимо произносить только тогда, когда большинство студентов справилось с предыдущим заданием.
Контрольные вопросы
1. Какие стороны социального интеллекта лучше развиты у мужчин, а какие — у женщин?
2. В чем заключаются трудности исследования вербальной и коммуникативной компетентности у мужчин и женщин?
3. Какие ограничения на развитие социальной компетентности накладывает гендерная роль?
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
2. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002.
4. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1988.
Приложение 1