Стартовая анкета для спецкурса
по гендерному образованию
Л. В. Штылева, Е. Б. Петрушихина
Опросник «Что я думаю о «женском» и «мужском» в воспитании?»
1. Сейчас одна из самых модных тем ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной». Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этими понятиями?
Быть «настоящей женщиной», это быть... (какой?) | быть «настоящим мужчиной» это быть ...(каким?) |
2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «женское счастье»? Как вы думаете, что под ним подразумевается?
3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если «да», то в чем оно заключается?
4. Как вам кажется, существуют ли по-настоящему «мужские» и «женские» профессии?
Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).
Женские профессии | Мужские профессии |
5. По вашему мнению, существуют ли разница между девочками и мальчиками? Если «да», то какая:
а) в психическом развитии (внимание, память, речь, мышление)
Девочки | Мальчики |
б) в поведении
Девочки | Мальчики |
в) в общении
Девочки | Мальчики |
6. Как вам кажется, нужно ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному? Если «да», то чем, на ваш взгляд, отличается воспитание девочек от воспитания мальчиков?
Воспитание девочек | Воспитание мальчиков |
7. В чем, по вашему мнению, заключаются отличия воспитательного воздействия мужчины и женщины на ребенка (проблема «мужского» и «женского» воспитания)?
Характеристики «женского» воспитания | Характеристики «мужского» воспитания |
8. В чем, по вашему мнению, заключается педагогическая роль?
Матери | Отца | ||
В воспитании дочери | В воспитании сына | В воспитании дочери | В воспитании сына |
9. С кем вам легче работать, находить общий язык (выберите и отметьте нужное):
С девочками С мальчиками Другой ответ (напишите сами)
10. Когда вы первый раз услышали о новой социально-психологической категории «гендер»?
Сегодня В этом году Несколько лет назад
Пожалуйста, укажите ваши данные для статистической обработки анкет:
• пол (ж/м);
• возраст (полных лет);
• общий педагогический стаж;
• возраст детей, с которыми вы работаете/общаетесь. Спасибо за работу!
Глава 3
Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности
Н. П. Реброва
Вводные замечания
При изучении гендерной психологии важным является ознакомление студентов с биологическими аспектами половых различий, с основными данными об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма, а также о степени их влияния на психологические и поведенческие реакции у мужчин и женщин. В биологии пол определяют как совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение [10]. Наличие двух полов предполагает различие в строении и функционировании организмов, относящихся к каждому из них. Внешние и внутренние различия в мужском и женском организме называют половым диморфизмом. Иными словами, половой диморфизм — это различия между полами, обусловленные биологическими факторами [15].
Термин «пол» имеет несколько значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса половой дифференциации. Например, сочетание хромосом в момент оплодотворения определяет генетический (хромосомный) пол. Примерно на 7-й неделе развития зародыша формируются половые железы, то есть начинает формироваться его гонадный (истинный) пол. Гормоны половых желез вызывают в организме половую дифференциацию и обусловливают гормональный пол. Под влиянием гормонов формируется внешний и внутренний морфологический (соматический) пол, происходит формирование мозговых структур, влияющих на дальнейшее половое созревание и поведение. При рождении ребенка на основании генитальных признаков определяют его гражданский (паспортный) пол.
С учетом многообразия этих механизмов, в психологии пол характеризуют как комплекс телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину [15]. Изучение полового диморфизма и особенностей его проявления в различных сферах поведения человека имеет самостоятельное значение для гендерной психологии. При этом интересен не только вопрос о том, какие существуют различия между мужчинами и женщинами, но и в какой мере биологические свойства детерминируют формирование психологических особенностей индивида.
Влияние биологических особенностей человека на его психическое развитие опосредуется сложнейшей системой связей и отношений. Исходя из идеи о многоуровневой организации, личность человека можно рассматривать в понятиях объектных и субъектных свойств [12]. К объектным свойствам относят телесные (соматические) свойства, а к субъектным — психические свойства, промежуточным звеном являются психофизиологические. Под психофизиологическими свойствами понимают совокупность биологических свойств, определяющих особенности поведения человека. Поскольку психофизиологические свойства находятся в тесной связи с соматическими, целесообразно рассмотреть некоторые соматические особенности мужчин и женщин.