Стартовая анкета для спецкурса

по гендерному образованию

Л. В. Штылева, Е. Б. Петрушихина

Опросник «Что я думаю о «женском» и «мужском» в воспитании?»

1. Сейчас одна из самых модных тем ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной». Ка­кие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этими понятиями?

Быть «настоящей женщиной», это быть... (какой?) быть «настоящим мужчиной» это быть ...(каким?)
   

2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «жен­ское счастье»? Как вы думаете, что под ним подразумевается?

3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если «да», то в чем оно заключается?

4. Как вам кажется, существуют ли по-настоящему «мужские» и «женские» профессии?

Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).

Женские профессии Мужские профессии

5. По вашему мнению, существуют ли разница между девочками и мальчиками? Если «да», то какая:

а) в психическом развитии (внимание, память, речь, мышление)

Девочки Мальчики
   

б) в поведении

Девочки Мальчики
   

в) в общении

Девочки Мальчики
   

6. Как вам кажется, нужно ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному? Если «да», то чем, на ваш взгляд, отличается воспитание девочек от воспитания мальчиков?

Воспитание девочек Воспитание мальчиков
   

7. В чем, по вашему мнению, заключаются отличия воспитатель­ного воздействия мужчины и женщины на ребенка (проблема «муж­ского» и «женского» воспитания)?

Характеристики «женского» воспи­тания Характеристики «мужского» воспитания
   

8. В чем, по вашему мнению, заключается педагогическая роль?

Матери Отца
В воспитании дочери В воспитании сына В воспитании дочери В воспитании сына
       

9. С кем вам легче работать, находить общий язык (выберите и от­метьте нужное):

С девочками С мальчиками Другой ответ (напишите сами)

10. Когда вы первый раз услышали о новой социально-психологи­ческой категории «гендер»?

Сегодня В этом году Несколько лет назад

Пожалуйста, укажите ваши данные для статистической обра­ботки анкет:

• пол (ж/м);

• возраст (полных лет);

• общий педагогический стаж;

• возраст детей, с которыми вы работаете/общаетесь. Спасибо за работу!

Глава 3

Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности

Н. П. Реброва

Вводные замечания

При изучении гендерной психологии важным является ознакомление студентов с биологическими аспектами половых различий, с основны­ми данными об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма, а также о степени их влияния на психологические и поведенческие реакции у мужчин и женщин. В биологии пол опреде­ляют как совокупность морфологических и физиологических особен­ностей организма, обеспечивающих половое размножение [10]. Нали­чие двух полов предполагает различие в строении и функционирова­нии организмов, относящихся к каждому из них. Внешние и внутренние различия в мужском и женском организме называют половым димор­физмом. Иными словами, половой диморфизм — это различия между полами, обусловленные биологическими факторами [15].

Термин «пол» имеет несколько значений, каждое из которых от­ражает основные этапы процесса половой дифференциации. Напри­мер, сочетание хромосом в момент оплодотворения определяет ге­нетический (хромосомный) пол. Примерно на 7-й неделе развития зародыша формируются половые железы, то есть начинает форми­роваться его гонадный (истинный) пол. Гормоны половых желез вы­зывают в организме половую дифференциацию и обусловливают гор­мональный пол. Под влиянием гормонов формируется внешний и внутренний морфологический (соматический) пол, происходит фор­мирование мозговых структур, влияющих на дальнейшее половое созревание и поведение. При рождении ребенка на основании генитальных признаков определяют его гражданский (паспортный) пол.

С учетом многообразия этих механизмов, в психологии пол характе­ризуют как комплекс телесных, поведенческих и социальных при­знаков, определяющих индивида как мужчину или женщину [15]. Изучение полового диморфизма и особенностей его проявления в различных сферах поведения человека имеет самостоятельное зна­чение для гендерной психологии. При этом интересен не только воп­рос о том, какие существуют различия между мужчинами и женщина­ми, но и в какой мере биологические свойства детерминируют фор­мирование психологических особенностей индивида.

Влияние биологических особенностей человека на его психиче­ское развитие опосредуется сложнейшей системой связей и отно­шений. Исходя из идеи о многоуровневой организации, личность человека можно рассматривать в понятиях объектных и субъектных свойств [12]. К объектным свойствам относят телесные (соматиче­ские) свойства, а к субъектным — психические свойства, промежу­точным звеном являются психофизиологические. Под психофизио­логическими свойствами понимают совокупность биологических свойств, определяющих особенности поведения человека. Посколь­ку психофизиологические свойства находятся в тесной связи с со­матическими, целесообразно рассмотреть некоторые соматические особенности мужчин и женщин.

Наши рекомендации